Linkuri accesibilitate

„Мы выступаем за независимость, суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова с предоставлением особого статуса Приднестровскому региону”


Пиркка Тапиола
Пиркка Тапиола

Интервью с главой делегации Евросоюза в Кишиневе Пирккой Тапиолой.

Свободная Европа: Поговорим о затянувшейся паузе в переговорном формате „5+2”. Есть ли шансы, что этот механизм станет жизнеспособным и в результате у договаривающихся сторон – Кишинева и Тирасполя появится решение – особый статус для региона?

Пиркка Тапиола: Мы выступаем за независимость, суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова с предоставлением особого статуса Приднестровскому региону. И лично я очень доволен тем, что в резолюцию Совета включен параграф, который непосредственно касается приднестровской проблематики. Очень важен конструктивный подход. Во-вторых, нужно расширять этот посыл и продемонстрировать, через это сотрудничество между двумя берегами Днестра, что речь идет об отношениях, которые можно выразить формулой „выигрыш-выигрыш”, что обе стороны, оба берега Днестра будут только в выигрыше, смогут развиваться, модернизироваться и добиться успеха по всем направлениям, если будут взаимодействовать и найдут точки соприкосновения интересов на благо обеих сторон. Кроме того, вы наверняка заметите, что в этом параграфе мы также приветствуем создание совместных рабочих групп между представителями Парламента Республики Молдова и Народного собрания Гагауз-Ери. И здесь я хочу особо подчеркнуть, что, хотя не идет речь о попытке сравнить Гагаузию и Приднестровье, но, тем не менее, тут есть определенная связь, о которой мне бы хотелось поговорить отдельно. А связь в том, что закон об автономии Гагаузии стал результатом договоренности, которая обеспечила мир на юге Республики Молдова. Сейчас этой рабочей группе предстоит, по сути, интегрировать положения закона о гагаузской автономии в общее законодательство Республики Молдова. И здесь присутствует один аспект, который мне хотелось бы отметить: во всем, что мы обсуждаем сегодня, идет ли речь о действиях правительства или об ожиданиях, которые питают граждане по отношению к правительству, идет ли речь о соглашении с Международным валютным фондом как предварительном условии для инициирования программ и возобновления бюджетной поддержки и т.д. и т.п., во всем этом присутствует ключевое слово. И слово это – доверие. Это относится и к нашей сегодняшней ситуации. Сейчас, по сути, Республика Молдова должна доказать, что этот закон 1994 года о гагаузской автономии полностью выполняется и соблюдается, что автономия рассматривается действительно как автономия. И соблюдается не на словах, а на деле, потому что, в конечном итоге именно этот смысл следует вложить в посыл для Приднестровья – что какая бы договоренность не будет достигнута в результате переговоров в формате „5+2” по статусу Приднестровья, она будет соблюдена, признана и приведена в исполнение.

Свободная Европа: Значит, по вашему мнению, переговорный механизм „5+2” функционален?

Пиркка Тапиола: Формат 5+2 – это тот механизм, которым мы располагаем на данный момент, механизм, по отношению к которому у нас есть определенные обязательства, механизм, который объединяет всех субъектов переговорного процесса. Потому что в этот формат включены соседи Республики Молдова, Евросоюз и Украина, присутствует крупнейший региональный субъект – Российская Федерация и наш трансатлантический партнер, глобальный субъект в лице Соединенных Штатов Америки, и присутствуют стороны конфликта – Кишинев и Тирасполь. Нередко ожидания связывали с тем, что те или иные геополитические субъекты придут с готовым решением. Но только стороны конфликта могут найти действительно жизнеспособное, устойчивое решение, основанное на общих интересах. И стороны под эгидой ОБСЕ должны работать по нахождению этого решения, устойчивого, долгосрочного и взаимоприемлемого.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG