Linkuri accesibilitate

Родика Секриеру: «Сейчас теоретически возможно и подтверждение, и неподтверждение итогов выборов»


Интервью с генеральным секретарем Конституционного суда Молдовы

ЦИК направил в Конституционный суд протокол с результатами второго тура президентских выборов, состоявшегося 13 ноября. КС должен вынести свой вердикт в десятидневный срок, но не ранее окончательного решения судебных инстанций, которые рассматривают жалобы электоральных конкурентов. Генеральный секретарь Конституционного суда Родика Секриеру говорит, что в начале декабря КС вынесет свой вердикт.

Свободная Европа: Центральная избирательная комиссия направила результаты президентских выборов в Конституционный суд на утверждение. Уже ясно, когда будет принято решение?

Родика Секриеру: Еще нет. Есть предусмотренные законом сроки – в десятидневный срок со дня получения протокола от Центризбиркома. Но есть и уточнение: в обязательном порядке необходимо дождаться решения судебных инстанций, а это значит, что процедура продлится еще пару дней.

В суде – несколько жалоб. Сколько именно – пока не знаем, мы обратились в суд с просьбой предоставить нам эту информацию. Есть и еще один момент: у суда тоже есть какие-то сроки на рассмотрение исковых заявлений, плюс – возможность обжалования в вышестоящей инстанции, а это значит – еще несколько дней. Как только получим информацию, посмотрим, сколько жалоб подано, и сколько примерно дней уйдет на их рассмотрение.

Свободная Европа: Иными словами, чтобы Конституционный суд вынес свое решение, надо иметь на руках вердикт судебных инстанций, поскольку конституционный орган не вправе рассматривать жалобы?

Родика Секриеру: Именно так. В этом процессе участвует ряд инстанций. Это и Центральная избирательная комиссия, на которую возлагается обобщение результатов. Рассмотрение жалоб входит в компетенцию обычных судов, а подтверждение окончательных итогов – это прерогатива Конституционного суда. Следовательно, вся эта работа идет поэтапно, следует дожидаться окончания каждого из процессов, и лишь затем Конституционный суд может сказать свое слово.

В зависимости от серьезности нарушений и будет принято решение. Может идти речь о нарушениях местного значения, или же о какой-то системной проблеме

Свободная Европа: В молдавском обществе активно обсуждается будущее решение Конституционного суда. В каких случаях возможна отмена результатов голосования?

Родика Секриеру: Сейчас теоретически возможно как подтверждение, так и неподтверждение итогов выборов. Это зависит от того, какой информацией мы будем располагать. В принципе, Конституционный суд работает с теми документами, которые ему предоставлены: протоколом ЦИК и решениями судебных инстанций, которые подтверждают наличие каких-либо нарушений. Сегодня все обсуждается чисто теоретически.

Свободная Европа: Насколько серьезными должны быть нарушения, чтобы появились основания для отмены результаты выборов?

Родика Секриеру: В этом и состоит вопрос. В зависимости от серьезности нарушений будет принято решение. Может идти речь о нарушениях местного значения – скажем, нарушено право одного человека, или же речь идет о какой-то системной проблеме, – тогда, естественно, степень тяжести другая, и подобное нарушение может повлиять на конечный результат.

Каждый случай рассматривается в отдельности. Поэтому я и говорю: мы дождемся решений судебных инстанций, чтобы посмотреть, о каких именно нарушениях и какой степени тяжести идет речь.

Свободная Европа: Результаты выборов можно отменить – с учетом первого и второго тура голосования, или же только второго тура? Потому что и здесь возникают различные интерпретации. Насколько я понимаю, законодательство не является совершенным в этом плане…

Родика Секриеру: Это недоработка, связанная с порядком рассмотрения жалоб, так как были и дискуссии, некий пинг-понг между избирательными органами и судебными инстанциями. Что даже вынудило Конституционный суд дважды выступить с уточнениями по вопросу компетенций.

Кстати, итоги первого тура не были оспорены, хотя это можно было сделать. Следовательно, все конкуренты согласились с результатами

Но несомненно одно: Конституционный суд не вправе рассматривать жалобы, так как не может ни оперировать доказательствами, ни приглашать свидетелей, чтобы проверить, был или не был тот или иной человек на избирательном участке, действительно ли имел место факт воспрепятствования голосованию – или нет. И тогда, разумеется, нужно основываться на решениях суда.

Когда мы говорим о возможности отмены результатов, если нарушения отличаются системным характером, то можно объявить недействительным весь процесс, как было в случае нарушения тайны голосования – весь процесс был отменен, и начали с нуля. Если же нарушения касаются только второго тура, носят местный характер, и их можно отнести только ко второму туру, то отменяются результаты лишь второго тура. Все зависит от масштабов и характера нарушений.

Кстати, итоги первого тура не были оспорены, хотя это можно было сделать в судебном порядке. Следовательно, все конкуренты согласились с результатами первого тура, и, в принципе, под первым туром можно подвести черту. Лично я не вижу, как могут оказаться под сомнением итоги первого тура, но если жалобы будут, то посмотрим.

Свободная Европа: Вы сказали, что подтверждение итогов выборов возможно только после окончательного решения судебных инстанций, и только в пределах нарушений, установленных судебными инстанциями. Но это может затянуть процесс, ведь суду необходимо какое-то время для рассмотрения жалоб и вынесения вердикта…

Родика Секриеру: Это лишь немного затянет процесс, потому что рассмотрение судебными инстанциями вопросов, связанных с выборами, проходит в ускоренном режиме, в течение трех-пяти дней. Я думаю, в установленный срок, которым располагает Конституционный суд для вынесения решения, впишутся и судебные инстанции.

Возможно незначительное продление десятидневного срока, потому что и нам необходимо время для обработки судебных решений, с момента их поступления, – с ними надо ознакомиться, взвесить все аргументы, а затем приобщить к решению Конституционного суда.

О сути права на голос... Это относительное право, абсолютным правом, для сравнения, является право на жизнь или на человеческое достоинство

Свободная Европа: И все-таки, ваше мнение: право выбора в диаспоре нарушено, или же право голоса не является абсолютным?

Родика Секриеру: Нарушено или нет – скажут судебные инстанции, только они вправе это сделать.

О сути права на голос... Это относительное право, абсолютным правом, для сравнения, является право на жизнь или на человеческое достоинство – это неприкосновенное право. Право голоса осуществляется в пределах, установленных законом. Государство может изменить те или иные правила, на основании которых осуществляется голосование. Это значит, что определенные категории граждан не могут голосовать, или могут голосовать исключительно при наличии определенных документов.

Теоретически, будь это право абсолютным, мы могли явиться на избирательный участок безо всякого документа, удостоверяющего личность. Но государство определило ряд условий.

Свободная Европа: Это будет принято во внимании при рассмотрении дела Конституционным судом?

Родика Секриеру: Мы будем руководствоваться законодательством и решениями судебных инстанций. Если будут установлены определенные нарушения, мы, Конституционный суд, обязаны взвесить, повлияли ли обнаруженные нарушения или нет, и если да, то в какой степени повлияли на конечный результат выборов.

Свободная Европа: Один из адвокатов, представляющих интересы диаспоры, сказал, что в судебном порядке нельзя требовать повторения второго тура выборов. Что такое решение может принять только Конституционный суд…

Родика Секриеру: Понимаю, почему адвокат так сказал. В принципе, он прав, потому что в суд они идут с исковыми заявлениями по фактам нарушения индивидуальных прав граждан. В зависимости от того, в какой мере имело место нарушение прав, Конституционному суду следует взвесить эти нарушения, выяснить, сколько было нарушений, выяснить, права скольких граждан нарушены, и установить, насколько эти нарушения могли повлиять на окончательный результат.

Свободная Европа: Говорят, 4 тыс. граждан не смогли реализовать свое право голоса. Для КС это число показательно?

Родика Секриеру: Давайте дождемся решения судебных инстанций о том, права скольких граждан были нарушены: одной тысячи, трех тысяч… Дело в том, что и в Центральную избирательную комиссию поступали коллективные жалобы. Сейчас надо посмотреть, сколько из них признаны избирательными органами, сколько – судебными инстанциями, нужно подсчитать их, чтобы вывести максимально близкую к реальности итоговую цифру.

Однако следует проводить границу между индивидуальным правом голоса и возможным влиянием этих нарушений на окончательный результат. Если мы говорим о разнице в тысячу голосов между двумя кандидатами – то да, тот факт, что тысяча граждан не смогли реализовать свое право голоса, может повлиять на окончательные итоги выборов.

Очень легко комментировать, когда ты вне Конституционного суда и не должен принимать решения

Свободная Европа: Вы даете понять, что при разнице в 68 тыс. голосов между Игорем Додоном и Майей Санду, эти 4 тыс. не показательны?

Родика Секриеру: Из этих цифр, разумеется, следует объективный вывод. При такой разнице между кандидатами, конечно же, должно существовать более значительное число нарушений, или же более серьезные нарушения, чтобы говорить об отмене выборов. Спору нет, определенные нарушения были. Сейчас необходимо установить, повлияли они или нет на конечный результат. В данном случае в расчет принимается и математический критерий.

Свободная Европа: Эксперт в области конституционного права Александру Арсени считает, что у Конституционного суда достаточно оснований для отмены выборов, если их результаты обжалованы в судебном порядке.

Родика Секриеру: Очень легко комментировать, когда ты вне Конституционного суда и не должен принимать решения. Я вот сомневаюсь, потому что даже у нас нет полной информации. Не думаю, что г-н Арсени обладает всей полнотой информации, по крайней мере, той, что составляет предмет судебного разбирательства, чтобы высказываться о возможном влиянии допущенных нарушений на окончательный результат. Остается посмотреть, что скажут судебные инстанции.

Свободная Европа: Председатель Конституционного суда Александру Тэнасе привел в этом смысле показательный пример: 1 июля 2016 года Конституционный суд Австрии признал недействительными результаты выборов, потому что около сотни конвертов, с помощью которых голосовал ряд австрийцев, были неправильно запечатаны. Это прецедент для Молдовы?

Родика Секриеру: Прецедент – но с одним нюансом. Те конверты поставили под сомнение правильность всего процесса голосования по почте, которым воспользовались около 500 тыс. избирателей. Разумеется, если нет уверенности в том, что вся эта система голосования по почте сработала правильно, то и результаты были отменены.

В этом случае речь идет о системном нарушении, не индивидуальном. Поэтому Конституционный суд и отменил результаты второго тура. Но это беспрецедентный случай. И опять-таки, речь идет об определенной степени тяжести, или масштабах выявленных нарушений. Есть 500 тыс., есть все граждане, и есть разница между двумя кандидатами, – а разница была минимальной, всего лишь 1%... И тут, разумеется, процент сомнительных голосов мог повлиять на финальный результат. В этих условиях, естественно, Конституционный суд Австрии отменил второй тур, он пройдет повторно 4 декабря.

Решения от 4 марта – свершившийся факт, оно признано не только национальным, но и международным сообществом. Поздновато обсуждать постановление КС от 4 марта

Свободная Европа: И еще одно уточнение. Один из политических игроков, я имею в виду Партию коммунистов, опротестовал в Конституционном суде решение от 4 марта. Эти обращения коммунистов могут как-то повлиять?

Родика Секриеру: По большому счету, мы не работаем под давлением улицы, независимо от того, откуда исходят протесты – от коммунистов или кого-то еще. Что касается аргументов коммунистов по поводу решения от 4 марта, то это – свершившийся факт, решение признано не только национальным, но и международным сообществом. На выборы были направлены наблюдатели, сами выборы уже состоялись. Поздновато обсуждать постановление Конституционного суда от 4 марта. Тем более, что имеется уже и потенциально избранный президент. Вероятно, каждый политический игрок выступает с заявлениями, в зависимости от своей политической программы, но мы не можем их комментировать.

Свободная Европа: Будем ждать решения Конституционного суда, которое будет вынесено, скорее всего, до середины декабря…

Родика Секриеру: Думаю, даже раньше. Ждем решения судебных инстанций. В зависимости от этого и будут назначены самые ближайшие, насколько это возможно, сроки, исходя из возможностей Конституционного суда для обработки всех материалов.

XS
SM
MD
LG