Linkuri accesibilitate

Ион Стурза: Вячеслав Платон – лишь фасад группировки, которая «выбрала» Молдову для отмывания денег


Интервью с бывшим премьер-министром Республики Молдова, бизнесменом Ионом Стурзой

В интервью для Радио Свободная Европа Ион Стурза утверждает, что в Молдове под крылом федеральных спецслужб России работала финансовая преступная группировка, которая через Вячеслава Платона, с благословения проевропейских молдавских властей, контролировала до 70% банковской системы РМ. По словам Стурзы, проблемы у группировки начались в октябре 2015 года, после ареста в России ее лидера Александра Григорьева. Вячеслав Платон был задержан на прошлой неделе в Украине и помещен под предварительный арест по запросу Республики Молдова, которая обвиняет его в выводе средств из Banca de Economii и отмывании денег. «​Его нужно было остановить, но я сомневаюсь, что все эти действия предпринимаются во имя закона и справедливости. Скорее, это делается ради захвата активов, которыми он владеет в РМ»​, – заявил Ион Стурза.

Свободная Европа: В вашем последнем комментарии вы выразили обеспокоенность тем, что может произойти в результате задержания в Киеве молдавского бизнесмена Вячеслава Платона. Вы говорили об армагеддоне, который вот-вот может наступить. Не могли бы вы раскрыть скобки?

Ион Стурза: Прежде всего, хочу подчеркнуть, что я не ставлю под сомнение необходимость задержания Платона. Я хотел лишь отметить, что грядут события, которые, если провести параллель со знаменитым фильмом с Брюсом Уиллисом, будут означать не наступление конца света, а то, что на Республику Молдова надвигается гигантский астероид, который может ее разрушить, – учитывая, что Платон – это вовсе не те бомжи, как большинство акционеров в контролируемых им банках. После 2009-2010 гг. Платон контролировал практически всю финансовую систему Республики Молдова – 70% банковской системы и почти все более или менее важные страховые компании страны. Он писал законы в Национальном банке, в парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам, – подгонял законы под себя и контролировал множество структур судебной системы. Иными словами, он более чем причастен ко всему тому, что случилось в экономической системе Республики Молдова в последние годы.

Свободная Европа: Вы говорили – цитирую – так: «Одно дело – пнуть Юрие Лянкэ, или дать подзатыльник Михаю Гимпу, чтобы вернуть их в „строй”, – и совсем другое – связываться с международной финансовой мафией. Молдавскому олигарху ее контролировать невозможно». Если я вас правильно поняла, вы считаете, что все происходящее сегодня сводится к тому, что молдавский олигарх Влад Плахотнюк, по сути, пошел против международной финансовой мафии, которую косвенным образом представляет Вячеслав Платон. Верно?

Ион Стурза: Да. Я неоднократно говорил, что Платон – лишь фасад чрезвычайно опасной группировки, которая «выбрала» Республику Молдова для финансовых операций и, в особенности, для отмывания денег из зоны Российской Федерации – да и не только Российской Федерации. Все эти годы (я имею в виду период после 2009-го) Молдова была сравнительно легкой мишенью для всевозможных мошенников и авантюристов с бывшего советского пространства, и в особенности – из России. Платон представлял группировку, бывшую чрезвычайно влиятельной до октября прошлого года, которая занималась отмыванием денег из Российской Федерации, – группировку Александра Григорьева, и ей в значительной степени покровительствовали спецслужбы России. Не зря среди деловых партнеров Григорьева числился сам Игорь Путин – думаю, это имя говорит само за себя.

Через банковскую систему Республики Молдова за очень короткое время они отмыли более 20 млрд долларов. Вы же понимаете, что такие вещи происходят не потому, что Платон из Кишинева – настолько гениален, что придумал какие-то схемы, в которые вовлек весь мир. Это крайне серьезная комбинация, и речь идет о миллиардах долларов, о сотнях миллионов прибыли. Думаю, все это будет иметь определенные последствия – для тех, кто сегодня не прочь ими завладеть, хоть и говорят они совсем иное.

Свободная Европа: Но если до недавнего времени все это удавалось, то почему сейчас у г-на Платона произошла осечка?

Ион Стурза: Потому что и в Москве происходит перегруппировка команд, «курирующих» определенные сферы деятельности. Помимо группировки Григорьева Республика Молдова находится в поле зрения еще как минимум трех группировок, которые используют ее для разного рода операций. Одна из них – группировка Сергея Лобанова, недавно задержанного в Москве, которого опекал его тесть Андрей Бельянинов, глава российской таможни, один из приближенных Владимира Путина, – посредником Лобанова в Кишиневе до недавнего времени был Илан Шор.

И третья группировка – это энергетическая группировка Евгения Дода из Приднестровья, связанная с лидерами Демократической партии Молдовы. Таким образом, существует целый ряд группировок, которые на сегодняшний день в той или иной степени раскрыты Москвой. Но схемы-то остались, просто они оказались в других руках – как в Москве, так и в Кишиневе. Свято место пусто не бывает. Через Молдову отмывались огромные суммы. Только за последний год через нее прошло 10 млрд долларов – и Нацбанк признал транзакции законными. Развернулась яростная борьба за то, чтобы завладеть этими потоками – отмывание денег, контрабанда, кража российских энергоресурсов… Молдова – Эльдорадо для подобных операций.

Свободная Европа: Принято считать, что тот, кто контролирует банковскую систему, держит в своих руках судьбу всей страны. То, что сегодня происходит – это действительно борьба не на жизнь, а на смерть за контроль над банковской системой, контроль над финансовыми потоками? Ведь это означает, что все продолжится, разве что под другим руководством…

Ион Стурза: Разумеется. Когда говорим о контроле над банковской системой, здесь налицо две составляющие, и одна из них крайне важна – это Национальный банк, который все эти годы был вотчиной Демократической партии, и который, по сути, позволил осуществить это мошенничество. Здесь я имею в виду и эти мега-отмывания денег, и кражу миллиарда, и многие другие вещи, в том числе рейдерские атаки на банки, изменения правил игры, оперативные проверки, и многое другое… Понимаете, тот же Платон контролировал такие банки, как Victoriabank, Moldindconbank, Agroinbank, частично BEM, а ведь это невозможно без политической поддержки.

Мне довелось как-то побеседовать с г-ном Платоном по телефону, он жаловался на двух персон в руководстве Республики Молдова – Влада Филата и Влада Плахотнюка, и он говорил, что он не работает без политической поддержки в той или иной стране. Другое дело, что он все делал чрезвычайно нагло и бесцеремонно, а значит, что он всегда действовал с одобрения молдавских властей. После ареста его московского патрона Александра Григорьева в октябре 2015 года Платону пришлось, по сути, продать часть своих активов, или, если говорить точнее, переуступить их. В Кишиневе это было воспринято как его слабость, там рассчитывали на более весомые комиссионные из тех 7%, которые включает вся цепочка по отмыванию денег, – и вот развязалась война, острая фаза которой проходит сейчас на наших глазах.

Свободная Европа: Но это война все же была нужна? Звучит немного странно – вы словно даете понять, что сейчас происходит нечто более страшное, чем то, что происходило ранее, до ареста Платона?

Ион Стурза: С одной стороны, этого персонажа, Вячеслава Платона, давно уже надо было остановить. Потому что он еще с 90-х годов известен своими схемами, незаконным возмещением НДС, атаками на энергетические системы Республики Молдова и Украины. Очень многие, в том числе в украинской и российской судебной системе, мечтали заполучить его в свои руки. Помню документ, который я видел еще в 2005 году – письмо прокурора Российской Федерации президенту Республики Молдова, в котором описывалась, например, знаменитая рейдерская атака на украинскую энергетическую систему. Представьте себе, прокуроры Российской Федерации и Украины вместе с президентом Республики Молдова не смогли остановить деятельность этого товарища с его схемами. Значит, он действительно был силен.

В конечном счете, правосудие вышеуказанных стран, включая Республику Молдова, должно сказать свое слово в отношении многочисленных схем, созданных этим мальчиком. Но я сомневаюсь, что эти действия предпринимаются во имя закона и справедливости. Скорее, это делается ради захвата активов, которыми он владеет формально или неформально, через посредников, в Республике Молдова. Речь идет о банковских активах стоимостью, по моим подсчетам, от 150 до 200 млн долларов. И мы увидим в ближайшее время, куда уйдут эти активы, о них знают в соответствующих банках.

Если Лобанов захочет остановить воздушное движение – то аэропорт может сгореть за ночь.

Кроме того, идет перераспределение и в других секторах, – например, аэропорт, о котором мы уже позабыли. Я считаю, что передача в концессию аэропорта, которая сейчас отошла немного в тень, по своей тяжести ничуть не уступает краже миллиарда. Лобанов – теневой владелец активов, связанных с Кишиневским аэропортом – на днях был арестован в Москве. Посмотрим, к кому перейдут эти активы. В этом перераспределении есть интересы определенных лиц, прежде всего, из Кишинева, но полностью отсутствуют интересы страны и интересы государства.

Свободная Европа: Бывший сотрудник НЦБК Михаил Гофман выступил с рядом разоблачений в прессе, в том числе, в Вашингтоне. Он говорил, что конечной целью во всей этой истории является захват государства со стороны России с помощью финансовых инструментов… А вы что думаете?

Ион Стурза: А я не думаю – я говорю об этом уже на протяжении многих лет. И в 2013 году у меня были формальные и неформальные разговоры с руководством Республики Молдова, где я повторял, что, по сути, «зеленые человечки» приезжают не на танках, как пытаются убедить нас, они могут принимать самые различные обличья. Поэтому я и говорил об этих трех группировках из России – группировках Григорьева, Лобанова и Дода, которые сегодня контролируют практически всю экономику Республику Молдова через своих посредников. У них есть рычаги для этого. И если сегодня Платон пожелает в той или иной форме разрушить банковскую систему – он сделает это в мгновение ока. Или Дод, который также арестован, – или тот, кто сегодня занял его место в этой схеме, – захочет прекратить подачу электроэнергии в Республику Молдова – он запросто это сделает.

Или авиация: если Лобанов, арестованный в Москве, захочет остановить воздушное движение – то ведь аэропорт может сгореть за ночь. В общем, для меня все было ясно с самого начала. Это такое сожительство – олигархических, политических, а сейчас и криминальных кругов республики, и это ни для кого не новость – ни для вас, ни для меня. По моему мнению, налицо элементы масштабной государственной измены, которые ставят под сомнение нашу состоятельность как государства.

Свободная Европа: А что будет дальше? Угрозы сохраняются?

Ион Стурза: Очень показательным примером в этом смысле является так называемая «дорожная карта», которую привез в Кишинев Рогозин. Он выделил три момента, очень важных для Российской Федерации: во-первых, финансовые операции, во-вторых, – энергетическая система, связанная с Приднестровьем, и, в-третьих, – Кишиневский аэропорт.

Мы можем оказаться отключенными и от электричества, и от средств связи.

Но это означает, что они по-прежнему контролируют у нас эти три направления. Печально, что все эти годы мы говорили о европейской интеграции, о сближении с Румынией, но палец о палец не ударили для усиления своей энергетической безопасности, для синхронизации с финансовой системой Румынии. Немного сделано и для развития торговли с Европой. В итоге же, сохраняя молчание, мы позволили захватить себя другой зоне влияния практически на все сто процентов. Здесь можно только поаплодировать Российской Федерации, – а нашим молдаванам остается лишь посочувствовать.

Свободная Европа: Г-н Стурза, эксперты говорят, что банковской системе Молдовы грозило – и все еще грозит – исключение из международной банковской системы. Это значит, что у нее не будет корреспондентских счетов в серьезных банках Европы и США, что страна превратится в изгоя, и ведущие банки начнут ее избегать… Такой сценарий возможен?

Ион Стурза: Это реальность. Вынужден подтвердить, что множество международных банковских транзакций сейчас с трудом проводятся через корреспондентские счета крупных банков, операции получают одобрение с недельными опозданиями, их нужно перепроверять. Более того, большинство международных банков уже включили Молдову в черный список – а это значит, что каждая операция перепроверяется несколько раз.

Я все это испытал на личном примере. Молдова давно уже включена банками в черный список, и причиной тому стали именно отмывание денег и различные нарушения. Так что это не гипотеза, для Республики Молдова это реальность. В один прекрасный день мы можем оказаться отключенными и от электричества, и от средств связи.

Свободная Европа: Если, например, подтвердится, что операции по отмыванию денег действительно имели место…

Ион Стурза: Нет, в подтверждениях это не нуждается, это действительность, это известные факты, которые сейчас находятся под пристальным вниманием. Цинизм – или прагматизм, как сказали бы западные партнеры – состоит в том, что они все видели, но закрывали глаза. У меня были приватные разговоры с британскими и американскими компетентными специалистами… Я говорил им: вы видели все это, вы потратили 50-60 млн долларов на то, чтобы научить молдаван бороться с отмыванием денег … А ответ был предельно прагматичный: но ведь эти деньги пришли к нам, а не ушли от нас! – и речь идет о десятках миллиардов долларов. Кстати, в схемах фигурировали банки Европейского союза, были вовлечены банки стран Балтии, банки британской, голландской, американской юрисдикции – а значит, это не новость.

Цинизм просматривается даже в «списке Магницкого» – половина денег отмывалась через Banca de Economii Республики Молдова. Вы слышали, чтобы кто-то из тех, кто причастен к этим схемам, упоминался в деле Магницкого? Лишь недавно в США была опубликована «статейка» в Heritage, где речь шла о действиях Гофмана. А так… Мы всегда только и делаем, что ждем международной реакции, и пока нет явной реакции влиятельных стран, сами никаких действий не предпринимаем.

Свободная Европа: В определенный момент вы пытались разорвать этот круг – когда согласились выдвинуть свою кандидатуру на пост премьер-министра. А сейчас что? Вы отказались от этой идеи, или вы еще думаете об этом?

Ион Стурза: У меня богатый жизненный опыт, но и я иногда попадаю в ловушку наивности. Тогда я надеялся, что у меня будет поддержка – и внутри страны, и на внешнем уровне. Сейчас я впервые признаюсь: кое-кто надеялся, что я вложу определенные суммы для переформатирования парламента, ради обеспечения стабильности. Но, честно говоря, мне не хотелось тратить деньги семьи или средства моих компаньонов на то, чтобы покупать влияние в Кишиневе, и поэтому я решил отойти в сторону. Сегодня, в преддверии 25-летия независимости РМ, я считаю кощунством разговоры о том, веришь ты или нет в проект государства Республика Молдова. С печалью и болью вынужден констатировать, что молдаване оказались не способны к самоуправлению, что к этим дарам, которые на них неожиданно свалился 25 лет назад, – независимость и суверенитет – они относятся с полнейшим безразличием. Увы, когда не очень веришь в Республику Молдова, как в государственный проект, трудно мобилизовать свои внутренние силы и действовать в интересах этого государства.

XS
SM
MD
LG