Linkuri accesibilitate

Сергей Мельниченко: «Россия сейчас сама под санкциями, и вряд ли у нее есть средства для вложений в приднестровский регион»


Впервые за последние годы проект бюджета на 2017 год не предусматривает индексации пенсии и зарплат. Приднестровская администрация приняла проект бюджета, в котором расходы двукратно превышают доходы. В целом расходы консолидированного бюджета предусматриваются на уровне 4,74 млрд руб., а доходы – 2,37 млрд руб. ($209,7 млн).

Из каких источников будет покрыт дефицит, и что нового содержит проект бюджета? Обсуждаем эти вопросы с экономическим экспертом из Тирасполя Сергеем Мельниченко.

Сергей Мельниченко: В 2011-м году прошла конституционная реформа, в соответствии с которой был введен новый орган власти – правительство. Именно этот орган власти стал ответственным за проведение экономической политики. Соответственно, на правительстве лежит и обязанность по разработке сбалансированного регионального бюджета.

Посмотрим сравнительные характеристики двух бюджетов – на этот год и на будущий. Бюджет – это уже как бы вершина айсберга тех документов, которые предварительно поступили в Верховный совет: это концепция бюджетно-налоговой политики и прогноз социально-экономического развития республики на будущий год. Что касается концепции, то там основная мысль – в который раз звучащее предложение исполнительной власти, о переходе на классическую налоговую систему, с взиманием трех налогов вместо действующего сейчас налога на доходы организаций.

Что касается непосредственно проекта бюджета – в чем его специфика? Как отмечала министр финансов Ирина Молоканова, правительство при работе над бюджетом попыталось учесть все нюансы и складывающуюся ситуацию, и в итоге у них вышел дефицит по социально защищенным статьям, который составил примерно 660 млн рублей. Эта цифра, кстати, практически в два раза ниже, чем было в бюджете 2015 года, тогда дефицит по социально защищенным статьям составлял 1 млрд 100 млн рублей – и это мы говорим только про социально защищенные статьи, то есть мы можем представить уровень финансирования всех остальных расходных статей республиканского бюджета и на этот год, и на будущий.

Свободная Европа: Как, по вашему мнению, будет проходить обсуждение документа?

Сергей Мельниченко: Мне кажется, что на этот раз депутаты Верховного совета, скорее всего, не пойдут на то, чтобы брать на себя обязательства по поиску источников пополнения дефицита бюджета, который составляет 1,1 млрд. У депутатов есть определенное время для того, чтобы отправить проект правительству, не принимая его в первом чтении, или приняв в первом чтении – есть и такие варианты, – чтобы уже они нашли источники сокращения дефицита в 660 млн рублей.

Скорее всего, будет предложено секвестрирование бюджета, что в истории Приднестровья уже было

Потому что Верховный совет не хочет больше принимать извинения президента в том, что, например, бюджет еще 2015 года был несбалансированным и, что он был принят с дефицитом в 555 млн рублей.

Свободная Европа: Как случилось, что бюджетный дефицит снизился, несмотря на то, что ситуация в экономике не улучшилась?

Сергей Мельниченко: Что предприняло правительство? Скорее всего, правительство пошло по максимально жесткому пути сокращения расходной части, чтобы сократить дефицит в проекте бюджета 2017 года, кабинет пошел на жесткое обрезание всех расходных статей. Потому что не может быть такого, что ситуация в экономике не улучшается, а наоборот – ухудшается, и тут не миллиард сто дефицит, а 660 миллионов. Достичь этого за счет увеличения доходной части фактически невозможно, а вот достичь этого за счет сокращения расходной части – отчасти, наверное, можно. Как будет на самом деле идти реализация бюджета – это может показать только будущий год.

Свободная Европа: Кстати, о выполнении бюджета – как обстоят дела с реализацией бюджета на этот год?

Сергей Мельниченко: Пока реализация нынешнего бюджета хромает, поскольку те запланированные доходы не получаются, и есть определенное отставание и по выплате заработной платы, в частности, в Рыбнице. Скорее всего, по итогам третьего квартала правительством будет предложено секвестрирование бюджета, что в истории Приднестровья уже было. Это значит – ограничат в равных пропорциях все расходные статьи, кроме социально защищенных.

Свободная Европа: Где самые сложные, чувствительные статьи?

Сергей Мельниченко: На принятие этого бюджета, безусловно, наложит отпечаток то, что 11 сентября официально стартует предвыборная кампания по выборам президента, и, скорее всего, бюджет станет некой площадкой, на которой будут сталкиваться воззрения, мнения, идеологические платформы кандидатов. Просто на экономическую часть наложит свой отпечаток внутриполитическая борьба. Документ может стать заложником внутриполитической предвыборной кампании. Так что в нынешней ситуации экономического кризиса очень сложно будет работать над главным финансовым документом будущего года.

Свободная Европа: В конце прошлого года Приднестровье обещало в течение двух лет адаптировать свое законодательство под правила свободной торговли с Евросоюзом, пересмотреть налоговую систему. Есть какие-то намеки на изменение налоговой системы в ближайшей перспективе?

Сергей Мельниченко: В этот предвыборный период никто не станет круто менять правила игры – это первое. Во-вторых, проведение налоговой реформы, по мнению депутатов, требует определенного времени – раз, определенного переходного периода – два, определенного обучения и повышения квалификации налоговых инспекторов и сотрудников налоговых служб – три. И четвертый фактор – это создание программного обеспечения.

Об этом говорится уже где-то начиная с 2012-го года, и ничего не предпринимается, потому что нет политического решения для объединения налоговой системы. Она как бы кому-то выгодна, кому-то не выгодна. Каждое новое явление имеет две стороны медали, это как извечный спор между экспортерами и импортерами: кому что выгодно, какой курс доллара им выгоден, экспортерам – высокий, импортерам – низкий, да? То есть, противоречие существует в различных социальных, финансовых, политических группах.

Свободная Европа: Кстати, курс валют – он как-то повлияет на будущий бюджет?

Сергей Мельниченко: Насколько я понимаю, там запланирован курс 12,5 рубля за доллар. Сейчас официальный курс 11,30. Поэтому я не могу предположить, согласится ли с этим Верховный совет, потому что он настаивает жестко на сохранении официального курса. Но, с другой стороны, они могут изменить свое мнение, если ПРБ представит им новый проект основных направлений единой государственной денежной политики на будущий год.

Впервые не запланировано увеличение минимальной заработной платы и не предусмотрена индексация пенсий

Другое дело – когда он это представит? Потому что на этот год основные направления утверждались лишь в феврале, 10 февраля. Это, конечно, очень взаимосвязанный вопрос – но как он будет разрешен, тоже не могу сейчас уверенно об этом говорить. Но проект верстался правительством из расчета вот такой цифры – двенадцать с половиной.

Свободная Европа: Какое значение для бюджета Приднестровья будет иметь финансовая помощь России?

Сергей Мельниченко: Российская помощь будет не меньше и не больше, чем она оказывается сейчас. Первое направление – это выплаты пенсионерам, второе направление – это фактически бесплатный российский газ, использование денег специального газового счета для расчетов по социальным обязательствам государства – это два, третья помощь – это окончание социального проекта «АНО Евразийская интеграция».

Другое дело, сейчас говорят о переформатировании вот этой помощи, вот этих социальных объектов на создание производств – но насколько это будет реально, потому что для того, чтобы создавать производство, нужны частные капиталы, а частные бизнесмены России вряд ли пойдут в конфликтный регион. Будут ли использоваться бюджетные средства России на создание предприятий совместных здесь, на территории Приднестровья – тоже вопрос открытый, потому что Россия сейчас сама под санкциями, и вряд ли у нее есть дополнительные средства для такого рода финансовых вложений в приднестровский регион.

Свободная Европа: Если в нескольких фразах говорить о бюджете 2017 года – это будет сложный год?

Сергей Мельниченко: Ну, это будет более реалистичный бюджет, более, скажем так, выполнимый бюджет, но это будет и более жесткий бюджет. Для населения, для функционирования учреждений, организаций бюджетного плана… Это может за собой повлечь, скажем, оптимизацию сотрудников…

Кстати, примечательная черта: впервые, наверное, не запланировано увеличение расчетного уровня минимальной заработной платы для выплат бюджетникам и не предусмотрена индексация пенсий. Это еще раз подтверждает, что уже изначально закладывается жесткий бюджет. Другое дело, на фоне выборов не захочет ли Верховный совет принять решение о, скажем, увеличении, об индексации пенсий или еще каком-то – не знаю, сейчас это привлекательно будет…

Вот почему я говорю, что фактор внутренней политики, внутренних противоречий предвыборной кампании обязательно наложит свой отпечаток на, скажем так, обсуждение этого вопроса.

XS
SM
MD
LG