Linkuri accesibilitate

Черная полоса «черного золота». Часть 2


Упомянутый питерский блогер Эль-Мюрид отмечает, что власти Саудовской Аравии допустили серьезную ошибку, позволив ценам на нефть поползти вниз. «Начав политику давления на цену нефти, саудиты серьезно испортили отношения с американскими союзниками – а ими традиционно были силы и кланы Америки, связанные с нефтедобычей. Те самые республиканцы, ранее бывшие ключевыми партнерами саудовских шейхов. Теперь и в их интересах становится ликвидация Саудовской Аравии – или, по крайней мере, подрыв ее могущества, что окончательно создаст кризис на нефтяном и газовом рынках», - отмечает автор.

Еще в феврале пресса писала о том, что снижение стоимости «черного золота» вынуждает дом Саудов впервые в истории выйти на мировой долговой рынок и выпустить облигации. По информации Financial Times, доходы бюджета Саудовской Аравии на 73% формируются от продажи нефти. Соответственно, падение мировых цен на нефть привело к снижению валютных резервов королевства по итогам 2015 года на 97 млрд. и достигло 640 млрд. долларов США, сообщает «Газета».

В свою очередь, «Голос Америки» рассказывает, как саудовские принцы в условиях снижения цен начали разрабатывать потенциально рискованную стратегию снижения зависимости от нефти. Так, 30-летний сын короля Салмана, Мухаммад бин Салман (тот самый, который фактически сорвал саммит в Дохе 17 апреля), ранее изложил амбициозный план бюджетной консолидации и приватизации, направленный на сокращение бюджетного дефицита, который увеличился в 2015 году до 15% ВВП, а также на модернизацию государства.

В соответствии с планом, бесплатное образование и здравоохранение будут устранены, так же, как и слишком щедрые субсидии на электроэнергию, воду и жилье. Иностранные инвестиции будут поощряться, в то время как государство будет перестраиваться. Сокращение государством расходов в последнем квартале 2015 года остановило рост дефицита от достижения 20% ВВП. Они стали первыми сокращениями расходов с 2007 года.

Аналитик Дэвид Вайнберг из Фонда защиты демократий считает, что Саудовская Аравия, Катар и Эмираты выдержат падение нефтяных доходов. «Конечно, это болезненно, но у них, по крайней мере, есть значительные финансовые непредвиденные доходы и сотни миллиардов долларов, чтобы их получить, плюс уверенность рынков», – говорит Вайнберг.

Еще до саммита в Дохе газета «Ведомости» отмечала, что повышение нефтяных цен, которого пытаются добиться члены ОПЕК, «приведет к стремительному увеличению добычи на сланцевых месторождениях в США, поскольку для их перезапуска не потребуется больших дополнительных инвестиций». «За последний год из-за падения цен количество работающих в США буровых установок уменьшилось на 55%..., однако выход котировок на уровень в 50-60 долларов увеличит их число, что отразится на статистике добычи. А это будет давить на цены, равно как и ужесточение денежной политики Федеральной резервной системы», - подчеркивается в тексте.

«Вкупе с легкостью восстановления добычи на сланцевых месторождениях и развитием альтернативных источников энергии… это будет давить на нефтяные котировки. Правда, с другой стороны, свертывание проектов по добыче в Арктике и на глубоководном шельфе будет поддерживать цены, что несколько снизит глобальный дисбаланс между предложением и спросом, достигший в IV квартале 2015 года 2 млн. баррелей в день – 97,2 млн. против 95,2 млн., по данным Международного энергетического агентства. И это дает основания полагать, что рынок не увидит цен ниже $30 за баррель», - пишет издание.

Между тем, Московский центр Карнеги опубликовал интересный материал, где по горячим следам анализируется провал катарского саммита. Автор текста считает, что неудачные переговоры были ожидаемы, т.к. там не было «главного игрока», под которым подразумеваются «тысячи и тысячи американских нефтедобывающих компаний, которые своей «сланцевой революцией» продемонстрировали, что время нефтяных заговорщиков и манипуляторов прошло».

«Эти компании, не сговариваясь, быстро и эффективно восполнят любой дефицит спроса на жидкие углеводороды без оглядки на политику и «патриотизм». Невозможно представить это множество компаний, которые руководствуются исключительно соображениями коммерческой рентабельности, вызванными на ковер Белого дома и выслушивающими приказ нарастить добычу нефти, чтобы наказать Россию, саудовцев, иранцев, венесуэльцев и далее по бредовым спискам досужих комментаторов», - жестко пишет автор Михаил Крутихин.

«Иными словами, уход каких-либо поставщиков с рынка через вольное или невольное замораживание добычи будет означать одно: освободившуюся нишу быстро займут американцы. Несогласованные рыночные действия нефтедобывающих компаний в США победили махинаторов из некогда всемогущей ОПЕК. Технологический прогресс побил политику», - добавляет эксперт.

Попробую сделать осторожный прогноз: это начало конца эпохи нефти. Эпохи, диктовавшей правила геополитической игры во второй половине ХХ века. Эпохи, приведшей к необратимой дестабилизации Ближнего Востока и ставшей одной из причин развала Советского Союза. Конечно, «черное золото» не станет в одночасье «парией» мировой политики, но вожделенные фьючерсы больше не будут вызывать содрогание в высоких кабинетах. Нефть перестанет быть главным козырем авторитарных режимов аравийских монархий, и им больше не удастся (уже не удается) шантажировать демократические страны «нефтяным шоком», как в 1973 году. Человечество может и должно совершить технологический рывок, чтобы избавить себя от нефтяного проклятия, повинного в гибели миллионов людей на одном только Ближнем Востоке…

Часть 1

XS
SM
MD
LG