Linkuri accesibilitate

Михай Гимпу: «Совесть у меня чиста. Я сделал то, что должен был сделать патриот»


Интервью с кандидатом Либеральной партии на пост президента Республики Молдова

На выборах 30 октября Михай Гимпу будет вторым в избирательных бюллетенях. Лидер либералов обещает в случае своего избрания президентом подготовить объединение с Румынией и осуществить его.

Свободная Европа: Вы выступаете за объединение Республики Молдова и Румынии, как единственной возможности избавиться от коррупции и нищеты. Объединение ради объединения в Яссах, и объединение ради раскола в Кишиневе – так восприняли ваш посыл избиратели, которые хотят, чтобы Молдова оставалась независимым государством. Вы укрепляете молдавское общество, расколотое до предела?

Михай Гимпу: Наше общество впервые было расколото в 1812 году, когда нас оккупировала царская Россия, затем в 1940-м. Последствия оккупации дают о себе знать и по сегодняшний день. Демократия означает, что общество постоянно разделено: либо между партиями, либо согласно доктринам, либо по гражданам. Наша цель – чтобы общество перестало жить в нищете и убожестве, и чтобы его не грабили, как это происходило до сих пор.

Свободная Европа: Эта цель в состоянии обеспечить вам 50% плюс один голос?

Михай Гимпу: Получить 50% плюс один голос мы хотим на парламентских выборах 2018 года. Потому что президент не объявляет, а готовит объединение. А решение принимает парламент. Коррупция у нас цветет пышным цветом… Как выразился один мой знакомый, у нас борьба с коррупцией наминает спортивную ловлю: поймал крупную рыбу, поцеловал ее и отпустил обратно. Пример? Шор и другие.

Свободная Европа: Вы сказали, что будете настаивать на том, чтобы Шор сидел за решеткой. Но он и сейчас на свободе…

Михай Гимпу: Тюрьма от него не убежит. Следствие идет, и я надеюсь, что он сядет. Главное, что расследование идет, и Kroll работает и приносит новую информацию о том, как выводились деньги.

Но вернемся к проблеме объединения. Сегодня на первый план вышла социальная сторона вопроса, но все глубже – осознание того, что мы – румыны, что в наших жилах течет одна кровь, что у нас общие культурные и языковые корни, что нас роднит общая история…

Опросы показывают, что люди прозревают, ведь они хотят жить по-человечески. И люди поняли, что эта жизнь – в Румынии, где есть экономика, где у государственных институтов есть опыт руководства государством.

У нас же – никакого опыта, мы только-только стали государством, Бессарабия была то с царской Россией, то немного с Румынией – 22 года, а потом с СССР. И самое главное, что мы должны решить через объединение – это завтрашний день, это наша свобода и безопасность. Перед нами наглядный пример, аннексия Крыма и война в Луганске и Донбассе. Россия в любой момент может оккупировать нас снова, тогда как объединение с Румынией автоматически даст нам статус гражданина Евросоюза, раскрыв над нами защитный зонтик НАТО.

Свободная Европа: Сразу несколько кандидатов обещают объединение. Почему вы раздробили и этот сегмент?

Михай Гимпу: Мы не раздробили его. Эти партии появились после нас, они не обладают той силой, что есть у Либеральной партии, которую я возглавляю. У меня есть определенный опыт, я был и председателем парламента, и исполняющим обязанности главы государства, за моими плечами – 30-летний опыт борьбы, начиная с языка и алфавита.

И, шаг за шагом, мы добились официального статуса для румынского языка. Что ж, демократия дает право каждому, но отличие между нами и ними – в том, что у нас в активе последовательная борьба с самого начала, мы не ждали, пока придет кто-то и разобьет лед, а потом уж мы подхватим флаг и начнем им размахивать, скандируя унионистские лозунги.

Мы боролись с 88-го, с горбачевской перестройки. Я не могу переложить национальное дело на плечи других, которые считают себя большими унионистами, чем все остальные.

Свободная Европа: Но голоса в этом случае распылятся?

Михай Гимпу: Так считали и на выборах 2014 года, что после предательства со стороны остальных семи депутатов – всё, с Либеральной партией покончено, она умерла… Но померли они сами, еще в пеленках, а Либеральная партия продолжила свою работу и снова оказалась в парламенте, в правящей коалиции, и продолжает способствовать восстановлению стабильности и сохранению общего тонуса в обществе.

Не будь нас в этой правящей коалиции, сегодня у власти находилась бы Партия социалистов с Додоном во главе и партия Усатого, то есть пророссийские партии. Мы бы лишились всего: и языка, и истории румын, и европейского курса, и свободного передвижения, и европейского рынка… А получили бы взамен федерализацию республики. Либеральная партия приняла историческое решение в ущерб себе, но во благо граждан.

Свободная Европа: Вы неоднократно говорили, что либералы никогда не создадут единый фронт ни с социалистами, ни с коммунистами, однако с последними вы сформировали мажоритарную коалицию…

Михай Гимпу: Ушла ЛДПМ – и пришли они. Мы уже были в правящем альянсе с июля 2015 года, и не мы к ним примкнули, а это они присоединились к нашей программе. Я говорил, что не пойду с ними – и не пошел, как произошло в 2005 году, кода голосовали за Воронина…

Наш отказ от участия в правящем альянсе означал бы конец – и европейской интеграции, и объединению с Румынией, конец всему, так как произошла бы смена вектора с проевропейского на пророссийского. Объединение с Румынией – это наше спасение. Как я уже говорил, наша свобода и независимость не гарантированы, наша независимость держится на волоске, как было в Бессарабии на момент объединения в 1918 году. Помните, в 1924-м в рамках Украины была создана МАССР, и 22 года русские все кричали о необходимости «освободить молдаван от румын»? Вот почему мы начали свою кампанию в Яссах, чтобы все молдаване поняли: между нами нет никакой разницы, мы одной крови, и Румынию создали молдаване.

Свободная Европа: В рамках мажоритарной коалиции вы в меньшинстве. Когда вы выступаете, например, за присоединение Молдовы к НАТО, вас никто не поддерживает…

Михай Гимпу: И не только в этой коалиции, но и когда в правящий альянс входила ЛДПМ, все было так же – за интеграцию с НАТО выступали только мы.

Граждане не хотят понять, не хотят увидеть разницы между русским империализмом и НАТО

Свободная Европа: И в коалиции, и в обществе ваша позиция по этому вопросу не находит поддержки?

Михай Гимпу: Мы в меньшинстве, потому что граждане не хотят понять, не хотят увидеть разницы между русским империализмом и НАТО, который призван лишь помочь гражданам жить в мире и согласии, развивать демократию.

Это синдром «русской капли», которая в течение двухсот лет подтачивала наши устои, а сейчас сработала – с помощью тех, кто скомпрометировал европейский курс и демократию: кража миллиарда, отмывание 20 млрд долларов, передача в аренду аэропорта и Бог знает еще чего – русским, туркам, бандитам, ворам, олигархам... Это все было, от этого никуда не деться, и это – большая проблема.

Свободная Европа: А почему вы говорите, что не знаете, в чьи руки попали эти объекты? Вы же входите во власть?

Михай Гимпу: Кража миллиарда и концессия аэропорта состоялись тогда, когда мы не входили в правление. Я считаю, что они намеренно вывели нас из коалиции.

Что мы имеем? Четыре министерства и 13 голосов в парламенте. У нас нет даже поста спикера, который нам обещали

Свободная Европа: Допустим. Но сегодня-то вы уже должны знать, кто хозяин аэропорта.

Михай Гимпу: Как узнать, если документы засекречены? Продали его российскому аэропорту, затем последовали перепродажи. Все не так просто. Этим занимаются соответствующие органы, я не прокурор, чтобы вести расследование и выяснять, что да как.

Я говорю как политик и как депутат. У нас 13 мандатов. Что мы имеем? Четыре министерства и 13 голосов в парламенте. У нас нет даже поста спикера, который нам обещали коллеги по альянсу.

Свободная Европа: Кстати, почему вы не возглавили законодательный орган, а позволили всю власть сконцентрировать в руках Демократической партии?

Михай Гимпу: Потому что такова наша сила в рамках коалиции. Там нас 13 из 57, а их 44. И если они не хотят отдать нам, либералам, должность спикера, нам что, выходить из коалиции? Это значит идти на досрочные выборы. Это повторение январской ситуации, когда все требовали досрочных выборов. Это значит, своей рукой, осознанно привести к власти пророссийские партии.

Свободная Европа: И вы не будете настаивать на должности спикера?

Михай Гимпу: Закончатся и эти выборы, которых никто не ждал и которые грянули как гром среди ясного неба, и мы продолжим свою работу. Не может длиться до бесконечности эта ситуация, которая была в АЕИ-2. Там вся власть была в руках ЛДПМ, сегодня ее прибрала Демпартия.

Нет, коалиция предполагает совсем другое: разделение власти, потому что каждый несет ответственность, вне зависимости от того, у кого сколько мандатов. Так не может продолжаться. Должна быть какая-то красная черта.

Свободная Европа: А если сейчас найдется замена депутатам ЛП?..

Михай Гимпу: Как боролись – так и будем бороться. Если они думают, что с другими будет лучше – это их дело. Так не пойдет, как они считают, что ЛП должна быть счастлива и довольствоваться тем, что привнесла стабильность, европейский курс, вернула доверие европейских чиновников и МВФ, который должен подписать соглашение… Это будет красный сигнал для всех, кто поддерживает нас финансово и политически. И, прежде всего, для Румынии, которая и на этот раз кинула нам спасательный круг в виде соглашения на 160 млн.

Свободная Европа: Некоторые задаются вопросом: если правительство принимает решения под свою ответственность, то зачем тогда Молдове парламент?

Михай Гимпу: Республике Молдова парламент необходим до тех пор, пока не состоится объединение, это яснее ясного. И правительство необходимо.

Первым указом распоряжусь создать совет, в который войдут самые просветленные, самые умные головы из Молдовы, Румынии и Европы, которым поручено будет готовить объединение с Румынией

Конституция позволяет не только нашему правительству, но и правительствам других стран в определенные моменты брать на себя ответственность.

Свободная Европа: Предположим, вы станете главой государства – какие будут ваши первые шаги?

Михай Гимпу: Первым указом распоряжусь создать совет, в который войдут самые просветленные, самые умные головы из Молдовы, Румынии и Европы, которым поручено будет готовить объединение с Румынией по самым разным направлениям: экономическому, социальном, политическому, юридическому… Разумеется, объединение в одночасье не состоится, на это понадобятся годы.

Первым делом я буду выполнять полномочия, предусмотренные Конституцией. Наша проблема состоит в том, что у нас нет экономики, нет денег – их разворовали. И это еще один мотив для объединения. У Румынии есть экономика, есть промышленность, есть горы, есть море, есть золото, нефть, газ… А что есть у нас? У нас только сельское хозяйство и работящие, добрые люди – и еще воры, обкрадывающие людей, которые работают с утра до ночи.

Будь я богат, возможно, объединение удалось бы осуществить раньше

Свободная Европа: А Михай Гимпу богатый человек?

Михай Гимпу: Нет. Совсем не богатый. За мою политическую карьеру я давал от себя, а вот себе никогда ничего не брал. Деньги от бизнеса, который у меня есть, идут в основном на нужды партии, то есть, на общее дело. Будь я богат, возможно, объединение удалось бы осуществить раньше.

Свободная Европа: Искренний, смелый, прямой – так говорят о вас многие граждане, но одновременно – непреклонный, импульсивный… Вы как бы себя охарактеризовали?

Михай Гимпу: Люди правы. Я импульсивен, когда смотрю на светофор и вижу там зеленый сигнал, а стоящие рядом утверждают, что светит красный… Или когда вижу, что правду превращают в ложь. Да, я импульсивен. Я не терплю предателей, трусов, лжецов, не терплю неправды. Я – человек, который хочет, чтобы все были людьми.

Свободная Европа: А когда вас называют предателем, как вы реагируете?

Что мне до борьбы между Плахотнюком и Цопой? Я вижу для себя другие проблемы

Михай Гимпу: Предатель – это тот, кто предает своих родителей, свой народ, свою родину. Я никого не предавал. Напротив, я рисковал не только головой, но и именем – и не только своим, но и однопартийцев, братьев моих, родителей... Рисковал ради национального дела, потому что не сделай я этого, сегодня многие спрашивали бы меня: «Гимпу, а что ты сделал?». А так – кого я предал? Цопу? Сведение счетов Цопы с Плахотнюком?

Свободная Европа: Гимпу – Иуда, говорят в народе и так…

Михай Гимпу: Что мне до борьбы между Плахотнюком и Цопой? Что мне до этого? Я вижу для себя другие проблемы, надо вернуть веру европейцев в Республику Молдова, которую мы потеряли и оказались в полной изоляции. Что мне, надо было оставить Молдову на съедение волкам, так, как это сделал Филат, ЛДПМ и остальные, обокравшие банки, аэропорт и все остальное? Совесть у меня чиста. Я сделал то, что должен был сделать государственный деятель и патриот.

XS
SM
MD
LG