Linkuri accesibilitate

Игорь Додон: «Война в Приднестровье – позор в современной истории Молдовы»


Лидер Партии социалистов – о 25-ти пяти годах независимости Республики Молдова и ставках на предстоящих выборах президента.

Свободная Европа: Мы говорим о 25-летии независимости Республики Молдова – как бы вы охарактеризовали эти годы?

Игорь Додон: Если и есть чем гордиться – то лишь тем, что Республика Молдова вообще существует. Это единственное и главное наше достижение за все 25 лет независимости. Эти 25 лет можно разделить на несколько этапов. Первый – когда политические элиты в угоду унионистам отказались от идеалов, характеризующих нас как государство, как нацию. Я имею в виду несколько моментов, в частности, Декларацию о независимости, где фигурировала синтагма «румынский язык». В какой-то момент был и румынский флаг... Это был первый этап, позорный, который привел к внутренним конфликтам, включая приднестровский, привел к гражданской войне.

Свободная Европа: «Война в Приднестровье началась не здесь. Войну в Приднестровье спровоцировала Российская Федерация». – Так говорят те, со с оружием в руках стоял на Днестре.

Игорь Додон: Война в Приднестровье – позор в современной истории Молдовы. Она была спровоцирована, прежде всего, унионистскими лозунгами, унионистским движением. Второй этап – разрушение экономики и экономического потенциала. Программа Pământ, которую многие перекрестили в „mormânt” (могила), разрушила все, что еще оставалось в сельском хозяйстве. Я не говорю, что совхозы и колхозы были хорошие. Но много было хорошего, их не надо было ликвидировать так, нужно было их трансформировать во что-то более современное. Но не так, чтобы каждому человеку выделить по 60 соток земли! И не с приватизацией за боны народного достояния, разрушившей промышленность. Разрушили и сельское хозяйство, развалили и промышленность.

Свободная Европа: Когда Игорь Додон был представителем коммунистической власти, эту власть критиковали за коррупцию, торговлю наркотиками и живым товаром…

Игорь Додон: Я не могу говорить обо всем периоде с 2001-го по 2009 год. Лично я был в этой команде с 2005 до 2009 года.

Мы с Зинаидой Гречаной направили официальное письмо г-ну Воронину с предложением не приватизировать гостиницу Codru

Свободная Европа: Эти явления – коррупция, торговля наркотиками и живым товаром – особенно характерны для 2008 года.

Игорь Додон: 2008 год вошел в современную историю Республики Молдова как год с самым крупным объемом прямых иностранных инвестиций. Я не могу говорить о торговле наркотиками и т.д., лично я этим не занимался.

Свободная Европа: Тогда власть выступила единым фронтом с оппозицией. ХДНП тогда достигла своего наивысшего расцвета – ее все еще считали унионистской партией.

Игорь Додон: Некоторые из тех, кто выступил единым фронтом с унионистами, лишились политического будущего. Я не хочу давать оценок, почему поступили именно так в 2008 году, но в период 2001-2007-2008-2009 годов было много хорошего, по сравнению с другими периодами современной истории Республики Молдова.

Свободная Европа: Вы знали, что в 2008 году г-н Плахотнюк должен был стать премьером и что на последней стометровке президент Воронин решил, что правительство возглавит Зинаида Гречаная?

Игорь Додон: Не знал. Я участвовал в каких-то дискуссиях в 2008 году, где обсуждались кандидатуры Гречаной и Додона. Что касается г-на Плахотнюка, тогда я не слышал, чтобы он претендовал на публичные должности. Очень много разговоров о том, что г-н Плахотнюк появился не с приходом евро-унионистской власти, что корни его уходят глубже. Наверное, доля правды в этом есть. Не знаю, потому что лично я не занимался такими вещами.

Свободная Европа: Вы помогли ему приватизировать гостиницу Codru?

Игорь Додон: Мы с Зинаидой Гречаной направили официальное письмо г-ну Воронину с предложением не приватизировать гостиницу Codru, ведь государство вложило бюджетные деньги в эти активы. И мы считали, что государству нужны такие активы для продвижения своей политики, в том числе я имею в виду размещение разных делегаций. Зачем обращаться к частникам, если есть государственная гостиница, в которую вложены бюджетные средства?

Свободная Европа: Но цена, за которую приватизировал гостиницу г-н Плахотнюк, – ничтожная…

Игорь Додон: Тогдашние премьер-министр Зинаида Гречаная и первый вице-премьер Игорь Додон официально обратились к президенту с призывом о недопущении приватизации этого объекта.

Свободная Европа: Как получилось, что Республика Молдова оказалась захваченным государством? И как вывести ее из этого состояния?

Игорь Додон: Оказалась очень просто. Это когда люди приходят из бизнеса, и начинают применять в политике те схемы, по которым работает бизнес. Некоторые считают, что это более эффективно. Может, так оно и есть с точки зрения бизнеса. Но не с точки зрения интересов государства.

Бизнесмены пусть занимаются бизнесом, а политику оставьте политикам, которые руководствуются интересами государства. Хочешь делать деньги, хочешь заниматься бизнесом? Иди в бизнес! Мы, политики, представители власти, государство должны создавать условия для развития бизнеса, чтобы предприниматель платил налоги и тем способствовал решению социальных проблем, дальнейшему продвижению страны вперед.

Свободная Европа: Молдову называют обществом с ограниченной ответственностью…

Игорь Додон: Как Молдова дошла до статуса захваченного государства? Думаю, это результат управления на протяжение последних семи лет. Это результат политической борьбы вначале нескольких политических сил, затем двух политических сил – ДПМ и ЛДПМ, чтобы в конечном итоге все сконцентрировалось в руках одной партии.

Свободная Европа: Что может помочь Молдове выйти из этого состояния?

Игорь Додон: Только парламентские выборы.

Американцы и европейцы уже наступали на эти грабли в последние семь лет, потому и поддержка европейского вектора снизилась с 70% до 35%

Свободная Европа: Вы предлагали провести их одновременно с президентскими выборами, но не получилось…

Игорь Додон: Мы сразу же после выборов в 2014 году объявили себя парламентской оппозицией. И заявили, что задачей номер один для социалистов являются досрочные парламентские выборы. В 2014 году с нашей помощью удалось отправить в отставку несколько правительств. Все шло к назначению досрочных выборов на январь 2016 года, но из геополитических соображений вмешались внешние партнеры, которые поддержали эту власть и это большинство – легальное, но не легитимное, с нашей точки зрения.

Поэтому мы выступали за досрочные парламентские выборы одновременно с президентскими. Но, по крайней мере, достигнута не менее важная цель – прямые выборы главы государства.

Свободная Европа: Глава правительства Павел Филип опубликовал недавно статью в американской прессе, в которой дает понять, что Молдова нуждается в поддержке США для противодействия антиевропейской пропаганде России в СМИ

Игорь Додон: Это отчаянная попытка.

Свободная Европа: Почему он обратился именно к США?

Игорь Додон: Это отчаянная попытка действующей власти – показать, насколько она проевропейская, прозападная, несмотря на то, что их все прекрасно знают и в США, и в Европе, знают, насколько они коррумпированы и чем занимаются в Республике Молдова. Но они хотят придать проблеме геополитический оттенок, в надежде, что их поддержат – не потому, что они проводят реформы, а потому, что существует геополитическая угроза.

Американцы и европейцы уже наступали на эти грабли в последние семь лет, потому и поддержка европейского вектора снизилась с 70% до 35%.

Свободная Европа: А, поскольку властям не удалось сохранить хорошие отношения с Кремлем, Москва нашла пророссийские силы, готовые ей здесь подыграть. В этот список входит и Партия социалистов, и лично вы.

Игорь Додон: Мы будем действовать исключительно в интересах Республики Молдова. Если в интересах Республики Молдова нужно будет пойти на ужесточение диалога с американцами, румынами, русскими – дискуссии и переговоры будут жесткими. Во главе угла должны находиться наши интересы, интересы Республики Молдова. Сейчас наши интересы состоят в восстановлении экономических отношений с Российской Федерацией. Недавно я слышал и от специалистов в сельском хозяйстве – без России мы не сможем двигаться вперед.

Так что оставим геополитику в стороне и займемся своими проблемами. Нужно срочно вернуться на рынок России. Нужно срочно решать проблемы, с которыми сталкиваются наши мигранты в России, проблемы тех, кто попал под запрет на въезд или находится под угрозой депортации. Их десятки тысяч. И есть сотни тысяч наших сограждан в России, которые не могут вернуться домой. Давайте решать эти проблемы.

Свободная Европа: А почему Россия создает нам эти проблемы?

Игорь Додон: Россия, когда мы подписали Соглашение о свободной торговле с Евросоюзом, сказала предельно ясно: «Люди добрые, или уважаемые партнеры, вы подписали это соглашение, возникла угроза реэкспорта на российский рынок». Было бы логично сначала обсудить, обговорить, как поступаем дальше, или какими механизмами располагаем для предотвращения реэкспорта. Но Кишинев не захотел все это обсуждать, и в результате последовали ограничения. Я буду выступать, и, надеюсь, мне удастся начать диалог в трехстороннем формате с Российской Федерацией и Европейским союзом по восстановлению экспорта на российский рынок. Надеюсь, результаты будут уже в следующем году.

Свободная Европа: Но разве справедливо, что Россия до настоящего момента не отменила эмбарго на молдавские вина? А Игорь Додон пытается вновь открыть российский рынок для молдавской продукции…

Игорь Додон: И это ему удается.

Свободная Европа: Но вы делаете это только для тех, кто вас поддерживает, для производителей из Гагаузии или Приднестровья.

Игорь Додон: Признаюсь, за последний год удалось открыть российский рынок только для нескольких десятков предприятий, молдавских производителей. Я выступаю за системный подход к вопросу.

Свободная Европа: Но пока подход выборочный.

Игорь Додон: Пока это касается только тех производителей, за которые я лично или коллеги по партии могут поручиться – что они не занимаются реэкспортом. И это мы гарантируем письмом лично за моей подписью или за подписью председателя парламентской комиссии по сельскому хозяйству, тоже социалиста. Я выступаю за комплексный подход, но это станет возможным только тогда, когда мы придем к власти.

Мы должны как можно быстрее найти политическое решение приднестровского вопроса, реализовать де-факто свой статус нейтрального государства

Свободная Европа: Недавно прошли совместные военные учения Оперативной группы российских войск и приднестровских формирований. Такие действия недопустимые и вызывающие для Республики Молдова. Почему Россия чувствует себя в Приднестровье как у себя дома?

Игорь Додон: С подобными заявлениями выступают те, кто недавно вывел американские танки на улицы Кишинева. Это смешно. Мы должны как можно быстрее найти политическое решение приднестровского вопроса, реализовать де-факто свой статус нейтрального государства. Мы – государство нейтральное. Мы не должны играть в войну ни с кем – ни на Востоке, ни на Западе. Я – за это.

Свободная Европа: Но своими действиями на левом берегу Днестра Москва же пытается запугать Республику Молдова и ее граждан?

Игорь Додон: Происходящее сегодня в Приднестровье – это результат того, что случилось в начале 90-х годов. Пока не будет найдено политическое урегулирование этого вопроса, подобные случаи будут иметь место.

Свободная Европа: Почему вас так пугает НАТО? И если вы станете главой государства, будете ли вы встречаться с генеральным секретарем Североатлантического альянса?

Игорь Додон: Мы будем встречаться со всеми и на Востоке, и на Западе. Но обещаю, что Республика Молдова никогда не станет частью НАТО.

Для Додона как политика и, надеюсь, как фактора будущей власти, есть несколько святых вещей. Первое: государственность Республики Молдова. Унионисты – вам известно мое мнение о них. Второе – нейтралитет Республики Молдова, никаких военных блоков ни на Востоке, ни на Западе. Третье – наши национальные ценности: христианство, церковь. Они неприкосновенны и не подлежат никаким переговорам. Остальное? Пожалуйста, давайте обсуждать. Я считаю, что мы сможем найти общий язык с теми, кто готов соблюдать эти три ценности.

Свободная Европа: Церковь вмешивается в политику?

Игорь Додон: Надеюсь, впредь будет меньше вмешиваться.

Свободная Европа: Возможна ли договоренность по президентским выборам между Демократической партией и Партией социалистов?

Игорь Додон: Договоренности у нас нет и быть не может ни с кем из представителей нынешней власти – ни с Демократической партией, ни с унионистами Михая Гимпу, ни с Лянкэ – ни с кем.

Свободная Европа: Как вы думаете, кто будет кандидатом Демпартии на этих выборах?

Игорь Додон: Это меня мало интересует, все равно он проиграет.

Свободная Европа: Думитру Дьяков озвучил имена трех кандидатур: Лупу, Канду и Филип. У кого больше шансов?

Игорь Додон: Когда станет ясно, кто кандидаты – вот тогда мы и начнем предвыборную борьбу. Сейчас что толку гадать на кофейной гуще? Они взяли на себя ответственность за эту власть, ответственность и преимущества, по их мнению. Проблемы, которые переживает Республика Молдова, ассоциируются с Демократической партией и кандидатом, которого она выдвинет. Поэтому – вперед. Мы готовы к борьбе.

Свободная Европа: Административный ресурс используется в предвыборных кампаниях? И почему люди на местах позволяют использовать себя в электоральных схватках?

Игорь Додон: Административный ресурс будет использован по максимуму в этой кампании. Он может принести кандидату власти около 10%. Почему люди позволяют вовлекать себя в эти игры? У них нет другого выхода. Я понимаю некоторых из них, они боятся лишиться работы. Потому что приходят представители власти, Демократической партии, и говорят: «Люди добрые, если вы не проголосуете так, завтра останетесь без работы». Это очень жестоко. Я знаю многих людей на местах, которых насильно заставили вступить в партии правящей коалиции.

Президент не вправе денонсировать Соглашение. Оно подписано властью, одобрено парламентом, и президент не располагает полномочиями для его денонсации. Президент может выйти с инициативой проведения национального референдума

Свободная Европа: Но почему о Игоре Додоне говорят как о кандидате и ставке Демпартии?

Игорь Додон: Началась политическая борьба. Много грязи еще будет вылито, особенно на тех, у кого шансов побольше – и все понимают, что у нас реальные шансы победить на этих выборах. Я уже привык ко всякой грязи, которую на нас выплескивают, за последние семь лет это 10-е или 11-е выборы, много нового я узнал о себе и в 2011 году, когда баллотировался в мэры муниципия Кишинев, и позже. Не удивлюсь, если узнаю еще что-нибудь новое, знаете, есть анекдот, что кроме трех сыновей есть еще и дочери. Но очень надеюсь, что с помощью моей команды, с верой в Бога, при поддержке семьи пройду все эти провокации и оправдаю ожидания избирателей.

Свободная Европа: Ренато Усатый признал, что встречался с Владимиром Плахотнюком. Вы когда видели его в последний раз?

Игорь Додон: Не помню. Наверное, в прошлом году, в парламенте.

Свободная Европа: И когда беседовали в последний раз?

Игорь Додон: Наверное, в парламенте в прошлом году, когда он был в парламенте.

Свободная Европа: Если станете главой государства, вы подпишете указ о назначении Владимира Плахотнюка премьер-министром?

Игорь Додон: Граждане выступают за досрочные парламентские выборы. Самый короткий путь к досрочным выборам – неподписание указа о назначении премьер-министра, если это правительство уйдет. Поэтому могу с уверенностью сказать: если мы победим на этих выборах, с помощью граждан, при поддержке граждан – надеюсь, что это произойдет – если правительство уйдет, мы не подпишем никаких указов по назначению другого правительства, неважно, с кем во главе. Потому что мы будем выступать за досрочные парламентские выборы.

Свободная Европа: Соглашение об ассоциации Молдовы с Евросоюзом вы отмените, оставите в силе или будете пересматривать?

Игорь Додон: Президент не вправе денонсировать такие Соглашения. Оно подписано властью, одобрено парламентом, и президент не располагает полномочиями для его денонсации. Президент может выйти с инициативой проведения национального референдума – пусть люди выскажутся. Если граждане решат так, нам, политикам левого или правого толка, придется подчиниться и следовать их пожеланиям. Но необходимо понять одну вещь: мы не можем воевать с Востоком или Западом. У нас должны быть хорошие отношения с Европейским союзом, они наши соседи. Но мы должны в срочном порядке восстановить стратегические отношения с Российской Федерацией, иначе нам не выжить. И мы это сделаем.

Свободная Европа: Отношения между правительством и Международным валютным фондом будут восстановлены?

Игорь Додон: С МВФ можно подписывать соглашения в интересах граждан, в национальных интересах. Будет или не будет подписано соглашение сейчас? Насколько мне известно, заседание совета МВФ состоится в октябре, а до тех пор Молдове следует выполнить ряд условий, в том числе очень жесткие: корректировка бюджета в сторону уменьшения расходов примерно на шесть миллиардов леев, это около 20% расходов. И я не думаю, что это правительство позволит себе роскошь в разгар предвыборной кампании провести корректировку бюджета на парламентском заседании в октябре. Но, с другой стороны, это надо сделать до заседания совета МВФ. Необходимо принять решение по тем 13 миллиардам леев, которые планируется переложить на плечи граждан.

И я не думаю, что они рискнут выйти с таким на пленум парламента. Остальное, что там у них еще есть, можно как-то решить через правительство, пустить пыль в глаза МВФ, но эти два решения должен одобрить парламент. Я не думаю, что они придут с этим в парламент, а если не придут, то в октябре не будет заседания совета директоров МВФ. И если не будет заседания совета, значит, соглашения до конца года тоже не будет. Так что они оказались в сложной ситуации. В шахматах это называется цугцванг. Эта власть сегодня оказалась в цугцванге, когда любой ход ведет к ухудшению ситуации.

Свободная Европа: Чтобы подписать соглашение с МВФ обязательно должен удержаться в должности действующий премьер? Иными словами, у г-на Филипа меньше шансов включиться в президентскую гонку?

Игорь Додон: Вспомним осень 2015 гола, когда уходом президента Национального банка мотивировали нежелание МВФ идти на переговоры. Поэтому участие г-на Филипа в кампании по выборам президента предполагает временное исполнение полномочий, что, по стандартам МВФ, приостановит любые переговоры с Республикой Молдова до прояснения ситуации. Поэтому – не знаю, посмотрим, какое решение они примут.

Свободная Европа: Если бы за эти 25 лет независимости Молдова не пользовалась поддержкой со стороны Запада, как бы она выглядела сегодня?

Игорь Додон: Значительную часть этой помощи разворовали те, кто был у власти.

Свободная Европа: Но существенная часть была инвестирована…

Игорь Додон: И загнали нас всех в долговую яму, и наших внуков, и правнуков. Я не хочу обвинять тех, кто предоставил нам эту помощь, виновны те, кто находился у власти. Я бы не сказал, что все было так плохо. У нас есть дороги, в том числе построенные на севере страны – и надо поблагодарить наших партнеров, которые помогли в этом. Вся проблема в том, что те, кто находился у власти, не смогли и не захотели направить эту поддержку в интересах граждан.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG