Linkuri accesibilitate

Кончита, Путин и причуды пропаганды


Французский журналист задает вопрос Кончите Вурст
Французский журналист задает вопрос Кончите Вурст

В Вене корреспондент Радио Свобода своими глазами увидела, как делается пропаганда

Корреспондент Радио Своода, аккредитованный на конкурсе "Евровидение-2015" в Вене, неожиданно оказался свидетелем подготовки пропагандистского сюжета для федеральных российских каналов.

В Вене в один день случились два события. Одно – на проходящем в городе "Евровидении". Это была пресс-конференция певицы Кончиты Вурст, знаменитой "бородатой женщины", благодаря победе которой на прошлом конкурсе Вена, собственно, сегодня "Евровидение" и принимает. На эту пресс-конференцию собралась уйма народа. Сотни журналистов. Все, кто освещает "Евровидение". Потому что где же им еще собираться, как не на пресс-конференции Кончиты Вурст, "звезды" номер один, изображение которой сопровождает вас на каждом углу: Кончита в аэропорту, Кончита в трамвае, Кончита на чашках, майках, дисках, билетах и пр. И вот собираются эти толпы в огромном зале для пресс-конференций и начинают прыгать друг у друга на голове, чтобы суметь снять Кончиту, царственно выплывающую на сцену. А она хороша! Она мне напомнила Ирину Понаровскую на ее первом выступлении в Сопоте – тот же разрез на платье почти до пупка, когда непонятно, как оно вообще лепится к груди. Говорит кокетливо, женским голосом, старается шутить. И вот с места поднимается французский журналист и спрашивает: "Кончита! Вы все время говорите о своем желании встретиться с Владимиром Путиным. Вы не передумали?" – "Нет! – пламенно говорит Кончита. – Я бы мечтала провести с ним неделю, чтобы понять, каково это – быть президентом?"

Кончита на своей пресс-конференции. Позирует с удовольствием!
Кончита на своей пресс-конференции. Позирует с удовольствием!

И вот казалось бы. Русская пресса должна была бы за все это уцепиться. Звезда "Евровидения" говорит о президенте РФ! Про Обаму не говорит, а про Путина – не унимаясь. Но она не уцепилась. Может, как раз потому, что Кончита не просто хочет встретиться с Путиным, а хочет еще и продлить это удовольствие на целую неделю. Наверное, эта подробность кому-то кажется слишком пикантной. Про пресс-конференцию Кончиты молчит даже Первый канал, который в этом году показывает конкурс и все, что с ним связано. Первый в своих новостных репортажах с "Евровидения" Кончиту Вурст вообще виртуозно обходит, что на самом деле не так просто сделать, учитывая, что Кончитой тут пропитан весь воздух.

Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:05:45 0:00
Link direct

Впрочем, сам по себе факт игнорирования российским государственным ТВ пресс-конференции Кончиты, которую показали все европейские СМИ, не имел бы никакого значения, если бы в тот же день в ту же Вену Первый канал не прислал свою съемочную группу освещать другое событие, на которое, наоборот, не явились никакие другие СМИ, кроме российских.

Это была совершенно загадочная история. В роскошном венском отеле "Империал", аренда в котором стоит бешеных денег, собралась никому до сих пор не известная организация "Журналисты за мир". Лично я узнала об этом мероприятии совершенно случайно. Я пришла в этот отель и увидела стойку регистрации, в которой лежала гигантская пачка пластиковых аккредитаций с названием "Пресса" и такая же пачка с названием "Гость". Мне стало очень жалко пластика и картонок, затраченных на весь этот реквизит: там почти никого не было, в зале сидело всего 16 человек. За столом президиума еще четверо. Еще там работали три камеры. Все они были российскими: Первый канал, канал "Россия" и "5 канал Петербург". Самое поразительное, что съемочные группы были специально переброшены в Вену из других европейских стран, где они базируются, ни у кого из этих каналов корпункта собственно в Вене нет.

Так вот. Уже в самом отеле выяснилось, что никакой программы у этого мероприятия не существует. По разговорам, там должны были давать какую-то журналистскую премию. Но что за премию, никто не знал. Не было ни списка награждаемых, ни списка участников конференции. Было полное впечатление, что эта организация не хочет оставлять никаких следов. Впрочем, я очень быстро сообразила, почему здесь присутствуют только российские каналы. Я обнаружила там организатора мероприятия по имени Лана Андреева. Лана сообщила, что вся эта организация – "Журналисты за мир" – произросла из выставок о военных преступлениях, которые возит по некоторым столицам мира некая группа энтузиастов. Лана, правда, рассказала только об одной выставке, которая касается преступлений украинской военщины в Донбассе. Это страшные фотографии разрушенных городов, макеты в натуральную величину разбомбленных квартир и пр. и еще "гири на цепи, с которой "Правый сектор" пробивался к власти в Киеве" (это я уже, забегая немного вперед, цитирую сюжет про все это дело канала "Россия"). Лана сказала, что когда для этой выставки подыскивали помещение в Москве, вспомнили, что на ВДНХ много лет в некотором запустении простаивает именно что павильон "Украина". И эта выставка специально, как по заказу, вписалась в конструкцию этого павильона. Ну, а дальше, мол, вокруг выставок случилась организация "Журналисты за мир".

Конференция в Вене, про которую сайт Первого канала сообщает, что на нее "собрались журналисты из десятков стран мира"
Конференция в Вене, про которую сайт Первого канала сообщает, что на нее "собрались журналисты из десятков стран мира"

А потом я увидела Авигдора Эскина, которого в титрах подписывают, что он из Израиля, хотя на самом деле его надо подписывать, что он из "Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым". Его очень любят звать в российские ток-шоу на темы Украины. Авигдор сидел в президиуме этой конференции. Формально он не был там главным. Формально главным там был немец по имени Андреас Вебер, который открыл мероприятие нейтральными словами про то, что нужно "объединить журналистов, чтобы они высказывали свои мнения без участия властей". Следующим выступил парень-репортер, который показал свой фоторепортаж из Ирака. Как потом выяснилось, эта его поездка в Ирак никакого отношения к организации "Журналисты за мир" не имела. И только потом настала очередь Авигдора Эскина. Он, как и все они, выступал по-английски. Он стал задавать горестные риторические вопросы.

– Как же могло такое случиться, что российская телекомпания Russia Today более объективна, чем американская СNN?! В чем дело? Почему мы вообще больше объективности во всем, что касается Украины, находим в российской прессе, а не в свободной американской? Как получилось, что нацистская идеология стала официальной идеологией Украины, а западная пресса об этом даже не сообщила?!

Было не слишком понятно, кому он задает эти вопросы, потому что никакой западной прессы в зале не было. На это мероприятие не получила приглашение даже единственная журналистка украинского СМИ, постоянно работающая в Вене. Было понятно, что все эти иностранцы, окружающие Эскина, Лану Андрееву, а еще некоего Станислава Бышока (там был еще этот мало кому известный политолог из "международной" организации по наблюдению за выборами опять-таки с московским базированием. Я также увидела про него в интернете, что он соавтор книги "Неонацисты и Майдан", то есть с Авигдором Эскиным они составляли вполне гармоничную пару), так вот все эти иностранцы, вся эта организация "Журналисты за мир", все эти гранты и премии, которые она собирается раздавать и уже раздает журналистам, работающим в горячих точках, – это все прикрытие, это занавесочка, это декорация для создания очередного пропагандистского сюжета на федеральном российском канале. И эти сюжеты не заставили себя ждать!

Центром сюжета на Первом канале, конечно, был Авигдор Эскин, который теперь уже на чистом русском языке докладывал, что "люди на Западе сегодня понятия не имеют о том, что на протяжении месяцев население Донбасса подвергалось прямому артиллерийскому обстрелу со стороны украинских частей. Просто расстреливали мирные кварталы". Однако же на Первом хотя бы дали высказаться и немцу-председателю этой организации, с его мало что значащими с точки зрения пропаганды словами про "необходимость свободного обмена мнениями". А вот канал "Россия" разошелся не на шутку!

– В Вене назависимая ассоциация "Журналисты за мир" вручила свои награды тем, кто не боится рассказывать о закулисье большой политики Запада! Их публикаций официальный Брюссель предпочитает не замечать! Тема их публикаций – это преступления Киева на Донбассе и кровь на Майдане! – страстно говорила ведущая Мария Ситтель.

Я очень смеялась, когда это услышала, хотя слова "кровь и Майдан" никаких веселых ассоциаций, конечно, вызывать не должны. Дело в том, что журналисты федеральных каналов, как я уже говорила, понятия не имеют, кому эта ассоциация в итоге вручила свои премии. Таковое вручение состоялось уже вечером, когда федеральные камеры из отеля "Империал" давным-давно уехали. Более того, мне только окольными путями удалось узнать, что все эти премии получили журналисты из пяти стран, типа Кении и Македонии, за свои публикации, не имеющие никакого отношения к Украине. Поэтому понятно, почему в подводке к сюжету о премиях говорилось, а в самом сюжете о них не было сказано ни слова. Зато в сюжете говорилось… об убийстве Олеся Бузины! По смыслу сюжета выходило так, будто вся эта конференция собиралась для того, чтобы заставить мир раскрыть глаза на это убийство.

Сначала корреспондент дал микрофон американскому политику правого толка Джеймсу Джорджу Джатрасу, которого могут знать зрители канала Russia Today, где любят его приглашать. Джеймс заявил, что "об Украине вообще пишут мало, а про убийства людей при очень странных обстоятельствах еще меньше. Есть и такие комментарии, – завершил Джордж, – что за этими убийствами стоят русские, чтобы подставить Порошенко. Это все нездоровая ситуация".

– Джеймс Джатрас прежде всего имеет в виду убийство Олеся Бузины! – подхватила его мысль корреспондент канала, хотя если он имел в виду именно это, почему он сам не назвал его фамилию? Но у корреспондента определено была наводка именно на Бузину:

– Его расстрел очень сложно повесить на Россию, поэтому его не замечают на Западе! – пояснила корреспондент и предложила высказаться на эту тему двум гостям конференции, которые это убийство замечают наверняка и за которых ничего не пришлось придумывать. Ими, конечно же, оказались все тот же Авигдор Эскин и Станислав Бышок. Эскин еще добавил, что на Украине не только убивают таких, как Бузина, а что там еще и "пытки чудовищны и брутальны и точности соответствуют той идеологии, которая была принята Украиной".

Я пока слушала их всех, все время думала: а вот иностранцы, которых как ширму призвали обставлять всю эту "международную организацию", – они вообще знают, как именно их использовали? Они в курсе, что вся их организация, вся конференция и все их премии в представлении, устроенном для российской аудитории, были посвящены зверствам Украины в Донбассе и убийству украинского журналиста Олеся Бузины, который этим зверствам пытался противостоять? Или они знают про это, но закрывают глаза, потому что финансирование из "анонимных источников" (так в кулуарах пояснил происхождение денег один из организаторов), оно все ж таки ценнее?

В сумме: крошечная конференция крошечной и нигде пока не зарегистрированной организации получает многомиллионный эфир на двух многомиллионных федеральных каналах, не считая дорогущего отеля в Вене и недешевых командировок сюда же трех съемочных групп федеральных каналов. Хорошо, что про эту историю не знает Кончита Вурст. Она бы обиделась.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG