Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Первый тур показал, что политики не властны над избирателем»


О политическом классе Молдовы и втором туре президентских выборов

Свободная Европа: Игорь Додон – лидер, но не победитель. Майя Санду, по всем признакам, получила более высокий результат, чем надеялись ее сторонники. Для кого из них, по вашему мнению, ситуация осложнится, а для кого положение становится более легким?

Игорь Боцан: Зависит от мобилизации команд двух кандидатов. Г-н Додон неплохо провел кампанию, люди из его штаба публично признали, что выжали все возможное из тех ресурсов, которые были в их распоряжении для мобилизации электората. С другой стороны, если говорить о Майе Санду, известно, что у нее практически не было никаких ресурсов, что она потратила на свою кампанию около 20 тыс. долларов. Если сравнить с теми около 10 млн леев, которые израсходовал г-н Додон, то разница огромная.

Сейчас Майе Санду предстоит взвесить, какие у нее есть мобилизационные ресурсы. Самый большой ресурс – это те, кто не пришел на выборы. В воскресенье мы заметили поразительное явление: в первой половине дня явка была на 7% выше обычного, а затем ситуация перевернулась, и к концу вечера стало ясно, что на этот раз в выборах участвовало примерно на 7% меньше избирателей, чем в 2014-м и в 2010-м гг.

У г-на Додона здесь – очень большой минус, его будут воспринимать в качестве человека, настроившего против себя и Румынию, и Украину​

И еще практически единогласный вывод экспертов: молодежь в выборах не участвовала. Иными словами, есть очень важный ресурс для Майи Санду, она может попытаться сравнять этот счет. Разница сейчас составляет 10%, это не драматический разрыв, но разрыв серьезный, и для его преодоления необходимы усилия.

Есть и другие моменты. Майя Санду, будучи министром, занималась больше вопросами просвещения и не выступала с политическими заявлениями, а у г-на Додона здесь – очень большой минус. Как потенциального президента, его будут воспринимать в качестве человека, настроившего против себя и Румынию, и Украину, что крайне опасно для Республики Молдова. Думаю, г-на Додона «побьют» в электоральном смысле слова. Неизвестно, станет ли этот момент решающим во втором туре, но по этому вопросу ему придется давать объяснения.

Более того, г-н Додон обещал федерализацию Республики Молдова – проект, который невозможно осуществить без поддержки внешних партнеров. А внешние партнеры спросят: от нас-то чего вы хотите? И если он захочет гарантий, то г-ну Додону придется объяснить, как можно требовать гарантий, если не признает территориальную целостность наших соседей.

Г-ну Додону придется ответить на вопрос: возможно ли через голову Украины настолько сблизиться с Российской Федерацией?

Есть и другие моменты, например, Соглашение об ассоциации – самый важный из договоров, которые когда-либо подписывала Республика Молдова. Иными словами, г-ну Додону гипотетически придется инициировать два референдума: о федерализации и о выходе из Соглашения об ассоциации. Г-ну Додону придется ответить на вопрос: возможно ли через голову Украины настолько сблизиться с Российской Федерацией, что больше не понадобятся те 15-20% доходов в бюджет, поступающих для сохранения баланса, для проектов, и т.д.

Несомненно, г-н Додон – искусный политик, и в оставшееся до второго тура время интересно будет посмотреть, как он отвечает на все эти вопросы, потому что свои обещания он делал в тот момент, когда хотел привлечь на свою сторону электорат Партии коммунистов. Тогда эта риторика ему пригодилась, ему удалось завоевать электорат ПКРМ, однако сейчас эти заявления и его позиция оборачиваются серьезным препятствием для победы во втором туре.

Думаю, шансы сейчас примерно 50 на 50, все зависит от мобилизации, от качества дискурса и от того, согласятся ли кандидаты встретиться лицом к лицу и попытаться убедить избирателей, кто из них более подходящий кандидат на должность главы государства.

Свободная Европа: Как вы считаете, Майя Санду может рассчитывать на электорат Дмитрия Чубашенко?

Игорь Боцан: Прежде всего, первый тур выборов показал, что политики не властны над избирателями. Политики выходят с различными заявлениями, позиционируют себя с помощью различных обещаний, а избиратели лишь принимают во внимание эти позиции и обещания, но помнят и о контексте, в котором находится страна. Поэтому чисто арифметическое сложение процентов г-на Чубашенко с процентами г-на Додона не совсем уместно.

Кроме того, мы увидели, что г-н Чубашенко предельно ясно сказал, что, если г-н Додон согласен подписать указ №1, он, Чубашенко, обращается к своим избирателям, если нет – избиратели сами решат, как им поступить. И совсем не обязательно, что все избиратели г-на Чубашенко проголосуют за г-на Додона, особенно, если учесть, что г-н Додон крайне грубо отнесся к г-ну Усатому, назвав его неприличными словами – и для эмоциональных избирателей это сигнал, что они либо проголосуют иначе, либо воздержатся от голосования. Хочу лишь сказать, что не следует заниматься арифметикой.

Кроме того, думаю, унионистский электорат крайне разочарован в кандидатах, которые их представляли, и, возможно, эта категория избирателей не пришла на выборы. Во втором туре для них очень, очень важно прийти на выборы безо всяких условий, потому что они не могут ставить условия, как пытался ставить г-н Гимпу (если вы поддерживаете этот проект, то…).

Майя Санду, например, может сказать им: уважаемые друзья, граждане Республики Молдова, любой ориентации и любых взглядов. Вы видите, что лучшие эксперты Румынии говорят, что у этой братской, дружественной страны никогда не было проекта для Республики Молдова.

Избиратель – суверен в этой стране, избирателя следует уважать, и каждый голос важен

​Только сейчас под эгидой института президента разрабатывается национальный проект, который коснется и Республики Молдова. Может, стоит немного подождать, посмотреть, что это за проект, а не бросаться в авантюру, как это сделали кандидаты-унионисты: создадим фонд в 10 млрд долларов, евро... Откуда фонды, из румынских денег, о которых никто никогда не говорил? Это очень интересные моменты… Думаю, ситуация в эти две недели покажет, насколько изобретательны кандидаты, и их посыл к избирателям должен быть предельно уважительным.

Политики – не хозяева выборов. Когда политики начинают наскакивать друг на друга, это не значит, что раздают пинки избирателям. Нет, избиратель – суверен в этой стране, избирателя следует уважать, и каждый голос важен. Но то, что происходит между политиками, в значительной степени просто шоу. Кроме того, мы все увидели, что некоторые политики ведут себя крайне нечестно, владеют телеканалами, которые используют в своих интересах, прибегают ко лжи – и это тоже важно для избирателя. Если тот или иной кандидат позволяет себе в предвыборной кампании нападать на своего оппонента не с фактами, а просто используя различные спекуляции и ложь, я уверен, что избиратель постепенно сможет разобраться, что хорошо – и что не совсем хорошо.

Свободная Европа: О неявке молодежи хочу поговорить. Вы видите в этом потенциальный мобилизационный ресурс…

Игорь Боцан: У нас есть пример президентских выборов в Румынии, когда в последнем туре разница была примерно такой же, как у нас сейчас – и победил тот, кто в первом туре занимал вторую позицию.

Майя Санду и поддержавшая ее партия Андрея Нэстасе впервые участвуют в выборах – и достигли потрясающего результата

Кроме того, и диаспора тогда отлично мобилизовалась. Следовательно, примеры есть, но не надо строить иллюзий насчет возможной механической экстраполяции этих примеров.

Ради победы на выборах придется изрядно попотеть. Мы уже можем сказать, что Майя Санду и поддержавшая ее партия Андрея Нэстасе – большая эмерджентная сила, они впервые участвуют в выборах – и достигли потрясающего результата. И потом, неизвестно, что лучше: выиграть выборы или, в случае победы Додона, воспользоваться ситуацией и сконцентрироваться на победе на парламентских выборах. Потому что, как я уже говорил, г-н Додон, при всех своих способностях, делал известные заявления для того, чтобы завоевать определенный сегмент электората, электорат Партии коммунистов, но также настроил против себя наших соседей.

Не совсем ясно, что будет с политикой безопасности, неясно, как будет г-н Додон бороться с олигархией, потому что это одно из условий г-на Чубашенко, который сказал: или борешься с олигархией, подписав указ №1, или не морочь мне голову поддержкой во втором туре, и избиратели решат сами, без моего участия. Поэтому ситуация сложилась беспрецедентная – она интересна тем, что упор ставится на мобилизацию граждан.

Негативная сторона – в том, что политизация чрезмерна, и эта политизация практически навсегда убрала с политической сцены несколько партий, которые вряд ли сумеют реабилитироваться после выборов.

XS
SM
MD
LG