Linkuri accesibilitate

Владимир Сокор: «Обещания Додона – пыль в глаза. А договоренностей – две: генпрокурор и новый Кодекс о выборах»


Молдавская политическая сцена изменится, однако, это не будет связано с победой на президентских выборах Игоря Додона. Такого мнения придерживается политолог, старший научный сотрудник Джеймстаунского университета (США) Владимир Сокор.

Свободная Европа: В Молдове говорят, что в не столь отдаленном будущем появится социал-демократический полюс. Политики об этом думают?

Владимир Сокор: Да, несомненно.

Свободная Европа: И это хорошо для Республики Молдова?

Владимир Сокор: Это один из двух нынешних политических проектов г-на Плахотнюка. Он хочет создать крупную партию, своего рода партийный фронт, народный или единый фронт по модели «Единой России», в рамках которого существуют группировки различных идеологических направлений, – но все подконтрольные центру.

В этом созвездии, которое будет называться социал-демократической партией, г-н Плахотнюк будет контролировать унионистскую группировку, небольшую, но необходимую на правом фланге. А на левом фланге в этой конструкции – группировку коммунистической окраски, из состава перебежчиков от Воронина, или нескольких депутатов, которых, я уверен, г-н Плахотнюк уведет у фракции Партии социалистов.

Г-н Плахотнюк владеет специальной техникой «кадрить» депутатов, «уводить» председателей районов

Свободная Европа: Сколько их будет?

Владимир Сокор: Сегодня поговаривают о семерых. Не хочу спекулировать цифрами, но их будет несколько, это несомненно. Г-н Плахотнюк владеет специальной техникой «кадрить» депутатов, «уводить» председателей районов или местных организаций у той или иной партии, чтобы присоединить их к Демократической партии, либо же создать на их базе нового политического игрока, под социал-демократическим или социалистическим ярлыком, чтобы протолкнуть его в Социалистический интернационал с помощью г-на Лупу.

Он рассчитывает на их дружбу с Сергеем Станишевым, очень важным персонажем в Социалистическом интернационале и Европейском парламенте. Тот – выходец из болгарских коммунистов, Станишев возглавлял социал-демократическое правительство Болгарии, сверхкоррумпированное, связанное с экономическими интересами российских энергетических компаний.

Свободная Европа: Насколько эффективна сейчас власть? Ее представители говорят гражданам о том, что удалось сохранить стабильность, что МВФ согласился подписать соглашение с правительством, что скоро начнут поступать деньги в виде поддержки со стороны Запада. Социально-политическая обстановка в Молдове стабилизовалась?

Владимир Сокор: Власть стабильна. Система, установленная г-ном Плахотнюком, стабильна. Вы спросили, эффективно ли управление. Эффективно, но вопрос в другом: эффективно в чьих интересах? В интересах граждан? Нет. Оно эффективно в интересах власти, на вершине которой находится г-н Плахотнюк и несколько привилегированных семей-бенефициаров.

Агрессивное продвижение демократии было огромной стратегической ошибкой со стороны США

Свободная Европа: Внешние партнеры поддерживают Молдову, – так они говорят...

Владимир Сокор: Да, это так. И поддерживают не конкретного человека – они поддерживают Молдову. Но эти партнеры, в том числе, Госдепартамент США, и в меньшей степени – Евросоюз, но, в первую очередь, Госдепартамент пришли к выводу, что г-н Плахотнюк гарантирует политическую стабильность.

Американская эпоха агрессивного продвижения демократии закончилась. Я вижу в этом хороший момент. Агрессивное продвижение демократии теми средствами, которые использовались, было огромной стратегической ошибкой со стороны США. Сегодня США стали более реалистично смотреть на вещи.

В отношении Республики Молдова американская политика хочет стабильности. И они считают, что г-н Плахотнюк – в силу той реальной власти, которой он обладает, гарантирует эту стабильность. Не Запад дал Плахотнюку власть, тот завоевал ее сам, своими возможностями. У него огромный талант в этой части.

Свободная Европа: У г-на Плахотнюка отличные отношения с соседями, с украинским президентом г-ном Порошенко, с социал-демократами Румынии, которым сейчас прочат победу на декабрьских парламентских выборах…

Владимир Сокор: Это так.

Свободная Европа: Какие тогда упреки можно высказать лично г-ну Плахотнюку, раз у него такая поддержка за рубежом?

Владимир Сокор: Давайте уточним. Личная дружба – потому что это личная дружба, а не отношения на государственном уровне – Плахотнюка с Порошенко тянется с тех самых времен, когда г-н Порошенко был коррумпированным олигархом. Г-н Порошенко очень сильно изменился в лучшую сторону. Сегодняшний Порошенко ничем не напоминает того Порошенко, который был несколько лет назад. Он повзрослел и превосходно эволюционировал. Но его личная дружба с Плахотнюком тянется именно с тех времен.

У них были общие интересы, связанные с бизнесом, – и это был не крупный бизнес, а, скорее, мелкий. Но этого недостаточно для создания между ними политической конструкции.

В Румынии больше нет единого центра, который принимает решения в отношении Молдовы

Что касается Социал-демократической партии Румынии, то ее высшее круги были осуждены за коррупцию, и есть новые уголовные дела, которые сейчас только расследуются. Такова верхушка Социал-демократической партии Румынии.

Свободная Европа: Румыния – страна, которая безоговорочно помогает Республике Молдова?

Владимир Сокор: Помогает на определенных условиях. Кто именно в Румынии помогает? Потому что в Румынии больше нет единого центра, который принимает решения в отношении Молдовы. Во времена президента Траяна Бэсеску в Румынии существовал единый центр принятия решений в том, что касается Республики Молдова, – в президентуре и других госучреждениях, контролируемых лично г-ном Бэсеску.

Сегодня этого единого центра нет. Решения принимает правительство технократов во главе с Дачианом Чолошом, которое координирует с ЕС политику в отношении Республика Молдова, и которое выделило первый транш экономической помощи на определенных условиях, согласованных и с Молдовой, и с Международным валютным фондом.

Свободная Европа: Значит, правительство выполнило условия?

Владимир Сокор: Нет. Те условия лишь предстоит выполнить.

Свободная Европа: Первый транш уже поступил...

Владимир Сокор: Он был выделен на базе обещаний выполнить ряд совсем нелегких условий, которые предусматривают довольно внушительное сокращение госаппарата, увеличение тарифов на электроэнергию и природный газ, болезненную реформу пенсионной системы. Все эти условия только предстоит выполнить. Более того, помощь настолько несущественна, что не может быть использована для инвестиций, она может пойти только на латание бюджетных дыр и на текущее потребление. Это не помощь в целях развития, это помощь на грани выживания.

Свободная Европа: Но эта помощь позволит нынешнему правительству исполнить свой мандат до 2018 года, когда завершит свою работу парламент.

Владимир Сокор: По идее, так должно быть. Но транши выделяются ежегодно. И возникает вопрос: а будет ли высвобожден очередной транш в 2017-м? Точно этого сказать нельзя.

Свободная Европа: Поступила помощь со стороны МВФ, идет помощь и от других европейских институтов. Таким образом, худо-бедно, Молдова двигается вперед.

Владимир Сокор: Вот именно – худо-бедно, но без развития. Эти денежные суммы покрывают дыры в бюджете текущего потребления, но они не направлены на развитие.

Свободная Европа: Что может произойти на правоцентристском фланге? Консолидация или дальнейший раскол?

Владимир Сокор: По моему мнению, 48%, полученных Майей Санду совместно с Андреем Нэстасе и соответствующими партиями, – это отличный результат в нынешней ситуации: без финансирования, без поддержки СМИ, без административных ресурсов, без политического аппарата на местах.

Это прекрасный результат, который свидетельствует о консолидации общества. Никогда еще прежде половина общества не была столь сплоченной вокруг единой политической платформы.

Свободная Европа: Но говорят и о расколе в молдавском обществе, о том, что президентские выборы сильно накалили обстановку.

Владимир Сокор: Традиционное разделение в Республике Молдова по поводу вопросов идентичности, языка, национальности, истории, Востока и Запада, Евразии, Европы – это разделение традиционное, глубокое и множественное, потому что у каждого сегмента электората – своя ориентация и своя идеология.

Без поддержки телеканалов г-на Плахотнюк Игорь Додон не победил бы на выборах. И он это прекрасно понимает

Этим объясняется и раздробление политического спектра на множество партий. Но никогда до сих пор половина общества не консолидировалась вокруг одной только программы, которая не учитывает вопросов идентичности, языка или геополитики. Это огромная заслуга совместной кампании Майи Санду и Андрея Нэстасе, которые сконцентрировались на проблемах, действительно волнующих граждан.

Свободная Европа: А что будет дальше?

Владимир Сокор: У этого сегмента есть все шансы вырасти, перешагнуть за ту половину, которую он сейчас охватывает. Избрание г-на Додона в значительной степени обеспечил г-н Плахотнюк – посредством телеканалов, которые распространяли ложь и клевету в адрес Майи Санду. Незначительное, но достаточное количество граждан поверили в эту ложь, и практически помогли г-ну Додону перевалить за 50-процентный рубеж. Без поддержки телеканалов г-на Плахотнюк Игорь Додон не победил бы на выборах. И он это прекрасно понимает.

Свободная Европа: Что происходит на правоцентристском политическом сегменте?

Владимир Сокор: Я бы назвал эти две партии партиями граждан Республики Молдова. И PAS, и Партия «Достоинство и правда», по сути, партии неидеологические, они борются за укрепление государства и его органов, за верховенство закона, за искоренение олигархии и коррупции. Иными словам, это партии, которые представляют интересы народа Республики Молдова.

Свободная Европа: Они должны объединиться? Остаться каждая сама по себе? Готовиться к парламентским выборам?

Владимир Сокор: Готовиться, конечно, они должны, но слиться им или создать блок – а это уже другие возможности, или пойти на выборы отдельными параллельными путями, апеллируя к определенному электорату, – на этот счет будет принято тактическое решение в ближайшие два года.

Главное, чтобы эти две партии оставались вместе и наладили официальный механизм взаимодействия. Чтобы они не встречались время от времени, по необходимости или по желанию, а разработали постоянный официальный механизм взаимодействия.

И второй момент: необходимо создать команды в составе экспертов-технократов из мира бизнеса и исследовательских институтов Молдовы. Потому что эти две партии должны предложить избирателям конкретные решения конкретных экономических и технических проблем.

Сегодняшний Додон сильно изменился, по сравнению с тем, каким он был год назад. Нынешняя власть двуглавая: Плахотнюк представляет реальную власть, Додон – символическую

Свободная Европа: На определенных этапах вы подсказывали президенту Воронину, как управлять делами государства. Какие советы у вас есть для Игоря Додона?

Владимир Сокор: С г-ном Ворониным у меня были беседы, в основном, по вопросам внешней политики и приднестровской проблематике, по другим вопросам – нет. Сегодняшний Додон сильно изменился, по сравнению с тем, каким он был год назад. Прошлой зимой он был на улице вместе с протестующими, был одним из элементов сильнейшего протестного негодования.

Сейчас он перебрался с улицы в офисы власти, из протестующего превратился в представителя системы. За этот год г-н Додон развернулся на 180 градусов. Нынешняя власть в Республике Молдова двуглавая – в лице Плахотнюка и Додона. Плахотнюк представляет реальную власть, Додон – власть символическую. Что я советую Додону? Советую использовать моральный авторитет, который существует в отношении института президента, чтобы помочь вывести государственные институты из плена, советую бороться с олигархией, против которого он столь рьяно боролся в предвыборной кампании, но боролся абстрактно, без имен, несмотря на то, что у этого явления в Молдове есть имя, и это имя – Плахотнюк.

Первый шаг г-н Додон сделал с левой ноги, он был неудачным, это продемонстрировало его подчинение Плахотнюку, который сделал его президентом. Говоря конкретно, то, по всем показателям, есть соглашение, что Додон и Плахотнюк договорились по генеральному прокурору.

Свободная Европа: В последнее время г-н Додон делал ряд заявлений, в том числе, он говорил: «Партия социалистов никогда не пойдет на коалицию с Демократической партией. Игорь Додон никогда не поддержит назначение Владимира Плахотнюка премьером». И что вообще у него нет ничего общего с координаторами мажоритарной коалиции.

Владимир Сокор: Партии социалистов удобно оставаться оппозиционной. Недовольство граждан режимом настолько велико, что Партию социалистов будет устраивать роль оппозиционного формирования. Потому что остальные парламентские партии, которые составляют так называемое абсолютное большинство, – это мертвые партии, их лидеры – политические трупы.

Эти обещания г-на Додона о том, что ПСРМ не пойдет на коалиции, не подержит назначение г-на Плахотнюка премьер-министров, что социалисты не желают входить в правящую коалицию – пыль в глаза. У них другие договоренности, скрытые пока ото всех. А договоренностей – две: генеральный прокурор и новый Кодекс о выборах, в соответствии с которым, половина депутатского корпуса будет избираться по одномандатным округам.

XS
SM
MD
LG