Linkuri accesibilitate

Доринбург, или Всё к ногам мини-диктатора


Пока молдавское общество бурно обсуждает судьбоносное решение Конституционного суда от 4 марта, кое-то пытается под шумок провести один очень «вкусный» законопроект в парламенте. В тот же самый день, то есть 4 марта, Либеральная партия представила проект закона «О статусе муниципия Кишинев». Постатейный анализ документа показывает, что парламентская «крыша» Дорина Киртоакэ хочет сделать его практически единоличным правителем столицы. С текстом этого шедеврального законопроекта можно ознакомиться на сайте парламента. Я же остановлюсь на наиболее «выдающихся» предложениях либералов:

Ст. 6, ч. 2, пункт «l» - по сути, предлагается чрезвычайно затянутая процедура визирования законодательных инициатив (редактор, исполнитель, руководитель подразделения и т.д.). «Муниципальный совет не имеет права рассматривать проект решения, который не был визирован исполнительным органом и не получил одобрения хотя бы одной комиссии Совета», - вот так и не иначе! Фактически Муниципальный совет сводится к совещательному органу, «штампующему» проекты решений примара.

Ст. 7, ч. 1 – Муниципальный совет созывается, как правило, раз в месяц, причем распоряжением примара – то есть не каждую неделю, как сейчас, а лишь раз в месяц.

Ст. 15, п. «с» - по сути, примар сам назначает всех возможных функционеров;

п. «i» - примар берет на себя функции по охране исторических памятников, памятников архитектуры (да-да, мы заметили, как они «охраняются» в последние годы!);

пп. «j - n» - примар назначает фактически всех функционеров, кто имеет доступ к строительству объектов и обустройству территорий, выдает разрешения на строительство и т.д. Для чего это делается, уважаемый читатель, я уверен, уже догадался.

Ст. 17 – «Примэрия – это функциональная структура генерального примара» - просто вишенка на торте! Скромно и со вкусом.

В общем, законопроект – сущий кошмар для Кишинева, который и так страдает от массового незаконного или сомнительного строительства, от плохих дорог, отсутствия цивилизованных парковок, вырубания парков, исчезновения детских площадок, вездесущих киосков и проч. Собственно говоря, «оригинальный» проект ЛП появился как реакция лоббистов всех этих беззаконий на попытки Муниципального совета пресечь новые деяния или привлечь к ответственности тех, кто уже их допустил.

Между тем, Кишиневский территориальный отдел Государственной канцелярии в разъяснительном письме подчеркивает, что отстранение от должности ряда функционеров мэрии Кишинева Муниципальным советом соответствует закону. Претор сектора Центр Олег Поятэ, начальник Управления транспорта и коммуникаций Игорь Гамрецкий и и.о. начальник МП «Центральный рынок» Вячеслав Балан – все они были сняты Советом в феврале. Кроме того, в марте был временно отстранен от работы руководитель столичного Управления здравоохранения Михай Молдовану. Сайт «Антикоррупция» напоминает, что указанные персонажи выразили протест против решения Муниципального совета, заявив, что их отстранение входит в компетенцию примара.

Поэтому очевидно, что столь оперативное представление законопроекта в парламенте – не что иное, как спешка либералов, у которых в Кишиневе зашатались кресла (а заодно и «хлебные» контракты). Кстати, известно, что поддержку ЛП оказала Демократическая партия, что неудивительно. Скорее всего, таким способом ДПМ дает либералам «отступные» за (в очередной раз) несбывшуюся мечту Михая Гимпу стать президентом Молдовы.

Но поскольку Молдова хочет быть, а не казаться европейской, имеет смысл посмотреть на разделение полномочий в странах Старого Света. Для начала обратимся к Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 года и вступившей в силу 1 сентября 1988 года. Республика Молдова ратифицировала документ 16 июля 1997 года, и он вступил в силу 1 февраля 1998 года. Вот наиболее существенные, с моей точки зрения, пункты:

Ст. 4, п. 4: Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом.

П. 5: При делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям.

П. 6: Необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся.

Ст.. 6, ч. 2: Статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе. Этот пункт неплохо бы дать почитать господину Киртоакэ, который привык назначать чиновников из числа своих одноклассников, однокурсников, однопартийцев и т.д.

Ст. 8, ч. 3: Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.

А еще я порекомендую уважаемым читателям и представителям Либеральной партии ознакомиться со справочным материалом об административном делении и полномочиях местных органов власти в европейских странах. Господа, прочитайте хотя бы о Румынии и крупнейших странах Европы! Вы увидите, что ни одному европейскому мэру не снилось и половины тех сказочных полномочий, которые вы собираетесь «нарисовать» Дорину Киртоакэ. С другой стороны, ни одной европейской столице не «повезло» иметь такого градоначальника…

XS
SM
MD
LG