Linkuri accesibilitate

Юрие Чокан: «Более 138 тысяч избирателей за рубежом – абсолютный рекорд для Молдовы»


Центральная избирательная комиссия подтвердила победу социалиста Игоря Додона на президентских выборах в Республике Молдова. Результаты выборов должен признать Конституционный суд, который намерен дождаться решения суда по всем жалобам на допущенные нарушения. Один из членов избирательной комиссии Юрие Чокан считает, что за организацию этих выборов ЦИК заслужил оценку «8».

Свободная Европа: Все камни летят в огород Центральной избирательной комиссии. Почему, на ваш взгляд?

Юрие Чокан: Потому что мы находимся на первой линии организации и проведения выборов. И те, кто недоволен процессом выборов, точнее, его результатами – а это уже другая сторона вопроса – пытаются найти виновного. Наверное, отсюда и идет все.

Мы понимаем позицию этих людей, так как знаем, что идеального избирательного процесса нет, и быть не может. Мы стремимся проводить максимально корректные выборы, максимально открытые и прозрачные для общества, и этот факт отмечался даже в последнем докладе ОБСЕ, Promo-LEX. Доклад критический, но, тем не менее, содержащий много отрадных моментов для нас.

Свободная Европа: Но ЦИК признает, что соблюсти все требования не удалось?

Юрие Чокан: Мы утвердили отчет об организации и проведении выборов. Многое еще предстоит обсудить, пересмотреть, необходимо выйти с конкретными предложениями по улучшению этого процесса, в том числе, по улучшению законодательных рамок организации выборов в будущем.

Свободная Европа: Где можно было бы сработать лучше, но – не вышло?

Юрие Чокан: В плане информирования, наверное, можно было бы сделать больше. Хотя мы в рамках этих выборов провели очень даже неплохую работу по информированию, говорили с избирателями, в том числе, с избирателями диаспоры, которые не смогли проголосовать. Они ссылались на то, что их не предупредили о важности предварительной регистрации. Вот в этом, думаю, нас просто не услышали.

То, что произошло на этот раз, не пройдет незамеченным, у нас никогда не было столь впечатляющего количества избирателей в диаспоре

Свободная Европа: Но 200 жалоб от избирателей диаспоры – это достаточно тревожный сигнал…

Юрие Чокан: Это четкий сигнал, что необходимо пересмотреть кое-что на будущее.

Свободная Европа: Говоря «пересмотреть», вы подразумеваете голосование по почте, более качественное информирование? Что конкретно вы имеете в виду?

Юрие Чокан: Все элементы этой конструкции: соответствующий учет электората, более адекватные информационные кампании, осознание необходимости участия в этом демократическом упражнении. То, что произошло на этот раз, не пройдет незамеченным, тем более, что у нас никогда не было столь впечатляющего количества избирателей в диаспоре. Более 138 тыс. избирателей за рубежом – это абсолютный рекорд для Республики Молдова.

Свободная Европа: Но статистика говорит, что за рубежом находятся 800-900 тыс. граждан?

Юрие Чокан: Также статистика указывает на то, что за границей никогда раньше не голосовали более 70 тыс. человек.

Свободная Европа: Меняются обстоятельства, и люди начинают иначе относиться к выборам.

Юрие Чокан: Давайте не концентрироваться исключительно на втором туре. Посмотрите, что было и в первом. После первого тура мы увидели, что на избирательные участки за рубежом пришли около 60 тыс. человек. А второй и первый тур в обязательном порядке проводятся на одних и тех же условиях.

До первого тура Центризбирком принял постановление об открытии избирательных участков за рубежом. Никто не оспорил этого решения. Более того, никто даже не вынес его на обсуждение, никто ни одного замечания не сформулировал, никто не сказал хотя бы так: «Давайте его пересмотрим».

И знаете, почему? Потому что на тот момент в кулуарах шли разговоры такого порядка: «Хорошо, что в России только 5 избирательных участков, а в Италии 25». В таком радужном настроении ушли, не став ничего оспаривать. Но, как оказалось, у палки – два конца.

Свободная Европа: А если бы вы были избирателем, который находится за границей, и вы преодолели бы напрасно сотни километров?..

Юрие Чокан: Если бы я был избирателем в диаспоре, я бы зарегистрировался.

Свободная Европа: А если бы вы не успели зарегистрироваться – по разным причинам, – вы бы почувствовали, что ваши права ущемлены?

Юрие Чокан: Я был бы недоволен, бесспорно. И внес бы жалобу. На тот участок, куда пришел. Надо знать, что там, где бюллетени закончились до завершения выборов, мы выпустили специальное распоряжение, чтобы участки не закрывались до 21.00 часа. Пусть и не было работы, но они оставались открытыми. Зачем? Чтобы каждый избиратель мог заявить о своем нарушенном праве и выразить свое недовольство – обратиться с жалобой.

Свободная Европа: Об этом говорить сейчас просто. Но избиратель думал, как преодолеть обратные 500-600 километров, а не как подать жалобу...

Юрие Чокан: Согласен.

Свободная Европа: Надо учесть и ситуацию, в которой оказался избиратель.

Юрие Чокан: Мы учитываем и это. Но хочу обратить внимание на следующие моменты. Помимо того, что выборы должны быть честными, свободными, корректными, прозрачными, открытыми, и так далее, – они должны быть и законными. Сегодня условия закона такие, какие они есть, определен потолок числа бюллетеней на один избирательный участок. Точка. Иначе быть не могло. И скажу еще раз: первый и второй тур надо рассматривать как одно целое, потому что это одни выборы.

Свободная Европа: А можно говорить о сфальсифицированных выборах?

Юрие Чокан: Я не вижу этого. К сожалению, не все избиратели смогли принять участие в голосовании, но количество тех, кому не удалось исполнить свое гражданское право, не может повлиять на общий результат. И в этих условиях я не вижу никакой фальсификации.

Другие обжалованные моменты касались финансирования партий, но и они не могли напрямую повлиять на итог голосования.

После первого тура на участки за рубежом пришли около 60 тыс. человек. А второй и первый тур в обязательном порядке проводятся на одних и тех же условиях

Свободная Европа: Разговоры о повторном втором туре несостоятельны?

Юрие Чокан: Тот, кто знаком с положениями закона, знает, что это невозможно. Это правовой нигилизм, такой юридической нормы не существует.

Свободная Европа: Вы говорили, что не рассчитывали на столь мощный поток избирателей диаспоры…

Юрие Чокан: Мы видели, что началась мобилизация, и довели количество бюллетеней до максимально возможного уровня на всех избирательных участках за рубежом, за исключением Пекина и Токио, потому что поступившие оттуда данные не вызывали никаких вопросов.

Свободная Европа: А как вы объясните существенно возросшую явку во втором туре жителей Приднестровья?

Юрие Чокан: Думаю, и там прошла аналогичная мобилизация. И там, скорее всего, развернулась кампания с призывом присоединиться, поддержать выбор. Может, на других условиях, с другим конкурентом, но – такая же кампания.

И еще. Буквально на днях меня спрашивали по поводу организованной доставки избирателей. А что, с другой стороны организованной доставки не было? Как член Центральной избирательной комиссии, я не могу позволить себе рассуждать эмоционально о том, что кто-то не смог проголосовать, что чье-то право нарушено. С нашей точки зрения, говоря юридическим языком, и с той, и с другой стороны имела место организованная доставка избирателей.

Свободная Европа: Тем не менее, прозвучали требования отправить Центризбирком в отставку. Такие призывы раздавались со стороны и политиков, и избирателей, и наблюдателей. Я имею в виду заявление европарламентария Зигфрида Мурешана, который потребовал отставки руководства ЦИК и МИДа.

Юрие Чокан: Г-н Мурешан, если не ошибаюсь, является так же очень активным политиком в Европейском парламенте. Поэтому к его заявлениям надо относиться критически, как к точке зрения заявлений политика, который симпатизировал кандидату, получившему на выборах более скромный результат.

Предполагаю, что в мой адрес по телефону или электронной почте поступило уже около 600 тыс. требований об отставке или уголовной ответственности, – за то, что я такой-сякой... Потому что все избиратели, проголосовавшие за кандидата, которому не удалось победить, имеют все основания для недовольства. И я их прекрасно понимаю.

Это ЦИК раскалывает общество? Не думаю. Я вижу, кто это делает: политики, прежде всего, которым подпевают предвзятые СМИ

Свободная Европа: И если бы Юрие Чокан был политиком и требовал отставки ЦИК…

Юрие Чокан: Учитывая мой опыт, не думаю, что я стал бы этого требовать. Я постарался бы быть на шаг впереди – в политической культуре, потому что этому я учу и своих студентов. Я сказал бы: «В следующий раз я вам покажу!»

Свободная Европа: И все же, это доказывает, что молдавское общество продолжает быть разделенным. Собирается по капле, по капле – то в одном лагере, то в другом…

Юрие Чокан: И вы считаете, что это ЦИК раскалывает общество? Не думаю. Риторику, которую я слышал, в том числе, в вашем журналистском сословии, когда с экрана раздаются призывы даже не здороваться с противниками или сторонниками той или иной партии – нет, увольте. ЦИК не вносит раздор в общество. Я вижу, кто это делает.

Свободная Европа: Кто?

Юрие Чокан: Политики, прежде всего, которым подпевают предвзятые СМИ. И я очень благодарен Свободной Европе, которая была и остается примером.

Свободная Европа: Звучали голоса, что Юрие Чокан перешел на сторону власти…

Юрие Чокан: Неправда. До сегодняшнего дня в чьем только кармане я не был! И в дальнейшем вы увидите ровно то, что видели до сих пор: на словах меня все будут перекладывать из одного кармана в другой. На самом же деле я строго руководствуюсь и буду руководствоваться законом.

Свободная Европа: Что должен предложить ЦИК, чтобы у Республики Молдова был безукоризненный Кодекс о выборах?

Юрие Чокан: Мы каждый раз выходим с предложениями, но я не думаю, что совершенство вообще возможно, потому что его нет нигде в мире.

Свободная Европа: А сегодня, исходя из сложившейся ситуации, что следует предпринять?

Юрие Чокан: Глава ЦИК Алина Руссу заявила, что мы и на этот раз проведем традиционную конференцию после выборов, иными словами, постэлекторальное исследование, в котором изложим свои предложения, попытаемся облегчить участие граждан в выборах. В этом вопросе нужно найти какой-то инструмент.

До тех пор, пока электронная подпись есть у 1-2% избирателей, о каком заочном голосовании можно говорить?

Свободная Европа: Почему бы не использовать заочное голосование?

Юрие Чокан: Как-то раз в парламенте депутат Анна Гуцу (кстати, кандидат на этих выборах) подготовила законопроект о введении заочного голосования, и поинтересовалась моим мнением. Знаете, какие вопросы задали мне депутаты в ходе дебатов? А кто является директором Poşta Moldovei? Какая партия назначила директора Poşta Moldovei?

Что я хочу сказать: пока мы мыслим подобным образом – перспектив нет никаких. До тех пор, пока электронная подпись есть у 1-2% избирателей, о каком заочном голосовании можно говорить? Кто поверит в корректность выборов, если нельзя «пощупать» бюллетени, нельзя их пересчитать? А тут приходит Чокан – или кто другой, – кладет на стол бумагу с цифрами и говорит: «Победитель такой-то и такой-то». – «Откуда взялись эти данные?». – «Из black box, из компьютера»... Все, тема исчерпана.

Нам предстоит серьезная работа в плане просвещения избирателей, повышения доверия, диверсификации публичных электронных услуг с целью укрепления доверия к ним. Я рад за команду ЦИК, за ее достижения именно в процессе внедрения информационных технологий. Это должно послужить толчком и для других.

Свободная Европа: До парламентских выборов возможно улучшение ситуации?

Юрие Чокан: Необходимо создать соответствующие условия и для политиков, чтобы они могли проводить адекватную кампанию, чтобы они отчитывались по расходам. Потому что в этой кампании у многих конкурентов были обнаружены попытки схитрить, пойти на определенные ухищрения, чтобы облегчить финансирование своей кампании.

Были выявлены неоднократные факты не совсем честного вмешательства неправительственного сектора в кампанию, который прямо или косвенно благоприятствовал тому или иному конкуренту, в зависимости от своих симпатий. И в этом направлении тоже предстоит много работы.

Свободная Европа: Кстати, о деньгах, которые поступают в ходе предвыборной кампании…

Юрие Чокан: …не совсем законным путем.

Свободная Европа: И если финансирование идет в обход закона, почему вы не найдете необходимых механизмов для того, чтобы привлечь соответствующего конкурента на выборах к ответственности?

Юрие Чокан: Каждый раз мы применяем санкции. К сожалению, инструментарий, который предоставляет в наше распоряжение Кодекс о выборах, сводится лишь к двум вариантам: исключение либо предупреждение.

В этой кампании также было исключение одного конкурента – за параллельную организацию кампании. Была скромная кампания, финансируемая из избирательного фонда, – а параллельно велась другая кампания, помпезная, незадекларированная, которую организовала группа компаний.

За это нарушение конкурент был исключен из президентской гонки. Другие конкуренты пытались найти какие-то лазейки, шли на какие-то ухищрения, но мы замечали эти поползновения и выносили предупреждение по обнаруженным фактам. Не сочли нужным, или не нашли достаточных оснований для исключения из гонки, но вынесли предупреждение, так как кодекс предусматривает лишь два вида наказания – предупреждение или исключение.

Думаю, в этом направлении надо еще работать. Введено финансирование партий из госбюджета, и мы намерены просить парламент рассмотреть вопрос о введении более широкого спектра санкций, в том числе, денежных штрафов, в том числе, финансовых взысканий с партий, которые получают деньги из бюджета и допускают нарушения.

Свободная Европа: Кандидаты находятся в неравных условиях – один приходит и заявляет, что на каждый голос тратит тысячи леев, а другой говорит, что можно получить голос и за один лей…

Юрие Чокан: Я не вижу в этом правовой проблемы. Скорее, это нравственная проблема, проблема доверия к тому или иному конкуренту. Мы, избиратели, должны знать всю информацию. И мы ее знаем, потому что она предана гласности.

Если кто-то тратит много денег, надо спросить, где он их берет, кто его доноры. Другие, на первый взгляд, тратят значительно меньше, но когда на это смотрит специалист, то он понимает, что идет параллельное финансирование, и кампания проводится на незадекларированные средства.

Свободная Европа: Какую оценку, пусть субъективную, поставили бы вы Центральной избирательной комиссии за проделанную работу?

Юрие Чокан: За эти выборы – твердую «восьмерку».

XS
SM
MD
LG