Linkuri accesibilitate

Валериу Киверь: „Пока Россия открыто поддерживает тираспольский режим, мы не сможем двигаться вперед”


Своим мнением о нейтралитете Республики Молдова в условиях новых региональных вызовов делится бывший заместитель министра иностранных дел.

Недавно президент Николае Тимофти, выступая на международной конференции Политика нейтралитета: международное сотрудничество во имя мира, безопасности и развития, состоявшейся в Туркменистане, отметил и тот факт, что Российская Федерация „никогда не относилась с уважением к нейтралитету Молдовы. О нейтралитете Республики Молдова в условиях новых региональных вызовов Валентина Урсу беседует с бывшим заместителем министра иностранных дел, международным секретарем ЕНПМ Валериу Киверем.

Валериу Киверь: „Российская Федерация не выполняет обязательств, взятых на себя в 1999 году на стамбульском саммите, хотя формально, если посмотреть, статус нейтралитета Республики Молдова и обязательства Российской Федерации не связаны напрямую. Но тот факт, что Республика Молдова провозгласила себя нейтральным государством, дает возможность требовать, чтобы Российская Федерация уважала этот статус.”

Свободная Европа: Но никто не признал нейтралитет Республики Молдова.

Валериу Киверь: „Потому что не были приложены усилия на международной арене, по примеру, скажем, Туркменистана. В Туркменистане – мне выпала честь поработать более года в центре ОБСЕ в Ашхабаде – день нейтралитета является национальным праздником, обозначен красным цветом в календаре и широко отмечается. ”

Свободная Европа: Нейтралитет Туркменистана признан Организацией Объединенных Наций.

Валериу Киверь: „Совершенно верно.”

Свободная Европа: Республика Молдова должна была настаивать на признании этого нейтралитета?

Валериу Киверь: „На тот момент основная угроза была связана с присутствием российских войск на территории Республики Молдова и возможностью вовлечения в военный блок на Востоке. Думаю, тогда это было правильное решение, хотя мнения на этот счет разнятся, кто-то сказал, что это была большая ошибка. Лично я предпочитаю проанализировать ситуацию с учетом сегодняшних реалий. По Конституции Республика Молдова является нейтральной страной.”

Свободная Европа: Сама Российская Федерация настаивает на этих гарантиях нейтралитета Республики Молдова. Зачем она это делает, прекрасно зная, что ее войска дислоцированы на левом берегу Днестра?

Валериу Киверь: „Лицемерие, характерное для Российской Федерации в отношениях с Республикой Молдова и, думаю, не только с Республикой Молдова. Мне трудно понять логику Российской Федерации и ее сателлитов здесь, в самой Молдове, которые продвигают и идею закона о нейтралитете. Кстати, есть и рабочая группа в Парламенте, последнее заседание которой состоялось в конце ноября. Каких-то больших достижений пока нет, но проект закона, разработанный Партией коммунистов, вынесен на обсуждение, его следовало рассмотреть, по крайней мере, на уровне рабочей группы и затем соответствующих комиссий.”

Свободная Европа: Есть еще запрос Либеральной партии в Конституционном суде...

Валериу Киверь: „Да, другого порядка.”

Свободная Европа: …с просьбой истолковать, является ли Республика Молдова нейтральным государством, учитывая присутствие российских войск на ее территории.

Валериу Киверь: „Дождемся толкования Конституционного суда.”

Свободная Европа: Российская Федерация обусловила вывод своих войск и вооружения предоставлением особого статуса Приднестровью и настаивает на этом требовании. Куда может завести такая позиция?

Валериу Киверь: „Не слишком далеко, я думаю. Потому что мы всегда придерживались позиции, согласно которой вывод российских войск с территории Республики Молдова и приднестровское урегулирование представляют собой два параллельных процесса, которые не пересекаются. Хотя, и мы это признаем, влияют друг на друга: российское военное присутствие в регионе можно рассматривать не иначе, как прямую поддержку тираспольского режима.”

Свободная Европа: Учитывая реалии в регионе, эту хрупкую безопасность, вы действительно верите, что Россия в определенных условиях может вывести свой группу войск с территории Молдовы? Учитывая и давление со стороны Киева в последнее время…

Валериу Киверь: „Как раз об этом я и хотел сказать. Геостратегическая ситуация сильно изменилась, сегодняшняя Украина не та, что была до 2013 года, когда молчаливо поддерживала тираспольский режим, закрывала глаза на многие вещи, которые вытворяли приднестровцы, я имею в виду широкую контрабанду, которая процветала в регионе, а также военное присутствие России, и вся логистика обеспечивалась транзитом через Украину. В последнее время всего этого нет.”

Свободная Европа: Буквально на днях г-н Порошенко выразил обеспокоенность сложившейся ситуацией с выводом российских войск из Приднестровья. Украина, Киев могут оказать давление, как вы считаете?

Валериу Киверь: „Не думаю, что Украина смогла бы сделать больше того, что делает сейчас. Она закрыла доступ российским военным, которые транзитом через Украину добирались в Приднестровье.”

Свободная Европа: Запретила российским миротворцам в Приднестровье пересекать украинскую границу.

Валериу Киверь: „Всем военнослужащим, потому что у нас две компоненты: одна военная-военная, скажем так, другая – так называемая сила по поддержанию мира, которые, кстати, составляют одно цело, ротация так или иначе происходит в рамках этих двух основных контингентов. И единственной возможностью добраться до Тирасполя сейчас является Кишиневский аэропорт. Предприняты усилия по контролю этого транзита военных – успешных или менее успешных, но довольно внушительное число военных было отправлено обратно в Российскую Федерацию. Но, в том числе по политическим мотивам, в последний год Республике Молдова не удалось иметь стабильное политическое руководство и, в принципе, нашим партнерам как в Тирасполе, так и в Москве вести диалог не всегда было с кем, к сожалению.”

Свободная Европа: С другой стороны, официальный Кишинев выступает и за преобразование миротворческой операции в зоне безопасности в гражданскую международную миссию. Говорят, это требование вызывает, мягко говоря, не самую благоприятную реакцию со стороны Москвы. И это тоже невозможно, как вы считаете?

Валериу Киверь: „Это сложная задача и необходимо, прежде всего, понимание со стороны внешних партнеров – даже в большей степени, чем понимание со стороны Российской Федерации. Большое значение в этом плане имеет давление со стороны других важных партнеров. Но, учитывая крайне сложную геостратегическую ситуацию в регионе, которая перекинулась сейчас и на другие части света, Средний Восток, к примеру – думаю, этот вопрос, скорее, не будет включен в повестку дня в ближайшей перспективе. Но настаивать на этом мы должны и впредь.”

Свободная Европа: Недавно вы вернулись из Берлина. Германия примет председательство ОБСЕ с 1 января 2016 года. Эта страна неоднократно проявляла заинтересованность в нахождении устойчивого решения приднестровской проблемы. Она могла бы сделать больше того, что делала до сих пор?

Валериу Киверь: „Могла бы попытаться сделать больше. И не только от Германии будет зависеть, насколько активно будет продвигать эта страна процесс урегулирования, возвращение к формату „5+2”- неэффективный, но единственный, которым мы располагаем. Очень многое зависит от взаимоотношений между великими державами. ОБСЕ – организация, которая принимает решения на основе консенсуса. Достаточно Российской Федерации сказать „нет” – и решение не будет принято.”

Свободная Европа: Но Российская Федерация использует это право вето, когда то или иное решение ей не выгодно.

Валериу Киверь: „Любой мог бы воспользоваться этим правом, в том числе Республика Молдова, если в определенных ситуациях почувствует, что решение, которое намечается принять, не в ее интересах. Хотя, должен признать, это случалось крайне редко.”

Свободная Европа: Вспомним немецко-российский мезеберский меморандум, завершившийся дипломатическим провалом…

Валериу Киверь: „Это хорошая инициатива, которая могла принести ощутимые результаты в контексте приднестровского урегулирования. Тем временем, произошли огромные перемены в международном и региональном геостратегическом плане в вопросах безопасности и собственно инициатива отошла на второй план, если не дальше, так как появилась Украина с очень большими проблемами безопасности, и не только для нее, но и для всего региона; появились горячие точки на Среднем Восток с участием всех субъектов. Их внимание перефокусировалось, скажем так, от приднестровского конфликта на другие регионы, что не очень хорошо для нас, потому что, по моим ощущениям, они предпочтут, как минимум, сохранить статус-кво в регионе, без открытого конфликта, в том виде, в каком он сейчас находится, учитывая, что у них не будет возможности для продвижения активного процесса урегулирования.”

Свободная Европа: Вы упомянули о том, что переговорный формат „5+2” стал неэффективным. И сами участники процесса прекрасно это понимают, но говорят, что, пока нет более эффективного механизма, необходимо продолжать работу в этом формате. Каких результатов можно достичь, если один думает так, другой – иначе и консенсуса нет практически ни по одному вопросу из числа наиболее важных? А самым важным по-прежнему является выработка особого статуса для Приднестровья…

Валериу Киверь: „Правильно. Пока Российская Федерация открыто поддерживает тираспольский режим, в том числе в рамках формата„5+2”, мы не сможем двигаться вперед. Встречи „5+2” приостановлены более года назад, приднестровцы обуславливают возобновление переговорного процесса различными предлогами, не учитывая того, что при разработке принципов переговоров в формате „5+2” один из принципов гласил: никаких условий. Иными словами, встречаемся, обсуждаем, не выдвигая никаких предварительных условий. Но именно так поступают они сейчас.”

Свободная Европа: Г-н Киверь, вы, как бывший посол Республики Молдова в Вене и как представитель Молдовы в ОБСЕ, могли бы сказать больше. Если не удастся найти консенсус, какой смысл тратить деньги на переговоры, на дискуссии, заведомо безрезультатные?

Валериу Киверь: „Логика проста: худой мир лучше доброй войны. Кроме того, всегда может существовать возможность достичь консенсуса по определенным вопросам, которые охватывают пусть и не весь переговорный спектр, а только некоторые сфокусированные, но важные проблемы для жителей обоих берегов Днестра.”

Свободная Европа: Тирасполь объявил с большой помпой, что приднестровская дипломатия добилась большой победы: преференциальная торговля с ЕС продолжится и после 2016 года. Решение продлить льготный режим экспорта в Евросоюз для приднестровских предпринимателей предполагает, тем не менее, и определенные обязательства, которые взяла на себя тираспольская администрация. Можно им верить?

Валериу Киверь: „Мне бы хотелось проверить эту информацию, насколько она правдивая и какие условия легли в основу данного решения. Пока мы видели только комментарии на левом берегу Днестра, Кишинев же и делегация Европейской комиссии не очень щедры на подробности. Поэтому – подождем немного, посмотрим, в чем дело. Лично мне очень даже интересно посмотреть, в чем суть.”

Свободная Европа: И кто мог вести переговоры по продлению режима на следующий год?

Валериу Киверь: „Со стороны Комиссии, думаю, это могли сделать ее представители в Брюсселе либо уполномочили это сделать делегацию в Кишиневе.”

Свободная Европа: Но могли это сделать без представителей Кишинева?

Валериу Киверь: „Если официальный Кишинев согласился на это – почему бы и нет. Если не согласился, тогда не знаю, это вопрос не моей компетенции.”

Война на Украине

XS
SM
MD
LG