Linkuri accesibilitate

Давид Крамер: „Надо помочь грузинам, молдаванам и украинцам защитить себя от российской угрозы”


Давид Крамер
Давид Крамер

Эксперт фонда McCain Institute дал интервью Лилиане Барбэрошие.

Грузии обещали членство в НАТО еще на бухарестском саммите в 2008 году, но ни тогда, ни на последующих саммитах организации в 2012 и 2014 гг. ей не был предложен План действий по вступлению в Альянс (Membership Action Plan, MAP). В недавнем заявлении для вашингтонской редакции Свободной Европы министр обороны Грузии Тина Кидашели призвала НАТО предпринять конкретные шаги по приему Грузии на очередном саммите, который состоится в 2016 году в Варшаве, так как, по ее словам, нерешительность НАТО, неготовность выполнить данное обещание может подвигнуть Россию на продолжение своей агрессивной политики. На полях конференции, организованной в Тбилиси фондом The McCain Institute для рассмотрения, в том числе, этого устремления Грузии, я спросила эксперта института Дэвида Крамера, бывшего высокопоставленного дипломата в американской администрации, почему Грузия еще не в НАТО:

Дэвид Крамер: Потому что в Европе есть страны, которые опасаются, что, приняв Грузию, они спровоцируют Российскую Федерацию; опасаются противостояния внутри организации, если встанет вопрос о возможной поддержке Грузии в условиях военной угрозы. Это очень сложный вопрос, но Грузия хочет вступить в Альянс. Украина тоже. В Республике Молдова в этом смысле наблюдается разброс мнений, но нам следует придерживаться политики открытых дверей и настаивать на том, чтобы такие союзники, как Германия, Франция не упускали этот вопрос из виду.

Свободная Европа: На какие другие варианты обеспечения безопасности могут рассчитывать такие государства, как Грузия, Украина, Республика Молдова?

Дэвид Крамер: Безопасность – крайне важная тема. Часть территории Грузии оккупирована Российской Федерацией. В Южной Осетии и Абхазии есть сепаратисты, раскалывающие страну, и в основном потому, что чувствуют за спиной поддержку Российской Федерации. Абхазия территория более сложная, чем Южная Осетия. Выход один: мы должны поддерживать территориальную целостность Грузии и требовать возвращения Южной Осетии и Абхазии под контроль Тбилиси. Аналогичная ситуация с Донбассом и Крымом на Украине. Поэтому территориальная неприкосновенность и суверенитет этих стран – цель не только Евросоюза и НАТО, но и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот принцип зафиксирован в различных договорах, подписанных Российской Федерацией, но которые она не соблюдает.

Свободная Европа: Семь лет спустя после российско-грузинской войны, какой первый урок следует вынести из этого опыта?

Дэвид Крамер: Первый и самый важный урок – нужно обезопасить себя, убедиться в том, что Российская Федерация не может наложить вето на стремление Грузии в НАТО, равно как и Республики Молдова, Украины и любого другого государства. Также, следует удостовериться, что эти страны продвигаются по пути демократических реформ, реформ в сфере безопасности и др., надо поддержать тех, кто хочет стать частью Североатлантической альянса, потому что ясно: значительная часть населения Грузии желает этого.

Свободная Европа: Если говорить о конфликте на территории Украины, чем он может завершиться, по вашему мнению?

Дэвид Крамер: Кризис на Украине, я бы сказал, – самый большой вызов, с которым сталкивается Европа после второй мировой войны. Речь идет о первой аннексии чужой территории, о применении силы со стороны Российской Федерации против соседнего государства. И Грузия стала жертвой такого подхода к 2008 году, Молдова также сталкивается с такими же проблемами ежедневно, ежечасно – имею в виду Приднестровье и присутствие вооруженных сил России на ее территории. Это серьезный вызов, и нужно помочь грузинам, молдаванам, украинцам защитить себя от российской угрозы. На эти страны не распространяется ст. 5, которая обеспечила бы им безопасность, но они ясно и однозначно просят о помощи. В частности, Украина – особый случай, потому что существует Будапештский меморандум 1994 года, когда по настоянию таких стран, как Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация Украина отказалась от своего ядерного арсенала взамен гарантий безопасности. Я один из тех, кто считает, что Украине надо оказать военную помощь, и сожалею, что мой президент не поддержал эту точку зрения. Думаю, была допущена страшная ошибка, но украинцы борются за свою страну, и наш долг быть с ними рядом.

Свободная Европа: Вы считаете, что такие страны, как Грузия, Украина или Республика Молдова, могут чувствовать себя в безопасности вблизи России, не будучи членами Североатлантического альянса?

Дэвид Крамер: Есть государства, которые могут быть в безопасности без этого статуса, но только при наличии гарантий того, что другие страны им угрожать не будут. Не обязательно вступать в НАТО для того, чтобы быть частью Европы. Например, Австрия не является членом НАТО – но, правда, она не соседствует с Российской Федерацией. Иными словами, страны, у которых есть общая граница с Россией и они хотят присоединиться к НАТО – их надо поддержать; разумеется, если они сами делают все возможное для того, чтобы достичь критериев, необходимых для получения членства НАТО. Республика Молдова, несмотря на то, что в ее Конституции закреплен статус нейтралитета, сейчас поддерживает отличные отношения с НАТО. Несомненно, и в этой стране, как и в Грузии, налицо горячее желание вступить в Альянс. И на Украине впервые - благодаря Путину – эту идею поддерживает подавляющее большинство. Президент Порошенко много об этом говорит. Следовательно, в отношении тех стран, которые хотят присоединиться к Альянсу, необходимо продолжить политику открытых дверей.

XS
SM
MD
LG