Linkuri accesibilitate

Who Is Mr. Trump? Как «клоун» стал президентом


«Мы в шоке». Пожалуй, именно эта лаконичная фраза как нельзя лучше выражает реакцию доброй половины Америки (недобрая радуется) и многих стран мира на итоги голосования в Соединенных Штатах. Ни население страны, ни социологи или политологи, ни даже члены штаба Дональда Трампа не ожидали победы этого экстравагантного человека. Признаться, автор этих строк тоже считал избрание Хиллари Клинтон делом решенным и несказанно удивился, увидев итоги выборов 8 ноября.

Как бы то ни было, теперь это факт – республиканец Дональд Трамп, 70 лет от роду, 20 января 2017 года станет 45-м президентом Соединенных Штатов Америки. Сразу поясню уважаемым читателям: мой текст ни на что серьезное не претендует, ибо не является ни стандартным обзором прессы или экспертных оценок, ни историко-биографическим пересказом. Разумеется, я кое-что почитал на эту тему, но лишь для того, чтобы подтвердить или опровергнуть кое-какие мои догадки. В общем, этот материал – плод интуиции и некоторых прогнозов, не более.

Первое, что бросается в глаза при ознакомлении с информацией периода до и после выборов, - «Трампа отверг истеблишмент Республиканской партии». Мол, его воспринимали в лучшем случае как клоуна, позера, шоумена, но не как политика, потому не стали иметь с ним никаких дел. Более того, не все члены его избирательной команды верили в победу босса. Наверное, они втайне думали, что мистер Оригинальная Прическа просто хотел потешить свое самолюбие – что же еще надо амбициозному старцу, который вовсе не старец, а вполне себе «живчик», плейбой, авантюрист, при этом отнюдь не златоуст, но непременно центр общественного внимания.

И вот на тебе – Дональд Трамп переиграл всех. И высокомерную Хиллари Клинтон, которая даже в пародии на теледебаты (ее играла Кейт Маккиннон) говорила «Думаю, я стану президентом!». Кстати, я предлагаю вам оценить красоту гениальной игры Алека Болдуина, изображавшего Трампа. Так вот, «клоун» обыграл демократов, обыграл собственных, не менее высокомерных «однопартийцев», обыграл гламурно-либеральную тусовку Голливуда и яппи с Манхэттена – словом, всех тех, кто яростно отгонял саму мысль о его победе.

Почему так вышло? Этим вопросом задаются сейчас и высоколобые социологи с политологами по обе стороны Атлантики, и простые американцы. Во-первых, Трамп – это олицетворение «классической» Америки. Он не selfmade man в привычном понимании – он сын миллионера. Но он сумел отцовские миллионы превратить в миллиарды, а поскольку в Америке таких немало (да и сам Трамп, по большому счету, не самый богатый человек в стране), надо отдать ему должное – он всё же сумел подняться на самые вершины и, говоря языком Пушкина, «уважать себя заставил».

Во-вторых, он типичный «экономический националист». Он поднялся в Америке, на американских деньгах, на американских проектах и с американскими кадрами, так что он мало чем обязан глобализации. Потому Трамп выступает за максимальную защиту американских экономических интересов – от «распечатывания» собственных нефтяных запасов для снижения зависимости от импорта и до развития (или возрождения) национального промышленного производства. Само собой, такая риторика не могла не понравиться тому классу американцев, которых в Союзе назвали бы «рабочим классом». Проще говоря, Трамп пришелся по душе тем, кто еще помнит о мощной автомобильной, сталелитейной и прочей тяжелой индустрии – это так называемый «Ржавый пояс» Северо-востока США, регион былой промышленной славы.

В-третьих, Трампа поддержал так называемый «Библейский пояс» - штаты Юго-востока, где сильны религиозные чувства, где не забыты традиционные семейные ценности. Это та часть Америки, где каждое воскресенье люди ходят в церковь, где власти не боятся ставить рождественскую елку, чтобы «не оскорбить чувства мусульман» (привет тебе, Европа!). Есть мнение, что консервативная Америка устала от экспериментов с толерантностью – сюда же относятся извечные споры вокруг абортов. Кстати, в команде Трампа есть убежденные противники искусственного прерывания беременности – например, Бен Карсон, который может стать министром здравоохранения. И тем слаще стала для Трампа победа 8 ноября – он показал вашингтонскому обкому, что люди устали от этих «проклятых федералов» и захотели видеть президентом близкого по духу человека. Так что впереди новая битва либералов с традиционалистами.

Но есть еще одна черта Дональда Трампа, которая бросилась в глаза не только мне. Его стали сравнивать с Рональдом Рейганом. Во-первых, оба пришли из шоу-бизнеса. Это сравнение, конечно, притянуто за уши. Хотя Ронни был актером, радио- или телеведущим, шоуменом его не называли, просто высоко ценили его общительность и умение убеждать людей. Например, в биографии Рональда Рейгана за авторством Эдуарда Иваняна (имею удовольствие читать эту книгу сейчас) рассказывается, что молодой Рейган умудрялся «комментировать» спортивные соревнования по радио, находясь за сотни миль от места событий, на ходу сочинял «опасные моменты» и делал всё так умело, что слушатели проникались его рассказом. К тому же Рональд Рейган всё-таки был губернатором Калифорнии (у Трампа нет никакого опыта государственного публичного управления) и всегда был «своим» в Республиканской партии с конца 50х годов, и клоуном его не считали.

Во-вторых, и Рейган, и Трамп воспринимаются как рубаха-парни, не шибко образованные, но обладающие хорошим политическим чутьем. Рейган при этом не был миллиардером, но кое-какое состояние сколотил, придя в Белый дом небедным человеком. А уж о Трампе и говорить нечего – он, может, и не имеет опыта управления государством или штатом, но точно знает, как крутить деньги. Согласитесь – глупец никогда не стал бы миллиардером, даже стартуя с отцовского состояния.

В-третьих, и это наиболее важный момент, сегодня Трамп, как 36 лет назад Рейган, не очень разбирается во внешней политике, но точно знает, что нужно Америке. Едва придя в Белый дом, Рональд Рейган высказался о борьбе с Советским Союзом предельно ясно: «Наша стратегия проста – мы побеждаем, они проигрывают». Он ненавидел коммунизм, но уважал русский народ (даже его любимая поговорка была русской «Доверяй, но проверяй», и он ее произносил по-русски!). Рейган четко понимал, что Америка должна быть сильной в мире, а в своих границах она должна предоставить людям возможность приумножать свои блага – типичный капитализм, который в те же годы культивировала в Британии Маргарет Тэтчер, недаром они были друзьями и единомышленниками.

А сегодня Дональд Трамп всячески подчеркивает не менее простую стратегию: главное для Америки – сильная Америка. Его слова Make America Great Again в некотором смысле отсылают нас именно к временам Рейгана. Трамп дает понять, что в мировых делах он будет исходить только из интересов США, даже если это придется кому-то не по нраву. Например, в ходе предвыборной кампании он говорил, что кризис в Украине «ему не интересен». Сомневаюсь, что электоральная риторика обретет форму Realpolitik, но, как говорится, первое слово дороже второго. Недаром в Киеве чуть ли не объявили траур по проигравшей Клинтон. Что касается Сирии, Трамп обещал «бомбить и еще раз бомбить» позиции ИГИЛ – тут, я надеюсь, он не передумает.

В общем, на сегодня вопросов очень много, и я не хочу делать прогнозы из ничего. Трамп только-только составляет команду, которая войдет с ним в Белый дом 20 января. Его внешняя политика станет более понятной после назначения госсекретаря, глав ЦРУ и Пентагона, а также советника по национальной безопасности. Эти ключевые четыре должности (но, конечно, не только они) будут определять «погоду» в ближайшие четыре года – а может, и восемь лет. Кто знает, ведь Трамп, самый возрастной президент в истории США (кстати, в этом он обошел именно Рейгана), в свои 70 лет выглядит явно моложе. Во всяком случае, сейчас мы можем быть уверены только в одном: мир еще долго будет гадать, о чем думает Дональд Трамп и что он уготовил стране и человечеству. Но скучно точно не будет…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Libera

XS
SM
MD
LG