Linkuri accesibilitate

Аннели Уте Габани: „ЕС по-прежнему заинтересован в Республике Молдова”


О резолюции министров иностранных дел и необходимости реформ в Кишиневе.

Министры иностранных дел Евросоюза в принятой резолюции рекомендуют официальному Кишиневу сосредоточиться на деполитизации государственных институтов, борьбе с системной коррупцией, реформировании публичной администрации и повышении эффективности и прозрачности публичных финансов.

Свободная Европа: Резолюция министров иностранных дел Европейского Союза настойчиво рекомендует официальному Кишиневу продолжить реформы. Как Молдове следует понимать эту резолюцию?

Аннели Уте Габани: Этот меседж показывает, что Европейский Союз по-прежнему заинтересован в Республике Молдова, и именно союз в целом, а не та или другая страна. Это очень позитивный сигнал. Во-вторых, очевидно, отдельные страны ЕС хотят поддержать не какую-то одну конкретную партию, не того или иного политика, они предельно четко выступают за конструктивный диалог в Молдове между всеми политическими силами страны, при этом подчеркивая, конечно, и важность взаимодействия с гражданами. Это конкретный посыл, он представляет собой некую «дорожную карту» для правительственных сил, план того, что следует предпринять в дальнейшем.

Свободная Европа: И эта дорожная карта предполагает, прежде всего, деполитизацию государственных институтов. Вы действительно верите, что с сегодняшнего дня наши власти, те, кто сформировали коалицию в парламенте, всерьез начнут думать над тем, как деполитизировать госинституты? И в первую очередь правовые структуры, ангажированность которых вызывает столько нареканий?

Аннели Уте Габани: Да, надо признать, в этом направлении больших подвижек нет, поэтому это внушение приходится время от времени повторять. Но, скажем так: надежда умирает последней.

Свободная Европа: С другой стороны, сами молдавские наблюдатели говорят, что сейчас практически одна только партия – Демократическая – хочет и даже пытается прибрать к рукам всю власть.

Аннели Уте Габани: Да, разумеется, в этом есть определенная угроза. Этим, думаю, и объясняется рекомендация перейти самым серьезным образом к конкретным действиям, которые обеспечили бы избрание, независимо от партийной принадлежности, например, нового президента Национального банка Молдовы; особенно явно назрела такая необходимость в юстиции. На мой взгляд, ясно, что эта рекомендация направлена, прежде всего, против этой партии – хотя ее и не называют – которая представляет главную угрозу в этом направлении.

Свободная Европа: Следующее условие касается борьбы с системной коррупцией. Вам прекрасно известно, что наши власти на словах очень даже активно борются с этим злом. С другой стороны, граждане не видят никакой серьезной борьбы с коррупцией, потому что государство по-прежнему захвачено, некоторые из его институтов тоже, а слово „взятка” никуда не исчезло…

Аннели Уте Габани: Эта проблема актуальна не только для бывших коммунистических стран, но, к сожалению, и в западных странах существует борьба интересов и монополий, есть и подкуп в политическом процессе, и взяточничество. Взятки здесь направлены не столько на собственное обогащение, хотя и этот феномен присутствует, сколько на финансирование политических партий, между которыми разгорается все более яростная борьба за власть, борьба, которая усугубляется теми политическими условиями, что сложились к этому времени в Западной Европе.

Свободная Европа: Уже год с лишним идут разговоры о беспристрастном расследовании кражи в банковской системе. Эта миллиардная афера привела к тому, что граждане потеряли всякую веру в государственные институты, которые оказались бессильны, а другие выражались еще более жестко - находились в коматозном состоянии, когда исчезли эти деньги. Вы считаете, что сейчас можно быстренько провести беспристрастное расследование по факту исчезновения этих денег?

Аннели Уте Габани: Нет, это маловероятно, но надо сделать первые шаги. И я вот спрашиваю себя, в Республике Молдова есть хотя бы догадки, предположения о том, в каком направлении следовало бы вести это расследование? Ведь с чего-то надо начать. Я вижу эту резолюцию как предупреждение, возможно, не последнее, но, тем не менее, как предупреждение политических партнеров, которые осознали сложность ситуации; возможно, и последние события на внешнеполитической арене все более ясно показывают, что геополитическое значение Республики Молдова – не мираж, а вполне осознанная реальность. И, думаю, этим и объясняется озабоченность Евросоюза дальнейшим развитием событий в Молдове, а также чувство ответственности, которое не позволяет оставаться равнодушными к судьбе этой страны.

Свободная Европа: Что может произойти, если наши законодатели ограничатся галочками - что один закон улучшен, а другой принят? В этом случае, если не последуют конкретные результаты, что произойдет в отношениях между Кишиневом и Брюсселем?

Аннели Уте Габани: В этом плане также есть интересный сигнал – без реформ финансовой поддержки не будет. Это на самом деле сильный инструмент, и хорошо, что ЕС воспользовался им и продолжает пользоваться для того, чтобы максимально ясно сформулировать свою позицию в этом вопросе. И если отсутствует собственное желание, стремление выполнить взятые на себя обязательства, данные обещания, есть, как мы уже увидели, и конкретное оружие, которым можно пригрозить тем, кто во власти. И не исключено, что это оружие в итоге обернется против них, потому что экономическая ситуация очень серьезная и народ понимает, почему не идут деньги из Европы.

Свободная Европа: Вы считаете, что сейчас политический кризис в Кишиневе закончился? Ведь на улицах протесты продолжаются. И их организаторы заявляют о намерении продолжать давление на власть. Какой видится ситуация в Кишиневе со стороны – глубокий кризис закончился?

Аннели Уте Габани: Я не видела слишком много сообщений о продолжающихся уличных протестах. Кроме того, проведен и ряд аналитических исследований, которые показывают неоднородный характер протестного движения. А если сравнить с другими странами, где у протестных акций нередко несколько „отцов”, скажем так, и с Востока, и с Запада, то, думаю, и в случае Молдовы ясно просматриваются определенные альянсы, которые, надо признать, неблагоприятны для тех, кого на улицу вывела честная гражданская позиция. И им следовало бы задаться вопросом: а какова цель наших акций? Намерены мы дестабилизировать Республику Молдова, поголовно критикуя всех и вся, или лучше отмежеваться от тех, кому углубление кризиса на руку?

Свободная Европа: Но почему власть с таким трудом и так неохотно прислушивается к требованиям протестующим?

Аннели Уте Габани: Диалог может быть разного характера, возможно перетекание отдельных идей от протестующих через политиков; например, Майя Санду становится рупором многих требований протестующих. Можно сделать и так, как сделал г-н Йоханнис в Бухаресте – он выбрал довольно рискованный способ вести диалог с протестующими. И мы все видели, на примере Румынии, как разные лидеры этих движений вышли, более или менее обоснованно, и заявили, что они представляют движение. Думаю, если бы определенные идеи протестующих выкристаллизовались в программах и в поведении политических лидеров, одна из целей была бы достигнута.

Свободная Европа: Активная позиция гражданского общества помогает Республике Молдова, правящей коалиции вести страну по правильному пути?

Аннели Уте Габани: „Думаю, такая позиция совершенно необходима. Голос гражданского общества звучит все громче по мере того, как становится ясно, что политический класс игнорирует национальные интересы, главный вектор развития, то есть европейскую интеграцию. Если люди с улицы, люди, которые живут с открытыми глазами и трезвой головой, поняли это, они не должны молчать. Но, как я уже говорила, Республика Молдова – парламентское государство, с парламентской политической системой, и в этих условиях внепарламентская оппозиция, особенно если с политической точки зрения она неоднородна, она таковой и должна оставаться – вне власти.

Свободная Европа: Впереди еще один трудный экзамен – избрание главы государства во второй половине марта. Тогда, после избрания или неизбрания президента, можно будет сказать, удалось или нет преодолеть политический кризис в Кишиневе?

Аннели Уте Габани: Думаю, это жизненно важный момент, потому что все мы убедились в том, что после 2009 года кризисы исходили, в основном, из Конституции, которая порождала зачастую непреодолимые проблемы, которые выражались в нестабильности в стране. Если удастся избрать президента, и если удастся избрать такого президента, который также выступает за стабильность, который является харизматической личностью или, как минимум, является здравомыслящим человеком, то да, это могло бы означать конец кризиса.

Свободная Европа: Брюссель приветствует изменение Конституции. Сейчас многие спрашивают себя, способен ли парламент нынешнего созыва проголосовать за пересмотр Конституции. Имеется в виду, в частности, статья об избрании главы государства – известно, что президент у нас избирается депутатами, но граждане хотят, чтобы глава государства избирался прямым голосованием, всенародным. Так или иначе, будущий президент, который возглавит Республику Молдова, будет избран в соответствии с положениями действующей Конституции, то есть его изберет парламент. Как вы считаете, если бы сегодня граждане выбирали своего президента, это изменило бы ситуацию?

Аннели Уте Габани: Это спорный вопрос. Я бы, скорее, пересмотрела количество голосов, необходимых для избрания президента законодательным органом, потому что народ не всегда самый лучший судья. С другой стороны, я бы пересмотрела и полномочия президента. В такой стране, как Республика Молдова, как многие бывшие коммунистические страны, все еще присутствует ностальгия по всесильному, авторитарному лидеру.

Свободная Европа: По вождю…

Аннели Уте Габани: Да. Но и такой президент может „сойти с рельсов”, как произошло, по моему мнению, в Румынии Траяна Бэсеску. Следовательно, угроза существует. Правда, не всегда это выражается одинаково ярко. Например, и в Австрии формально президентский режим, но самые главные полномочия традиционно остаются за правительством. Поэтому я бы высказалась, не знаю, насколько это возможно, за сохранение действующей системы, но с пересмотром голосов.

XS
SM
MD
LG