Linkuri accesibilitate

Карпов: Мы не вступим в коалицию с коммунистами, но допускаю, что Юрие Лянкэ может стать премьером


Еуджен Карпов
Еуджен Карпов

Беседа с независимым депутатом, первым вице-председателем Европейской народной партии Молдовы.

Либеральная и Демократическая партии заявили о готовности вести переговоры по формированию нового правительства и с депутатами группы бывшего премьера от либерал-демократов Юрие Лянкэ, который пришелся „не ко двору” формированию Влада Филата. О намерениях независимых депутатов рассказал один из них – бывший вице-премьер Еуджен Карпов.

Свободная Европа: Какое большинство намечается в парламенте Республики Молдова действующего созыва?

Еуджен Карпов: Вариантов немного, думаю, их два – правоцентристское и левоцентристское большинство. Сейчас зависит от всех политических формирований, в частности, правоцентристских, смогут они извлечь урок из тех драматичных событий, которые произошли в Республике Молдова в последнее время, начиная с февраля, когда было сформировано миноритарное правительство, затем ему на смену пришел другой кабинет, который не продержался и 100 дней – своеобразная грань, до которой правительство практически нельзя снимать. Однако в Молдове это произошло. И сейчас перед нами снова множество вопросов”.

Свободная Европа: И как вы считаете, может появиться миноритарное правительство, правительство технократов? Какое правительство возможно?

Еуджен Карпов: Правительство технократов предложили коммунисты. Лично я не верю в такие варианты технократических правительств, потому что правительство должно быть проявлением парламентского большинства. Правительство технократов не будет пользоваться конкретной поддержкой, это аналог миноритарного правительства, которое у нас было и которое очень быстро пало, потому что партии поддерживали его от случая к случаю, в зависимости от их собственных интересов в том или ином вопросе. Это не может долго продолжаться, поэтому нам придется работать и создать правительство большинства. И, разумеется, я, как представитель Европейской народной партии Молдовы, выступаю за сохранение европейского вектора.

Во что это обойдется – другой вопрос. Но мы не можем обсуждать создание большинства на любых условиях или на условиях, существовавших до недавних пор и под давлением которых обрушились предыдущие альянсы. Никто не говорил, что ЕНПМ уже является частью тех или иных альянсов или коалиций. Мы готовы к переговорам. А переговоры мы можем вести только с партиями проевропейской ориентации и только на предельно ясных условиях: полная прозрачность, участие и гражданского общества, призванного наблюдать за всем, что происходит в процессе образования коалиции, участие наших международных партнеров, европейских партнеров по развитию, которые стали бы гарантами того, что возможный проевропейский альянс будет придерживаться правил, которые мы сообща согласуем. Но это должны быть другие правила, отличные от тех, что существовали прежде.

Свободная Европа: Г-н Карпов, переговоры, тем не менее, начались – переговоры между ДП, ЛП и независимыми депутатами, с одной стороны, и переговоры между ДП и коммунистами, с другой стороны. Когда переговоры идут по двум направлениям, доверять сложнее…

Еуджен Карпов: Могу сказать только о переговорах, которые вели ДП, ЛП и независимые депутаты, в которых участвовал г-н Лянкэ. Это был первый контакт по приглашению представителей ДП. Лично я считаю, что многое зависит от позиции ЛДПМ. По моему мнению, сейчас на ЛДПМ большая ответственность за будущее Республики Молдова. С одной стороны, понимаю чувства, которые испытывают члены этой партии, будь то депутаты парламента, местные лидеры или просто сторонники, потому что для ЛДПМ это не самый легкий период. Но, вместе с тем, эта партия, провозгласившая себя проевропейской, имеет право голоса.

Свободная Европа: Но их реакция известна. До каких пределов можно унизить партию, если ДП, как утверждают либерал-демократы, поиздевалась над ними, отправив правительство в отставку, а также дальнейшими действиями?

Еуджен Карпов: Такие процессы, разумеется, нормальными или позволительными не назовешь, им не место в обществе. Мы переживаем период, когда очень многое не вписывается ни в какие рамки. Вынужден, к сожалению, признать это: мы вступаем в кризис, не успеваем выйти из него, как тут же попадает в другой кризис – конституционный, президентский, правительственный… Уверен, мы побили все рекорды по смене правительств, которые у нас работают по три-четыре месяца, затем их снимают. Более того, их снимают „по подозрению в коррупции”. Иными словами, Молдова – страна коррупции не только в заявлениях и восприятии, Молдова уже применяет формулировку „подозрение в коррупции” к тому или иному правительству, той или иной партии и т.д.

Свободная Европа: Г-н Карпов, но Республика Молдова была захвачена за эти шесть лет проевропейского правления…

Еуджен Карпов: Не уверен, что за эти шесть лет проевропейского правления, потому что демократия в Республике Молдова никогда не была совершенной, ведь мы находимся в переходном периоде. Лично я чувствую, что дела в Республике Молдова идут в неправильном направлении. И если это захваченное государство, то это нужно осознать и признать, и все здоровые силы должны попытаться бороться с этим.

Свободная Европа: И кого вы причисляете к здоровым силам?

Еуджен Карпов: Здоровые силы находятся внутри проевропейских партий. Проевропейские партии должны пройти через процесс очищения, возрождения, в том числе ЛДПМ, если хотят иметь будущее; они должны признать свои ошибки, сказать, какие уроки вынесли из произошедшего. Кто провинился в чем-то должен иметь право на защиту, возможность доказать свою невиновность, если же они виновны, если нарушили законы, надо привлечь их к ответственности, независимо от того, в какой партии состоят.

Закон превыше всего, и мы должны вернуться к нормальному состоянию дел, когда правоохранительные органы не являются предметом политического торга, когда те, кто стоят на страже закона, не нарушают закон и не защищают преступников. Вопрос номер один, который должна обсудить новая проевропейская коалиция – это добиться верховенства права и как положить конец политическому влиянию на правоохранительные органы.

Свободная Европа: Но как вывести правоохранительные органы из-под политического контроля сегодня, в сложившейся ситуации?

Еуджен Карпов: Это не сводится лишь к тому, чтобы соответствующие структуры не распределялись между партиями. Мы должны добиться того, чтобы руководители правоохранительных органов назначались публично, с участием гражданского общества, с участием международных партнеров, а люди, которые представляют или будут представлять в дальнейшем эти институты, пользовались абсолютным доверием общества.

Свободная Европа: Г-н Карпов, а сколько дней продержится новое правительство, если в силе останется вариант, при котором проевропейские силы создают новое парламентское большинство, но элемент внутреннего шантажа продолжает присутствовать, а недоверие со стороны общества сохраняется? Неужели вы верите в эффективное правительство в таких условиях? Не наивно ли это?

Еуджен Карпов: Я считаю, что у Молдовы нет другого шанса, потому что второй вариант, о котором я говорил, предполагает приход к власти левоцентристских сил, с противоположной европейскому вектору идеологией, которые ориентируются на Российскую Федерацию, в Евразийскую интеграцию.

Те силы, которые и созданы были с помощью Российской Федерации, вероятно, ею же и финансируются, ею же и управляются. И с этой точки зрения я считаю, что это угроза для Республики Молдова, большая угроза, если эти партии – и здесь считаю своим долгом назвать их - Партия социалистов, партия Ренато Усатого – если эти партии придут к власти. Это большая угроза для Республики Молдова.

Свободная Европа: А если, допустим, ДП придет к единому знаменателю с ПКРМ, как поступите вы как независимый кандидат, как член „группы Лянкэ”?

Еуджен Карпов: В парламенте нас трое депутатов, но мы представляем партию – Европейскую народную партию Молдовы. Этот вопрос мы пока не рассматривали, потому что его не было в плане, но лично я считаю, что никакие альянсы с участием левых партий не являются частью программы ЕНПМ. Нужно сделать все возможное для того, чтобы сформировать, если это удастся, правоцентристскую коалицию. Другие альянсы мы не обсуждали и не думаю, что они станут частью нашей программы.

Свободная Европа: Если депутаты-коммунисты поступят точно так, как поступили с правительством Габурича?

Еуджен Карпов: Депутаты-коммунисты несколько раз сменили „лицо”, как в известном российском фильме: объявили, что поддерживают правительство Габурича и в итоге проголосовали за его отставку. Я лично не доверяю Партии коммунистов. Это оппортунистическая партия, это партия со старой идеологией, которая пытается ввести мир в заблуждение своими символами из печального советского прошлого, представляясь, при необходимости, современной партией и даже с некоторыми европейскими элементами. Но это все политические трюки, посредством которых Партия коммунистов хочет вернуться к власти после памятного всем восьмилетнего правления, результаты которого налицо.

Свободная Европа: Существуют мнения, согласно которым демократы претендуют стать стержнем, вокруг которого должны объединиться все силы для продолжения европейского курса…

Еуджен Карпов: Не думаю, что они единственный или самый весомый проевропейский фактор, потому что по ходу дела мы видели, кто на самом деле были протагонистами европейской интеграции. Двигателями европейской интеграции были министерство иностранных дел во главе с Юрие Лянкэ, а затем и правительство во главе с Юрие Лянкэ в качестве премьер-министра. Именно тогда был достигнут огромный прогресс, тогда наши зарубежные партнеры называли Республику Молдова возможной историей успеха и у нас были все шансы стать реальной историей успеха, но февраль 2015 года перевернул всю ситуацию. Все это было сделано руками наших тогдашних коллег по партии, а правящий альянс в лице ЛДПМ, ДП и ЛП просто доигрался. И результат такой, что и говорить больно, потому что хуже ситуации для Молдовы, чем сегодня, не было за всю историю нашего государства.

Свободная Европа: Что для Республики Молдова лучше: хрупкое парламентское большинство или досрочные парламентские выборы?

Еуджен Карпов: Разумеется, ни один из вариантов не является подходящим. И у первого, и у второго есть минусы, которых лучше избежать. Левоцентристский альянс, по моему мнению, снова приведет Молдову к длительному регрессу. И это будет сильный откат, значительный шаг назад от того, чего мы достигли в прошлом году. Что касается хрупкой коалиции, то очевидно, что нельзя говорить о сильной, искренней коалиции, с четкими правилами игры между участниками этого союза. Но, вероятно, те, кого сейчас мучают разочарования и эмоции, руководствуются скорее инстинктами, чем разумом.

Свободная Европа: Имеете в виду либерал-демократов?

Еуджен Карпов: Либерал-демократов. Им следует хорошо подумать, что важно прежде всего для страны и не в последнюю очередь для этой партии. Потому что и эта партия, если она еще хочет играть какую-то роль в развитии Республики Молдова, должна быть привлекательной. Уход в оппозицию – это лишь выражение недовольства в связи с определенными действиями, возможно, не всегда правильными, но, думаю, эти действия помогут вернуться к нормальной деятельности.

Свободная Европа: Насколько важно имя будущего кандидата на должность премьера?

Еуджен Карпов: Очень важно. Потому что в той ситуации, в которой мы сегодня находимся – экономический кризис, финансово-банковская брешь, полное отсутствие внешнего финансирования, МВФ ушел, не уточнив, когда вернется и на каких условиях, плюс напряженные отношения между составляющими возможной правоцентристской коалиции – в этих условиях очевидно, что премьер-министр призван стать тем связующим звеном между всеми игроками.

Второе. Будущий премьер должен быть сильной личностью, лидером, признанным как в стране, так и на международном уровне, человеком, который пользуется доверием со стороны зарубежных партнеров – ведь они должны как можно скорее вернуться в Республику Молдова и начать обсуждать проекты поддержки нашей страны. И это должно произойти уже в этом году, в оставшиеся два месяца. В противном случае состояние нашей экономики – если сегодня говорят, что мы находимся в глубоком кризисе – может ухудшиться. Мы еще не на самом дне, но можем там очутиться.

Свободная Европа: Г-н Лянкэ может быть назначен на эту должность?

Еуджен Карпов: У Юрия Лянкэ есть все возможности для исполнения премьерской работы. Его назначение зависит уже не от него или от ЕНПМ, потому что сегодня ЕНПМ в парламенте представляют лишь трое депутатов. С тремя депутатами из 101 очень трудно претендовать, продвигать собственных кандидатов на должность премьер-министра. Но в результате дискуссий в рамках будущего альянса на основе очень четких условий, конечно, этот сценарий возможен.

Свободная Европа: Явным протагонистом нового политического класса Молдовы является бывший министр просвещения Майя Санду, ей симпатизируют многие в Республике Молдова. Кто мог бы привлечь Майю Санду на свою сторону – ЛДПМ или ЕНПМ?

Еуджен Карпов: Не риску прогнозировать возможные действия Майи Санду. Раньше она уже выражала открыто свою позицию по отдельным вопросам, в частности, заявила, что не намерена идти в политику. Если она пересмотрит свои взгляды, пусть скажет об этом и выйдет с конкретными предложениями. Мы говорили с ней примерно в то время, когда мы покинули фракцию ЛДПМ. Г-жа Санду предпочла свой путь, мы выбрали свой; мы создали партию, она остается пока физическим лицом.

Свободная Европа: Наши партнеры по развитию ждут настоящей, беспощадной борьбы с коррупцией. Как вы считаете, борьба эта уже началась?

Еуджен Карпов: Если считать началом борьбы арест г-на Филата и еще нескольких бизнесменов, за которыми числятся непогашенные кредиты в Banca de Economii или других банках, то, формально, кто-то может сказать, что да, борьба началась. Но лично я думаю, что это всего лишь сигнал, первая, образно говоря, ласточка. Борьба с коррупцией должна охватить все слои общества, все партии, потому что не могут быть коррумпированы представители одной только партии; в противном случае правосудие так и останется избирательным. Если перед судом предстанут и видные представители других формирований, в том числе Демократической, Либеральной, других партий, причастные к неблаговидным действиям, тогда можно будет сказать, что предприняты конкретные шаги по искоренению коррупции. Лично я не стану спешить с выводами и оценками в этом вопросе, посмотрю, какие еще действия последуют.

Свободная Европа: Г-н Карпов, вас беспокоит тот факт, что ЕНПМ называют карманной партией г-на Плахотнюка, партией, которая находится в полном его подчинении?

Еуджен Карпов: Беспокоит. Потому что эти слухи тиражируют определенные „друзья”, пытаясь подобными действиями разрушить потенциал или возможную роль, которую могла бы сыграть ЕНПМ и председатель партии, ее члены. Но все эти потуги очевидны, ЕНПМ не может быть и не будет ничьей карманной партией. Мы простились с партией, правила игры которой нас не устраивали. Мы не ушли из одной партии для того, чтобы стать сателлитами другой. Мы могли уйти из ЛДПМ и прямиком направиться в ДП, по примеру других депутатов, которые покинули одно формирование и сразу же примкнули к Демпартии.

Мы создали новую партию, в ней состоят интеллигентные люди, независимые, с собственными взглядами и суждениями, которые пришли в ЕНПМ во имя конкретной идеи. Условия деятельности ЕНПМ общеизвестны и прозрачны, у нас практически нет источников финансирования, мы находимся фактически на грани неплатежеспособности за аренду помещения, коммунальные услуги. Никто нам не платит из-за рубежа, зарубежных источников финансирования у нас нет. Так что весь этот арсенал является частью игры тех, кто мечтает свести роль ЕНПМ к минимуму.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG