Linkuri accesibilitate

Игор Боцан: «Примары, которые делают сегодня обещания, оторванные от реальности, будут платить по счетам»


Диалог Василе Ботнару с исполнительным директором Ассоциации за Демократию через Участие (ADEPT)

Свободная Европа: Караджале оставил нам вечный вопрос: «за кого мне голосовать?». Только не за Петру Хадыркэ. Вернее, не за того известного всем демагога, которого Петру Хадыркэ сыграл в своих рекламных роликах. Со мной в студии «Свободной Европы» находится Игор Боцан. Прежде всего, я хотел бы поговорить о цифрах, предоставленных Центральной Избирательной Комиссией, которая рада тому, что к этому часу на голосование вышел необходимый минимальный процент граждан, благодаря чему выборы в местные органы власти можно будет признать состоявшимися. Нужно уточнить, что речь при этом идет о четверти проголосовавшего электората в каждом населенном пункте. С другой стороны, в сообщении ЦИК можно встретить цифры, которые далеко не радуют. Например, количество проголосовавших избирателей в возрасте от 18 лет до 21 года составляет всего 2%, а избирателей старше 50 лет – 60%. Господин Боцан, чем объяснить то, что молодежь не хочет брать будущее в свои руки?

Игор Боцан: «Думаю, это связано с синдромом 7 апреля 2009 года. После 2009 года молодые люди не участвуют даже в протестных движениях. Думаю, это ответ молодежи после того, как их усилия были осквернены властью, которая, как они считали, выступала за европейскую интеграцию и в поддержку интересов молодежи».

Свободная Европа: Создается впечатление, что женщины тоже находятся в некоторой изоляции. При этом их число составляет примерно половину всего населения страны. Из четырех тысяч кандидатов на различные функции, количество женщин не достигает даже четвертой части.

Игор Боцан: «Такова молдавская реальность. Однако никто не задается целью вытеснить женщин из предвыборного или политического процесса…»

Свободная Европа: …но и не поощряет их в нем участвовать…

Игор Боцан: «Напротив, при поддержке ООН в Молдове проводятся программы, направленные на то, чтобы подержать женщин в их желании участвовать в политической жизни страны. Однако я хотел бы напомнить радиослушателям, что показывают опросы общественного мнения: когда женщинам задают вопрос о том, проголосовали бы они, при равных условиях и при наличии тех же способностей, за мужчину или за женщину, 90% женщин отдают предпочтение мужчине».

Свободная Европа: Прокомментируйте, пожалуйста, еще одну новостную депешу: в Гагаузии официально был зарегистрирован случай, когда некий гражданин попытался сфотографировать избирательный бюллетень с печатью, проставленной напротив одного из кандидатов. Кто-то из наблюдателей или из избирательной комиссии на это указал. Признаюсь, один из членов избирательной комиссии тоже меня предупредил, когда увидел меня на избирательном участке с фотоаппаратом в руках. Я сфотографировал бюллетень без печати для репортажа, как доказательство того, что я нахожусь в избирательной кабине. Комиссия, в конце концов, оставила меня в покое, потому что я им показал, что до этого не проставил печать в бюллетень. Однако в социальных сетях я видел множество таких фотографий. Кто и как может наказать за подобные действия?

Игор Боцан: «Законодательство не содержит прямых указаний на этот счет, однако считается, что фотографирование избирательного бюллетеня после того, как в нем была проставлена печать „Votat”, относится к методу подлога под названием „карусель”. То есть, человек приходит, проставляет печать, фотографирует, бросает бюллетень в урну, а потом идет к заказчику и получает вознаграждение».

Свободная Европа: Однако с юридической точки зрения, это невозможно доказать. Потому что я, может, делаю себе сувенир, чтобы показать своим внукам, что я проголосовал в 2015 году.

Игор Боцан: «Именно поэтому законодательство не содержит на этот счет прямых указаний, но считается, что применяется такой вот метод подлога».

Свободная Европа: Один из кандидатов призвал своих избирателей не делать этого, чтобы потом, на основе этих доказательств, кто-нибудь не попытался опротестовать результаты голосования в судебной инстанции. Действительно ли можно опротестовать итоги выборов на основе таких доказательств?

Игор Боцан: «Думаю, что после того, как молдавское правосудие заслужило себе ту славу, которую она сегодня имеет, может произойти все, что угодно. Поэтому лучше, чтобы подобные случаи пресекались».

Свободная Европа: В начале передачи я упоминал Караджале. Теперь я снова вернусь к его великому наблюдению: «Жарко, очень жарко». В переносном смысле мы все это чувствуем. Насколько понимаю, виртуальное пространство не только не урегулировано на законодательном уровне, но и уязвимо перед лицом различных нарушений. То есть, здравый смысл виден там лучше, чем где бы то ни было. Без всякой связи или, может, в связи с этим, приглашаю вас заглянуть на электронную страничку «Свободной Европы», где мы наблюдаем за выборами «step by step», как говорят англичане. Кстати, Юлиан Чокан ведет там блог, посвященный выборам, и публикует в нем все, что кажется ему интересным. Господин Боцан, говоря о проделках, которые можно встретить в интернете, почему все-таки – как в том анекдоте: они плакали, но продолжали есть кактус – почему люди продолжают нарушать правила и в реальности, и в виртуальном пространстве?

Игор Боцан: «Во-первых, в виртуальном пространстве правила не нарушаются».

Свободная Европа: Но правила здравого смысла нарушаются. Все знают, что не красиво призывать людей голосовать за себя в день выборов.

Игор Боцан: «Я участвовал в дискуссии, организованной Центральной Избирательной Комиссией в 2001 году перед парламентскими выборами. Тогда на обсуждение был вынесен вопрос о регламентации пропаганды и агитации в интернете. Мы пришли к выводу, что делать этого не нужно, так как на тот момент доступ к интернету в Молдове не был таким, как сейчас. Были приведены следующие аргументы: через телевидение и радио информационный поток доходит до избирателей напрямую, а в интернете они должны прилагать усилия для того, чтобы находить сайты, в которых представлен тот или иной кандидат. Поэтому интернет считается пассивным, а…»

Свободная Европа: Понятно, но все это чистая теория, потому что сегодня фейсбук доносит до избирателей информацию точно так же, как и телевизор. Но почему политики нарушают писанные правила, если ясно прописано, что, к примеру, не должно быть скрытого финансирования, которое у них все-таки есть. Но они все-таки организуют концерты и тратят горы денег, хотя всем понятно, что… «нельзя, но можно».

Игор Боцан: «Это так. Политики, которые это делают, знают, что молдавское правосудие находится в их в руках. Поэтому только они это себе и позволяют, а конкуренты по избирательной кампании, которые не контролируют правосудие и не находятся во власти, не могут себе такое позволить. Так это можно объяснить здесь, в Молдове. Точно также, в Библии мы читаем, что один из главных грехов – скупость и кража, но в Молдове есть политики, которые крадут… огромные суммы».

Свободная Европа: По крайней мере, можно пойти в церковь, исповедаться, очиститься от грехов, хотя бы до появления контраргументов. Мы видели целый ряд мотивационных презентаций, сделанных «Promo-LEX», видели Петру Хадыркэ в роли примара, неисправимого демагога, но видели и реальных кандидатов, которые появлялись перед избирателями и обращалмсь к ним со своими призывами. Если составить своеобразный фоторобот, какой примар сегодня в моде и пользуется спросом? Тот, который говорит: я достану денег, которые мне может дать партия, потому что я нахожу общий язык с лидером партии? Или тот, который говорит: я смогу мобилизовать вас, потому что, когда я иду по своей улице и вижу, что трава не кошена, а люди ждут нового примара, который навел бы им порядок..? Не знаю, сможет ли новый примар что-то сделать, если сами люди не могут подмести за собой. Или тот, который говорит: я наведу порядок на свои деньги? Какого примара ждут люди? Какой примар добьется сегодня успеха?

Игор Боцан: «Я считаю, что нет единой модели примара для всех сегментов населения Молдовы. Однако сегодня некоторой популярностью пользуется примар, выступающий против системы. То, что мы наблюдаем в Бельцах, является тому подтверждением. Один из таких кандидатов говорит: если я стану примаром, я вас всех осчастливлю…»

Свободная Европа: Такой своеобразный Робин Гуд.

Игор Боцан: «Да, это своего рода Робин Гуд».

Свободная Европа: Или Андрей Попа.

Игор Боцан: «Да, Андрей Попа. Но радиослушатели должны вспомнить, что 5 апреля 2011 года была принята Стратегия децентрализации Республики Молдова, которая с успехом была провалена властями. Однако, несмотря на это, в этот же период был принят Закон о местном финансировании, который вступил в силу только в этом году. Пока что, можно сказать, в этом смысле примары и примэрии будут финансироваться без всякого влияния со стороны политического фактора. Однако политический фактор будет продолжать проявлять себя через дорожный и экологический фонды, имеющие большое значение для населенных пунктов».

Свободная Европа: То есть примар - Родин Гуд или Андрей Попа – не сможет разорвать пуповину, преодолеть свою зависимость от партии и Парламента?

Игор Боцан: «Конечно же, нет. В какой-то степени, да. Однако самая большая проблема – и это обещают примары, которые говорят, что найдут инвесторов – заключается в том, после последних скандалов молдавская бизнес среда лежит на лопатках. Я не видел, чтобы инвесторы спешили, торопились в Молдову. Думаю, что примары, которые сегодня берут на себя роль Андрея Попы, позже должны будут платить по счетам».

Свободная Европа: Допустим, это возможно в Бельцах, в Кагуле или в Чимишлии, где есть промышленные предприятия. Но что делать примару, который не может даже собрать налоги, чтобы выплачивать зарплаты работникам примэрии?

Игор Боцан: «Эти будут жить на основе Закона о местном финансировании, который, согласно математической формуле, учитывает некоторые показали, в том числе, количество жителей населенного пункта. Это уже что-то. А что касается инвестиций, то положение здесь критическое. Тем более что, как я уже говорил, кризис, через который проходит Молдова, настолько глубок, что примары, которые делают сегодня обещания, оторванные от реальности, будут платить по счетам».

Свободная Европа: Вопрос на миллион: почему Вы не хотите стать примаром?

Игор Боцан: «Потому что я никогда об этом не думал. Мне кажется, я не подхожу на должность примара или на любую другую публичную должность».

Свободная Европа: Да, но люди посчитали Вас достойным президентского кресла.

Игор Боцан: «Люди могут многое считать, но у меня много других хобби и я думаю, что смогу реализовать себя…»

XS
SM
MD
LG