Linkuri accesibilitate

Россия ощетинивается. Часть 1


Уходящий ноябрь даровал нам крупную внешнеполитическую новость: Россия разрывает связи с Международным уголовным судом в Гааге. 16 ноября Владимир Путин поручил МИД уведомить генсека ООН о том, что Россия не будет участвовать в Римском статуте МУС. В постановлении Кремля говорится о том, что соответствующее предложение было озвучено министерством юстиции РФ, согласовано с МИДом, Верховным судом, генеральной прокуратурой и другими ведомствами.

Днем ранее судья Международного уголовного суда Фату Бенсуда назвала присоединение Крыма к России «равнозначным международному вооруженному конфликту» между Москвой и Киевом. В документе, опубликованном на сайте МУС (в том числе на русском языке), есть пункт 155: «Сообщается, что 27 февраля 2014 г. вооруженные лица в военной форме без опознавательных знаков захватили правительственные здания в Симферополе, включая здание Парламента Крыма. Сообщается, что в тот же день в присутствии вооруженных лиц Крымский региональный парламент принял решение назначить нового премьер-министра и провести референдум о статусе Крыма. Позднее Российская Федерация признала, что российские военнослужащие участвовали в захвате Крымского полуострова…».

Самая важная информация, на мой взгляд, изложена в пункте 158: «Право международных вооруженных конфликтов применимо и после 18 марта 2014 г. [после окончательного присоединения Крыма к РФ] в той мере, в которой ситуация на территории Крыма и Севастополя будет равнозначна продолжающемуся состоянию оккупации. Установления факта правомерности изначальной интервенции, которая повлекла за собой оккупацию, не требуется. Для целей Римского статута вооруженный конфликт может быть международным по своей сути, если одно или более государств частично или полностью оккупируют территорию другого государства вне зависимости от того, сопровождается ли оккупация вооруженным сопротивлением».

Не менее «убойные» выводы содержатся в части, касающейся конфликта в Донбассе. По моему мнению, больше всего обращает на себя внимание пункт 169: «Дополнительные сведения… указывают на прямое военное противостояние между российскими вооруженными силами и силами правительства Украины, которое предполагает наличие международного вооруженного конфликта в контексте вооруженных действий в восточной Украине самое позднее с 14 июля 2014 г. одновременно с существованием немеждународного вооруженного конфликта».

И так далее примерно в том же духе. В общем, полный «аут». Само собой, реакция России не могла быть иной – другое дело, что она была слишком быстрой. Вероятнее всего, в Москве ждали этого «приговора», а потому заранее готовились и ждали только официальной публикации документа. Кстати, это всего лишь предварительное расследование, но к чему ждать итогового отчета, если и так всё понятно?

Международный уголовный суд осуществляет правосудие по самым тяжким преступлениям: геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессия. Изначально Россия сама проявляла рвение в разработке Римского статута – Устава МУС. Документ был подписан Россией в 2000 году и вступил в силу 1 июля 2002 года. Но Москва до сих пор не ратифицировала статут, а Соединенные Штаты отозвали свою подпись. Кстати, всё та же судья Фату Бенсуда в тот же день, то есть 15 ноября 2016 года, в своем докладе обвинила Вашингтон в совершении военных преступлений на территории Афганистана. Теперь, когда Россия отказалась от Римского статута, у нее со Штатами будет больше точек соприкосновения?

А пока в Кремле и на Смоленской площади заявляют, что выход из МУС продиктован национальными интересами да еще разочарованием в (не-)эффективности инстанции. «Показателен факт: за 14 лет своей работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более миллиарда долларов», - говорится в заявлении МИД РФ. Между прочим, это не первая претензия России к Гааге: еще в январе было опубликовано обвинение в адрес российских военнослужащих по поводу их участия в Пятидневной войне в августе 2008 года в Южной Осетии. «Лента» напоминает, что уже тогда Москва пообещала пересмотреть свое отношение к Уголовному суду.

Сегодня Кремль устами пресс-секретаря Дмитрия Пескова говорит, что решение МУС «противоречит реальности». «Такая формулировка [по Крыму и Донбассу], безусловно, абсолютно противоречит реальности, она противоречит нашей позиции, а главное, она противоречит той позиции, которую заявили на референдуме граждане Крыма, когда они принимали решение о вхождении в состав Российской Федерации», - сказал Песков. В частности, по Донбассу он заметил, что это «гражданская война на Украине, это внутриукраинский конфликт».

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG