Linkuri accesibilitate

Дорин Пуриче: „Молдова - не мишень для террористов”


Интервью с главой Пограничной полиции.

Террористические атаки на Париж возобновили в Евросоюзе и Соединенных Штатах Америки споры вокруг принятия и размещения беженцев и иммигрантов из таких стран, как Сирия и Ирак, где базируются группировки „Исламского государства”. Миграционная волна обошла пока стороной Республику Молдова. Валентина Урсу спросила главу Пограничной полиции Дорина Пуриче, готовы ли молдавские власти к изменениям маршрутов беженцев.

Дорин Пуриче: Сегодня в Европе происходят трагические события - высока угроза террористических атак, проявлений агрессии, угрожающей безопасности граждан, а также конституционному строю в наиболее развитых европейских странах. Эти события, разумеется, тревожат и нас, мы приняли все возможные меры по предотвращению подобных трагедий. Конечно, необходимы общие усилия, единый подход в плане реагирования всех правовых институтов и всех силовых структур. И, конечно же, необходим единый механизм по организации и развертыванию различных, мыслимых и немыслимых, сценариев; и в этом контексте должен сказать, что, с точки зрения безопасности границ, мы не просто делаем свою работу точно так, как делали ее до сих пор, мы предприняли дополнительные меры. Во-первых, в наиболее оживленных пунктах пересечения границы численность личного состава увеличена, проводим специальный досмотр определенных грузов и товаров, а также личного багажа, в том числе с помощью служебных собак. Ведется очень интенсивная антитеррористическая подготовка, с привлечением сотрудников других спецподразделений силовых структур. Кроме того, акцент ставится на обмене информацией, на анализе преступной деятельности, анализе рисков, в том числе с участием наших внешних партнеров, европейских экспертов. Когда говорим, что мы солидарны с Французской Республикой, это значит, что мы не просто оплакиваем жертв терактов, но солидарны и с усилиями, которые предпринимают специальные службы этого государства. Хорошо бы, чтобы через полицейские центры или пункты, специализирующиеся на обмене информацией, и мы получали необходимую информацию о подозреваемых в терроризме, способных предпринять определенные действия в нашей республике. Конечно, Молдова не входит в категорию стран, которые являются целью террористических атак, но она очень скоро может стать убежищем для причастных к терроризму, скрывающихся от преследования, скрывающихся от правосудия, от возмездия. Не исключено, что они попытаются найти убежище у нас. Именно поэтому мы должны очень хорошо подготовиться к выявлению этих лиц.

Свободная Европа: Молдова не один год принимает беженцев. Как можно оперативно опознать потенциальных террористов среди остальных мигрантов?

Дорин Пуриче: Мы используем одну из самых современных систем проверки документов, которая позволяет выявить подделки. А те террористы или люди, которые представляют угрозу, как правило, используют чужие документы, чужие или поддельные паспорта. Это первый фильтр на границе – проверка документов. Второй фильтр при работе с мигрантами, конечно, это Бюро по миграции и убежищу. Каждый мигрант или беженец проходит через другой фильтр, который предполагает установление его личности по различным каналам. Не скажу, что это легко, это довольно трудная работа, особенно если учесть, что на первых собеседованиях люди скрывают даже свое гражданство, свою национальность. Установление личности – дело трудное, но тем более настойчиво мы работаем в этом направлении, и это нам удается. Возможно, в том числе потому, что желающих получить убежище в Республике Молдова мало по сравнению с тем потоком беженцев, который отмечается в странах Европейского Союза.

Свободная Европа: Но за эти 24 года независимости Республики Молдова были попытки со стороны потенциальных террористов пробраться в Республику Молдова или проехать транзитом?

Дорин Пуриче: Бывали случаи, когда пограничная полиция по тем или иным соображениям задерживала людей и при дальнейшем расследовании выяснялось, что тот или иной задержанный является членом радикальной группировки или другой организации, представляющей повышенную угрозу не только для Республики Молдова, но и для западноевропейских стран.

Свободная Европа: Вместе с партнерами из Румынии вы собираетесь совместно патрулировать границу. Чем вызвана такая мера?

Дорин Пуриче: Совместное патрулирование - это один из способов надзора за границей. На молдавско-украинской границе этот механизм функционирует уже пару лет и зарекомендовал себя более чем положительно. Во-первых, представители профильных ведомств двух стран лучше узнают друг друга и тесно общаются, обмениваются служебной или оперативной информацией. Более того, находясь на территории соседней страны, ближе узнаешь и рельеф, и специфику ее территории с географической точки зрения. Знание специфики помогает в организации мероприятий по охране и контролю границы. Это касается и наших коллег из Румынии. Мы сейчас ведем переговоры, уже проведены совместные патрулирования по реке Прут с использованием общих судов. Это в порядке эксперимента – но уже ясно, что такой подход удачный. Именно поэтому, уверен, совместное патрулирование не за горами.

Свободная Европа: Г-н Пуриче, я как-то спрашивала и по другому случаю, но хочу вернуться к этому вопросу. Где выше уровень обеспечения безопасности на границе: на Западе или на Востоке? И где есть еще уязвимые места, учитывая и приднестровский участок молдавско-украинской границы?

Дорин Пуриче: Я бы сформулировал немного иначе. Где недостаточно хорошо обеспечена безопасность границы. Это как раз центральный участок границы, общая граница, приднестровский участок - там мы не патрулируем, но в связи с этим предприняты другие усилия для того, чтобы мы хоть в какой-то степени владели там ситуацией. В остальном – идет ли речь о северном, южном или восточном сегментах границы – везде один и тот же качественный подход, поиск новых решений для укрепления безопасности границ. Разумеется, на каждом из участков границ своя специфика, но мы говорим об уровне безопасности, он примерно одинаковый везде.

Свободная Европа: Миссия EUBAM на молдавско-украинской границе как-то облегчает вашу работу? Ведь не так давно еще говорили, что этот сегмент – „черная дыра”, то есть используется для нелегального трафика, контрабанды и т.д.

Дорин Пуриче: Присутствие миссии EUBAM для нас играет решающую роль, потому что очень много проектов, много инициатив было разработано совместно с экспертами EUBAM. Они были рядом с нами тогда, когда мы работали над предварительной оценкой безвизового режима, вместе мы готовились к той большой оценочной работе, после которой граждане смогли ездить в Европу без виз. В Восточном партнерстве Республика Молдова единственная страна, которая пользуется этим режимом. И за этими успехами стоит огромная работа, совместные усилия с миссией EUBAM. Благодаря миссии EUBAM на молдавско-украинской границе запушены совместные процессы особой важности. И сегодня, несмотря на сложную, даже тревожную ситуацию на востоке Украины, все начатые раннее совместные процессы продолжаются, совместные с украинцами рабочие группы становятся все более активными. Опять же, именно Миссия помогла в переговорах с украинскими партнерами при обсуждении протокола о совместном контроле на пограничном пункте пропуска Кучурган-Первомайск. С их помощью удалось найти формулу обмена информацией в режиме реального времени на границе, включая центральный сегмент. В самые кратчайшие сроки, менее чем за месяц, мы сможем уже обмениваться информацией в режиме онлайн с украинскими коллегами. Благодаря этому мы сможем получать в реальном времени все данные о гражданах, включая иностранцев, которые пересекают границы на центральном сегменте. Следовательно, легче будет наблюдать за иностранцами, которым необходима регистрация в Республике Молдова, легче будет следить за соблюдением с их стороны сроков пребывания на территории Молдовы. Не говоря уж о том, что это совершенно необходимая информация с точки зрения анализа преступной или разведывательной деятельности.

Свободная Европа: Вот вы говорите о более высоком уровне надзора со стороны профильных служб Республики Молдова. Но как в этом случае объясняется тот факт, что некоторые граждане продолжают заниматься контрабандой, участвовать в преступных схемах торговли людьми, товарами?

Дорин Пуриче: Во-первых, это объясняется низким уровнем жизни наших граждан, высокой безработицей; а контрабанда различными товарами – я не говорю о наркотиках, оружии или торговле людьми, я имею в виду контрабанду товаров, например, сигарет или алкоголя, эти товары, дешевые на нашем рынке, за рубежом стоят значительно дороже – так вот, такая разница в цене часто подталкивает нашего гражданина к нарушению закона.

Свободная Европа: Закон недостаточно суров? Или причина в другом?

Дорин Пуриче: Вот именно. Закон слишком мягкий. Уголовная ответственность грозит лишь в том случае, когда стоимость контрабандного товара превышает 50 тысяч леев. Именно поэтому у нас много случаев задержания несовершеннолетних, которые пытаются перевезти через границу сигареты, стоимость которые не превышает 50 тысяч леев. В результате, в их отношении открывают административные дела с символическим штрафом, и буквально через несколько дней они опять возвращаются к этому нелегальному занятию. Но есть и несколько уголовных дел по факту контрабанды с участием специализированных группировок, раскрытых нами на протяжении последних месяцев; были и обыски в домах, конфискован контрабандный товар. В настоящий момент эти криминальные группировки упустили ситуацию из-под контроля, и мы их практически одолели.

Свободная Европа: Позвольте вернуться к автомобилям с приднестровской регистрацией. Развязка в этом вопросе наступила? Потому что все мы слышали г-на Осипова, который сделал несколько заявлений в этом плане, но, по всей видимости, здесь далеко не все ясно…

Дорин Пуриче: Да, ясности пока нет. 28 августа мы запретили автомобилям с приднестровской регистрацией пересекать молдавско-украинскую границу.

Свободная Европа: Эти ограничения были введены на основании международного законодательства, как мы поняли…

Дорин Пуриче: И национального тоже. Потому что нет таких законных оснований, которые позволяли бы пересекать границу автомобилям с регистрацией на непризнанной территории. Запрет не касается внутреннего передвижения – с одного берега Днестра на другой. Однако после того, как было запрещено пересечение государственной границы, конечно, был определенный прессинг, конечно, пошли разговоры о нарушении права на свободное передвижение граждан, заговорили о конституционном праве и о многом другом. В этот диалог включились представители дипломатических миссий, ОБСЕ и многие другие субъекты, которые побудили нас объявить мораторий на это решение.

Свободная Европа: Мораторий продлится сколько?

Дорин Пуриче: Мораторий, который продлится ровно столько, сколько понадобится для разработки приемлемого механизма.

Свободная Европа: Но с этим механизмом должна будет согласиться и приднестровская сторона. Что трудно себе представить.

Дорин Пуриче: Не думаю, что этот механизм должна одобрить и приднестровская сторона. Несмотря на то, что, вы совершенно правы, есть уже некоторые проекты, которые предполагают двойную регистрацию – и на правом, и на левом берегу Днестра. Разумеется, здесь понадобится согласие приднестровской стороны. Это уже предложенный механизм. Для его принятия необходима рабочая группа на правительственном уровне.

Свободная Европа: Пока складывается впечатление, что украинская сторона пытается навести больше порядка на этом уязвимом участке границы – приднестровском. Молдова бессильна?

Дорин Пуриче: Мы в данный момент не можем присутствовать на центральном сегменте. И поскольку мы там не можем присутствовать...

Свободная Европа: До политического урегулирования трудно себе представить, что такое возможно.

Дорин Пуриче: Вы правы. И в этом случае я не могу говорить, что мы контролируем этот участок. Но именно благодаря подписанию этих документов мы там присутствуем более зримо, чем до сих пор. Пусть и виртуально, если идет речь об обмене информацией онлайн, но присутствуем; и тот совместный контроль, который запланирован на пункте Кучурган-Первомайск - важный шаг вперед. Подписанием этих документов реализована цель, к которой Кишинев давно стремился – наше присутствие на украинской территории именно на этом центральном участке. Потому что, если говорить о пункте Кучурган-Первомайске - это международный пропускной пункт, самый востребованный: ежегодно там осуществляется около трех миллионов пересечений границы. Следовательно, для нас присутствие там – отличное решение. Конечно, приднестровская пресса сейчас пестрит крайне болезненными реакциями.

Свободная Европа: Болезненные реакции со стороны тираспольской администрации.

Дорин Пуриче: Да. Они говорят, что эти меры направлены на полную изоляцию региона. Подумать только, как раз когда должны состояться дискуссии в формате „5+2”... Сейчас уже политикам надо подключиться.

Свободная Европа: Но почему Тирасполю выгодно говорить о блокаде, тогда как Кишинев решительно отвергает наличие экономической и любой другой изоляции региона?

Дорин Пуриче: На протяжении последних 24 лет вы слышали с левого берега Днестра какие-то позитивные или оптимистичные оценки? Никогда. Всегда там раздаются деструктивные заявления, заявления, в которых они выступали в роли жертв, и Кишинев винили во всех бедах. Их подход остался тот же – шквал обвинений не прекращается.

XS
SM
MD
LG