Linkuri accesibilitate

„Можно разворовывать страну и при этом всегда говорить: если попытаетесь помешать воровать и дальше или свергнете нас, выиграет Россия”


Протесты в Кишиневе, „угрозы российского реванша” и мнения экспертов

Политические события в Молдове и продолжающиеся протесты в последние дни широко освещались российскими СМИ с акцентом на то, что в Москве могут попытаться использовать нынешние волнения для того, чтобы привести к власти в Кишиневе пророссийские силы (Expert.ru). Видные лидеры протестующих, Игорь Боцан и Оазу Нантой, считают, что эта угроза, отрицать которую нельзя, не заставит манифестантов прекратить акцию протеста, и что власть не должна использовать Москву как „страшилище”. Лилиана Барбэрошие попыталась выяснить у экспертов из Молдовы, Соединенных Штатов и Бухареста, как сегодня вписываются молдавско-российские отношения в политический контекст – внутренний, региональный и международный.

Для бывшего посла Республики Молдова в Вашингтоне Игоря Мунтяну досрочные парламентские выборы весной следующего года несут в себе огромный риск, так как могут завершиться благоприятными результатами для России, которая никогда таких шансов не упускает. Поэтому дипломат скептически оценивает это требование участников акции протеста, начавшейся в воскресенье:

„Если рассматривать действия Российской Федерации в более широком контексте, диахронически, то очевидно, что дестабилизация ситуации в Молдове может вызвать ту идеальную бурю, которая нужна России. Потому что в этой ситуации и пророссийские партии смогут потребовать более увесистую долю пирога при формировании политической власти. В Республике Молдова не было такого кризиса, которым Россия не попыталась бы воспользоваться. Каждый раз, когда государственные институты проявляли слабость, были попытки воспользоваться этой слабостью. Сейчас правительству придется на очень трудных условиях вести переговоры с МВФ и доказать свою приверженность принципам правового государства, в том числе разобраться с кражей в банковской системе. Возможно, договоренность с МВФ вообще провалится, и тогда появятся предложения со стороны других стран, которые не поставят никаких условий, кроме политической окраски правящей коалиции. Эту угрозу следует иметь в виду. Не надо состоять в Платформе „ДА”, чтобы понять, что протесты вполне легитимны. С другой стороны, только слепой не заметит, как оперативно мобилизуются силы, враждебные Республике Молдова, враждебные европейскому курсу, как надеются они на реванш в случае досрочных выборов. Те, кто сейчас пытаются надавить на ЦИК, утверждая, что выборы были незаконными, совершают манипуляцию. Потому что можно оспорить практически все, что не нравится, но ноябрьские выборы – факт состоявшийся, они должны обеспечить правительству возможность управлять процессом. Если процесс не управляется, не досрочных выборов надо требовать, а в качестве первого шага надо пытаться надавить на партии, которые взяли на себя ответственность. Досрочные выборы – это на крайний случай...”

С другой стороны, представители участников акции протеста говорят, что „угроза российского реванша” в данный момент не более чем фантазия с целью припугнуть протестующих и оказать на них давление. Потому что, говорят они, и Россия не та, что прежде, да и молдавский электорат изменился:

„Можно разворовывать страну и при этом всегда говорить: если попытаетесь помешать нам воровать и дальше или свергнете нас, выиграет Россия. Очень удобно и выгодно для тех, кто стоит у власти. Но возьмем все по очереди: Россия уже не в состоянии удерживать Приднестровье на плаву, так как вынуждена практически содержать Осетию, Абхазию, Крым, Донбасс; довольно дорого ей обходится удержать Белоруссию в Евразийском Союзе. Следовательно, Россия практически не может дестабилизировать Республику Молдова и удержать ее”, говорит Игорь Боцан.

„Мы слишком многое прощали тем, кто называл себя проевропейцами, опасаясь прихода к власти коммунистов в 2013 году; мы закрывали глаза на все беззакония, которые творили наши проевропейцы, и буквально зубами вырвали результат на ноябрьских выборах 2014 года – но они нас открыто предали. Поэтому я больше не хочу слышать никаких аргументов о том, что надо поддержать проевропейских воров у власти, в противном случае придут пропутинские воры”, говорит, в свою очередь, Оазу Нантой.

На наш запрос политический аналитик из Румынии Арманд Гошу, который публикует свои статьи в еженедельнике „22”, отметил, что, по его мнению, лидеры протестующих в Кишиневе допускают ошибку, когда выдвигают столь радикальные политические требования, например, о проведении досрочных выборов. В таком сложном региональном контексте на фоне украинского кризиса подобное развитие событий может отбросить Республику Молдова далеко назад, считает Арманд Гошу:

„Понимаю, что ситуация складывается драматическая, что доверие к политическому классу вконец расшаталось, что налицо серьезные коррупционные действия, которые необходимо расследовать и виновных наказать. Но, по опыту Румынии, скажу, что досрочные выборы не панацея. Главное реформировать все структуры, Министерство внутренних дел, Центр по борьбе с коррупцией, судебную систему – только эти институты, при условии, что они будут функционировать нормально – смогут помешать политикам воровать. В Румынии, например, были митинги в поддержку реформирования судебной системы, в поддержку антикоррупционного ведомства, борьбы с коррупцией. Сегодняшний протест в Кишиневе, с радикальными политическими требованиями, позиционируется, скорее, в политической плоскости, чем в гражданской. Я не считаю, что именно эти требования могут стать решением для Республики Молдова. Могут прийти другие парламентарии, другие партии, которые окажутся не менее коррумпированные. Наивно думать – и мы в Румынии убедились в этом – что новые партии или более молодые политики менее коррумпированы. Нет. Партии и политики связаны между собой коррумпированными сетями и защищают друг друга. Если кто-то действительно хочет диагностировать болезнь, которой страдает Республика Молдова, и назначить эффективное лечение – это только реформирование юстиции, борьба с коррупцией. Решение кроется в создании сильных инструментов, которые обеспечат соблюдение закона. В Румынии сменились партии, пришли новые люди, интересные и очень своеобразные, но в конечном итоге они оказались не менее коррумпированными, чем прежние политики. Иными словами, выход не в том, чтобы сменить политическую элиту, надо реформировать судебную систему, заставить антикоррупционный центр работать, деполитизировать эти структуры. Пока они будут лишь приложением к той или иной партии, эффективной работы ждать от них не приходится, для их руководителей не соблюдение закона будет приоритетным, а служение соответствующим партиям.”

Для Влада Спыну, президента Фонда „Moldova” в Вашингтоне, тот факт, что лидеры платформы „ДА” не предложили никакой политической альтернативы тем, кого подняли на протесты, указывает либо на дефицит стратегического мышления, либо на наличие каких-то скрытых планов у вдохновителей этих акций:

„Организаторы протестов не показали населению, что у них имеются какие-то альтернативы. Для меня это означает одно из двух: либо у них отсутствует стратегическое мышление (ведь, когда требуешь чьей-то отставки, понимаешь, что кто-то должен прийти на его место и надо предложить альтернативную политическую силу, это элементарно), либо существует какой-то скрытый план, который организаторы предпочитают пока не раскрывать. Я знаком с некоторыми членами Платформы „ДА”. Уверен, они не имею в виду привести к власти Додона и Усатого, тем не менее, какие-то скрытые планы возможны – например, запустить на орбиту какие-то другие партии, связь с которыми не хотят афишировать”.

XS
SM
MD
LG