Linkuri accesibilitate

Вячеслав Агригороае: «ЦИК не обязан комментировать чьи-либо требования»


Интервью с секретарем Центральной избирательной комиссии об организации процесса голосования за рубежом на выборах президента Республики Молдова

По предложению правительства Центральная избирательная комиссия решила открыть за пределами страны 100 избирательных участков на выборах президента 30 октября – на пять участков больше, чем было на последних парламентских выборах. Больше всего участков будет открыто в Италии – 25, в Румынии – 11 и Российской Федерации – 8.

Достаточно ли ста участков, учитывая, что четверть населения находится за границей? По каким критериям принималось решение о том, в какой стране сколько участков следует открыть? И как будет организован процесс голосования? Эти и другие вопросы обсуждаем с секретарем ЦИК Вячеславом Агригороае.

Свободная Европа: Почему именно сотня участков для голосования?

Вячеслав Агригороае: Кодекс о выборах предусматривает два критерия для открытия избирательных участков за рубежом: предварительная регистрация граждан, находящихся за границей, и участие избирателей в предыдущих выборах. При подготовке проекта решения ЦИК руководствовалась этими двумя критериями.

Не ЦИК определяет число участков, ЦИК только организует их работу

Свободная Европа: И ста участков достаточно, учитывая, что четверть населения Молдовы находится за пределами страны? Некоторые партии считают, что только в России необходимо открыть более сотни участков…

Вячеслав Агригороае: Центризбирком не обязан комментировать чьи-либо требования. Мы руководствуемся буквой закона. Тем более, что не ЦИК определяет число участков, ЦИК только организует их работу. Информацию о количестве избирательных участков, которые будут открыты за рубежом, мы доводим до сведения общественности.

Свободная Европа: Учитывались ли финансовые возможности для открытия избирательных участков?

Вячеслав Агригороае: Финансовые возможности, как и расходы, оценивает правительство, а не ЦИК.

Свободная Европа: Вы можете примерно сказать, во сколько обойдется открытие одного участка для голосования за рубежом?

Вячеслав Агригороае: Я не могу назвать цифру расходов, это не в моей компетенции. Мне неизвестно, сколько стоит открытие участка для голосования. Мало кто понимает, что это процесс достаточно сложный, замысловатый. Необходимо определить помещения, где будут расположены участки. Необходимо провести переговоры с центральной публичной администрации в этих населенных пунктах.

Если регистрируется один-два человека, то, как вы понимаете, для одного человека участок не откроешь

Есть целый ряд моментов, и мне бы не хотелось пускаться в подробности. Расходы наверняка отличаются от одного участка к другому, но, скажу еще раз, такой информацией я не обладаю.

Свободная Европа: Представители диаспоры недавно обратились в официальном порядке с просьбой, в частности, предоставить им право голосования по просроченному паспорту и по удостоверению личности – такую возможность им дали на предыдущих выборах. Каким будет ответ на этот раз?

Вячеслав Агригороае: Действительно, раньше было несколько исключений, мы об этом знаем. ЦИК рассматривает такие возможности и на президентских выборах, но окончательное решение станет известно в ближайшее время.

Свободная Европа: Другая просьба диаспоры – открыть дополнительные участки, если будет запланирован второй тур. Это возможно?

Вячеслав Агригороае: Одно могу сказать: пока мы следуем исключительно букве закона, за рубежом будет открыто столько участков, сколько предусматривает Кодекс о выборах или другие документы.

Свободная Европа: Многие представители диаспоры жалуются, что они не смогли добраться до участков для голосования, расположенных слишком далеко от их места проживания. Что вы намерены делать, чтобы максимально обеспечить право на участие в голосовании?

Вячеслав Агригороае: Для этого инициирована процедура предварительной регистрации. При массовой регистрации людей в том или ином населенном пункте появляется основания для открытия там избирательного участка.

Если же регистрируется один-два человека, то, как вы понимаете, для одного человека участок не откроешь. Избирательные участки открываются в других населенных пунктах, и эти избиратели будут прикреплены к ближайшим из них.

Свободная Европа: Значит, наиболее массовая предварительная регистрация зафиксирована в Италии, Румынии и России. Но число молдавских граждан, находящихся в этих странах, наверняка значительно выше…

Вячеслав Агригороае: Прежде всего, за основу принимается число официально зарегистрированных граждан, а не то, сколько в действительности наших соотечественников находятся сегодня за границей, эта цифра плавает. Действительно, больше участков в Италии, но должен сказать, что лично я изучил этот вопрос и убедился, что на парламентских выборах 2014 года в городах, где были открыты избирательные участки, граждане Республики Молдова на самом деле проявили активность и реализовали свое право выбора.

Поэтому логично, что и сейчас участки будут открыты в этих населенных пунктах. Если появились избирательные участки в каких-то новых городах, то это сделано на основании предварительной регистрации.

Свободная Европа: В прошлые годы на некоторых участках за рубежом образовывались длинные очереди. Какие меры принято для того, чтобы такая ситуация не повторилась?

Вячеслав Агригороае: Это вопрос без ответа. Нельзя предугадать, что случится в ближайшее время, дождемся дня голосования, а там посмотрим, сколько человек явится на участки, как они проголосуют, и что будет дальше. Надеемся, на этот раз мы лучше подготовлены.

Гражданин может явиться на любой избирательный участок за рубежом, при наличии действительного документа, удостоверяющего личность

Свободная Европа: Что должен знать молдавский гражданин в Москве или Вероне, чтобы на участке его не поджидали какие-либо сюрпризы?

Вячеслав Агригороае: Гражданин должен знать, что он может проголосовать и без предварительной регистрации, эта процедуры не обязательна. Гражданин может явиться на любой избирательный участок за рубежом, при наличии действительного документа, удостоверяющего личность, – по крайней мере, так предусматривает закон на данный момент, при наличии паспорта Республики Молдова или военного билета. Соответственно, он проголосует по дополнительному списку на этом избирательном участке.

Свободная Европа: Граждане не смогут проголосовать через интернет, тестирование системы возможно лишь на парламентских выборах 2018 года – так говорил Центризбирком. Почему не удалось внедрить хотя бы пилотный режим электронного голосования?

Вячеслав Агригороае: Не удалось к этим выборам, потому что это долгий процесс. Недавно завершено технико-экономическое обоснование. Для развертывания системы необходимо время.

Свободная Европа: Не могу не спросить и об условиях для голосования на территории Приднестровья?

Вячеслав Агригороае: Пытаемся создать равные условия для всех граждан Республики Молдова. Раньше было открыто 25 избирательных участков, где жители Приднестровья могли проголосовать. На этих выборах планируется открыть до 30 участков. Пытаемся создать и жителям левобережья Днестра оптимальные условия для осуществления своего права голоса.

XS
SM
MD
LG