Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Вопрос ставится так: продолжит ли Молдова свой европейский путь – или нет»


Свободная Европа: У нас в студии – политолог Игорь Боцан, с которым мы обсуждаем ход президентских выборов. Г-н Боцан, можно уже дать какие-то оценки – о явке избирателей, ходе голосования?

Игорь Боцан: Да, приятно констатировать, что явка более высокая – и значительно более высокая, явка выше где-то на 5-7%, чем на парламентских, основных выборах, в которых участвуют граждане. Видимо, и 20 лет спустя участие граждан в выборах главы государства очень важно – и это главная констатация.

Ставки очень высокие, потому что в последние два года наше общество пережило глубокий кризис

Другой вывод связан с тем, что происходило в Оргееве. Как это возможно, чтобы мэр с сомнительной, мягко говоря, репутацией позволил себе сорвать выборы – а власть не реагирует? Это очень подозрительно. Мы должны понимать, что такие события следует проанализировать внимательнейшим образом, а власть должна принять все меры, чтобы не позволять местной администрации ставить под угрозу ход голосования.

Свободная Европа: Прямых президентских выборов у нас не проводилось 20 лет. Говоря о ставках, в чем состоят общие черты, и в чем – отличия электората двадцатилетней давности от нынешних избирателей?

Игорь Боцан: Ставки очень высокие, потому что в последние два года наше общество пережило глубокий кризис. Поэтому от результатов выборов зависит, будет ли президентский институт выведен из-под контроля олигархических или политических кланов, которые, к сожалению, на пути в Европу сумели найти лазейки и скомпрометировать курс.

Сейчас вопрос ставится так: продолжит ли Республика Молдова свой европейский путь – или нет, удастся ли вывести президентский институт из-под контроля кланов, сформировавших этот тупик.

Да, Молдова отличается преимущественно патриархальной политической культурой. Но ничего драматичного я в этом не вижу

И третья, крайне высокая ставка связана с обновлением политического класса. Было уже несколько потрясений, и они четко показывают, что протестная волна породила сразу несколько партий, которые активно развиваются.

Так что, подытожу, ставки следующие: вывод президентуры из-под контроля кланов, интеграционный вектор нашей страны – с Евросоюзом или Евразийским союзом, а еще – драматичные изменения на политической сцене и обновление политического класса.

Свободная Европа: От ожиданий до действительности лишь один шаг? Или все-таки путь гораздо дольше? Являются ли ожидания избирателей оправданными?

Игорь Боцан: Думаю, речь идет о нашей политической культуре. Да, Молдова, которую пренебрежительно называют еще «европейской деревней», отличается преимущественно патриархальной политической культурой. Но ничего драматичного лично я в этом не вижу. Люди хотят, чтобы тот, кого они изберут на прямых выборах, в пределах своих полномочий выполнял возложенные на него функции.

Если президент вправе назначать судей, если президент вправе назначать генерального прокурора, директора Национального агентства по неподкупности – то эта фигура уже очень важна сама по себе. Не говоря уже о том, что президент отвечает за безопасность государства со всех точек зрения. И очень хорошо, что вопросами экономики и социальной защиты занимается правительство, что парламент наделен законодательными и контрольными функциями, а глава государства отвечает за все аспекты безопасности.

Коль скоро в руках президента – такие рычаги, и если он наделен прямым мандатом граждан, значит, это не просто человек, он наделен серьезными полномочиями. Кроме того, наша страна участвует на базе Соглашения об ассоциации в крайне важном евроинтеграционном процессе. По сути, участь Республики Молдова зависит от того, как будут выполняться положения этого Соглашения.

Если главой государства станет человек, который обязуется продвигать самый главный из всех подписанных когда-либо документов – Соглашение об ассоциации, то это просто здорово. Но совсем другое дело, если президент начнет ставить под сомнение, оспаривать это Соглашение, оспаривать территориальную целостность наших соседей… Во всех подобных нюансах наши граждане прекрасно отдают себе отчет. Однако, им решать, какую судьбу они хотят для страны.

Свободная Европа: Как вы оцениваете голосование наших граждан, которые находятся за рубежом?

Игорь Боцан: С моей точки зрения, а также учитывая финансовые возможности Центральной избирательной комиссии, думаю, ЦИК справляется с этой своей задачей. Установлена формула, по которой за рубежом открываются избирательные участки, и очень важно, чтобы наши соотечественники проявили интерес к выборам.

Если они проявляют интерес, Центризбирком знает, где открывать избирательные участки. Это уже третий или четвертый тест такого рода. С моей точки зрения, этот опыт заслуживает право на жизнь. Но это – и наша боль, потому что около трети квалифицированных специалистов, наиболее молодых и наиболее амбициозных, покидают страну, находя работу в Европе или другом месте.

Очень хорошо, что эти граждане хотят сохранить связь с Республикой Молдова. И не просто сохранить: они хотят также влиять на ситуацию в стране, участвуя в голосовании. Я считаю, что это очень важно.

Свободная Европа: Можно ли надеяться, что в обозримом будущем наши сограждане за границей смогут голосовать каким-то более современным и более удобным образом?

Игорь Боцан: Однозначно, да. Этот вопрос уже поднимался в 2000 году, когда обсуждалась возможность введения голосования по интернету. Но в стране, где существуют подозрения, что контроль со стороны отдельных кланов может исказить процесс голосования, люди проявляют сдержанность. Хотя – слов нет, это было бы огромным облегчением. Но именно недоверие в честности властей тормозит этот процесс.

XS
SM
MD
LG