Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Гагаузская автономия родилась на фоне кризиса, и у него есть отголоски»


В Гагаузии прошли выборы в Народное собрание. Чем была важна эта кампания – своим мнением поделился исполнительный директор Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан.

Игорь Боцан: Эти выборы важны для нас здесь, в Республике Молдова, тем, что правящая коалиция намерена пересмотреть избирательную систему. Я считаю, что самое главное для нас, учитывая опыт Гагаузии, – как именно собирается власть изменить законодательство о выборах? И – чем это аукнется?

Точно ли они знают, что это значит – одномандатная, или смешанная система в парламентской республике? Понимают ли они, что, если они хотят пересмотреть избирательную систему, придется менять Конституцию и давать президенту дополнительные полномочия, чтобы иметь гарантию того, что в результате выборов по одномандатным округам мы не получим разбалансированный, неработоспособный парламент? И что в этом случае придется институту президента брать на себя управление страной? Иными словами, есть множество мелочей, одна другой важнее, которые высветили выборы в Гагаузии – и мы должны извлечь уроки из этого опыта.

Свободная Европа: Местный парламент состоит из 35 депутатов. Как следует из сообщения Партии социалистов, десять из них представляют интересы ПСРМ, или пользуются прямой поддержкой социалистов. Это важно?

Игорь Боцан: Еще бы! Очень даже важно.

Свободная Европа: Ставка на политическую окраску?

Игорь Боцан: Разумеется. Потому что парламент или Народное собрание структурируется по фракциям, которые образуют большинство. Большинство обеспечивает стабильную власть. Именно поэтому крайне важно сейчас, как все будет налажено в Народном собрании.

Свободная Европа: Но это и свидетельство поддержки, которой пользуется Партия социалистов в Гагаузии?

Игорь Боцан: Где-то на уровне одной трети – да, есть поддержка. Но посмотрим, что будет с так называемыми независимыми депутатами.

Свободная Европа: Гагаузский парламент разношерстный…

Игорь Боцан: Конечно. Вспомним выборы 2012 года, где практически были одни независимые, которые за ночь превратились в демократов. Если такая же ситуация преследуется здесь, в Республике Молдова, в отношении национального парламента, налицо очень серьезная проблема, которую как-то надо будет решать – и решить с помощью граждан. Хотят граждане, чтобы в результате изменения избирательной системы мы получили дефектную и разлаженную власть, управляемую сомнительными кукловодами или разного рода координаторами? Неужели этого хочет Республика Молдова?

Свободная Европа: Г-н Боцан, помните, после своего визит в Комрат спикер Андриан Канду говорил, что в последнее время взаимодействие между центром и периферией заметно улучшилось. Действительно ли появилась почва для того, чтобы Гагаузия больше доверяла политическому классу Кишинева – и наоборот?

Игорь Боцан: Республика Молдова должна продемонстрировать, что гагаузская автономия функциональна. Наша страна, со всеми ее проблемами, удостоилась похвалы, поддержки международных институтов. Поэтому отношения между Комратом и Кишиневом должны постоянно находиться в поле зрения, и их необходимо улучшать, чтобы гагаузы не жаловалась, что Кишинев как-то ограничивает их прерогативы.

Молдова – унитарное государство, которое может предоставить отдельным своим территориям статус автономии. И совершено ясно, каким именно территориям – Гагаузии и Приднестровью

​С другой стороны, Кишинев должен проявить твердость и решимость в том, что касается полномочий Гагаузии. Для этого необходимо наладить, прежде всего, обмен информацией по тем нормативным актам, которые принимают Народное собрание и исполнительный орган Гагаузии, чтобы эти акты не вступали в противоречие с национальным законодательством. Ведь смысл существования Гагаузии – в том, чтобы предоставить этому сообществу наших сограждан все возможности для развития языка, национальной культуры, оставаясь при этом в едином правовом поле с Республикой Молдова. И все эти моменты нужно принимать во внимание.

Если гагаузам необходимы дополнительные бюджетные ресурсы для развития национальной культурной специфики и т.д. – это тоже нужно принимать в расчет. Если речь идет о других полномочиях, то следует очень внимательно посмотреть Конституцию Республики Молдова и Закон об особом правовом статусе Гагаузии, чтобы обеспечить равномерность применения законов на территории РМ.

Свободная Европа: Нередко возникал разговор о том, нельзя ли приднестровский вопрос решить по гагаузской модели? Тирасполь ответил категорическим «нет». И башкан автономии Ирина Влах говорила, что решить приднестровскую проблему будет очень трудно после того, как в Кишиневе появится бюро НАТО…

Игорь Боцан: Все это, на мой взгляд, очень интересно. Эти проблемы – как лакмусовая бумажка, в которой проявляются настроения и устремления наших сограждан из Приднестровья и Гагаузии. Но существует Конституция Республики Молдова, в которой четко прописано: Республика Молдова – унитарное государство, которое может предоставить отдельным своим территориям статус автономии. И совершено ясно, каким именно территориям – Гагаузии и Приднестровью.

Значит, находясь в переговорном процессе с представителями Приднестровья, мы должны иметь в виду именно Конституцию страны. А разного рода оговорки, связанные с международными отношениями Республики Молдова, с бюро по информированию или по связям, с гражданскими бюро – все эти странные, мягко говоря, реакции свидетельствуют о том, что либо кто-то чего-то недопонимает, либо это попытки расшатать стабильность, которая еще существует в Республике Молдова.

Свободная Европа: Партия социалистов выражает уверенность в том, что новый состав Народного собрания продолжит курс на укрепление государственности Молдовы. Какую поддержку могли бы предложить социалисты, и какую помощь ждет Комрат?

Игорь Боцан: Если речь идет о социалистах, думаю, надо вспомнить, что Игорь Додон был горячим сторонником референдума от 2 февраля 2014 года, который прошел вопреки законным нормам Республики Молдова. Этот референдум был организован на средства частных источников, не государственных. И этот референдум узаконил право Гагаузии на выход из Республики Молдова при определенных обстоятельствах.

Этот референдум подорвал европейскую интеграцию Республики Молдова, призвав к иному внешнеполитическому курсу страны. Если социалисты и впредь намерены поддерживать такую политику, то, например, Игорю Додону, если его инаугурация состоится, придется проводить референдум на частные средства сомнительного происхождения, чтобы быть на высоте тех событий, в которых он участвовал в 2014 году.

Свободная Европа: Игорь Додон после победы первым делом посетил Комрат…

Игорь Боцан: Ничего плохого в этом нет. Центральная власть Республики Молдова должна общаться с местными властями, в том числе, с администрацией Гагаузской автономии.

Для гагаузов русский язык, как говорят они сами, – это окно в мир великой цивилизации

Свободная Европа: Но подобные жесты сплачивают молдавское общество или, напротив, еще больше углубляют раскол?

Игорь Боцан: Ничего плохого нет в визите г-на Додона в Комрат, особенно, если учесть, что в Гагаузии его поддержали 99% избирателей. Это символический жест. Но за этим символизмом просматриваются отношения г-на Додона с гагаузской администрацией, которые проявились 2 февраля 2014 года. Это очень плохой пример для того, что называется правовым государством, – организация референдумов, источники финансирования таких мероприятий… Так что это очень важные моменты, над которыми следует призадуматься. И следует занять четкую гражданскую позицию в отношении такого рода событий.

Свободная Европа: Почему каждый раз, когда заходит речь о территориально-административном образовании Гагауз-Ери, обязательно следует делать акцент на улучшении дружественных отношений с Москвой?

Игорь Боцан: Для гагаузов это более чем ясный посыл, понятный всем: у них сохранилось чувство благодарности к советской империи, которая их спасла. Они говорят – от геноцида, который 200 лет назад был развязан против христианизированных турок, потомками которых являются гагаузы. Они создали свою мифологию, которую, в принципе, можно принять.

Для гагаузов, для этого маленького народа русский язык, как говорят они сами, – это окно в мир великой цивилизации. Так что советский период наложил глубокий отпечаток на наших гагаузских соотечественников. И в процессе построения независимого государства Республика Молдова мы должны не настраивать против себя гагаузов, а доказать нашим гагаузским соотечественником, что никто не собирается ограничивать их поле общения с Россией, ущемлять их культуру, или создавать условия, при которых они не могут пользоваться русским языком для общения с миром высокой цивилизации и т.д. Это – нормальные вещи, которые, при терпеливом и благосклонном отношении, можно решить, исходя из реалий, сложившихся в Молдове.

Мы должны привыкнуть, что в таком обществе, как наше, разногласия будут всегда. Важно, чтобы масштабы разногласий и конфликтов уменьшались

Свободная Европа: Комрат будет настаивать на пересмотре особого правового статуса автономии?

Игорь Боцан: Да, будет настаивать. Я думаю, это нормальный процесс, потому что Гагаузская автономия родилась на фоне кризиса, и у этого кризиса есть отголоски. Это нужно понимать и учитывать. Вопрос – в том, насколько аргументировано отношение официального Кишинева, как должна поступить власть, чтобы ее поняли, чтобы Комрат принял ее аргументы.

Потому что, в конечном итоге, Гагаузская автономия сильно зависит от поступлений из госбюджета, зависит от международной поддержки, которой пользуется Республика Молдова. Так что это – нормальный процесс. Мы должны привыкнуть к тому, что в таком обществе, как наше, разногласия будут всегда. Важно, чтобы масштабы таких разногласий и конфликтов уменьшались, чтобы достичь пункта равновесия, когда мы сможем сказать, что абсолютно все мы – и румыны, и молдаване, и гагаузы, и русские и т.д. – граждане одной страны, пользуемся одинаковыми правами, имеем одинаковые обязанности и строим страну, в которой нам всем будет комфортно жить и воспитывать детей и внуков.

XS
SM
MD
LG