Linkuri accesibilitate

Реинтеграция Молдовы – теоретический приоритет правительства


Теория и практика приднестровского урегулирования по версии нового молдавского правительства

Новый кабинет министров Республики Молдова во главе с Кириллом Габуричем уверяет, что в вопросах внешней политики не намерен сильно отклоняться от курса прежнего правительства, которое возглавлял Юрие Лянкэ. Какой стратегии сейчас придерживается официальный Кишинев в отношении Тирасполя – ответ на этот вопрос попыталась найти Лина Грыу, анализируя заявления представителей новой молдавской власти и нынешний этап отношений.

Несмотря на то, что на декларативном уровне реинтеграция страны и урегулирование приднестровской проблемы в Кишиневе называют приоритетом, этот вопрос представляется не столь важным при более внимательном рассмотрении конкретных действий, предпринятых в этом направлении.

Переговоры в официальном формате 5+2 практически заблокированы – последние два раунда состоялись в первой половине прошлого года. Более активно проявили себя эксперты рабочих групп, которые провели 25 встреч. Политические представители сторон, то есть бывший вице-премьер Евгений Карпов и руководитель приднестровской делегации Нина Штански, встретились 11 раз.

С финансовой точки зрения реинтеграция и сближение двух берегов Днестра представляются, скорее, приоритетом европейских партнеров Молдовы. И если официальный Кишинев в прошлом году выделил на реинтеграцию лишь 10 миллионов леев, или около 800 тысяч долларов, Евросоюз завершил трехлетнюю программу поддержки мер по укреплению доверия между двумя берегами Днестра общим бюджетом в 12 миллионов евро и в этом году планирует продлить программу и довести финансирование до 16 миллионов евро.

Программа правления нового кабинета министров включает отдельную главу, посвященную приднестровской проблематике – Реинтеграция страны и укрепление государственности. Приоритеты в этом направлении практически один в один повторяют те, что были сформулированы прежним правительством. В документе особо подчеркивается необходимость диалога с внешними партнерами в целях поддержки процесса урегулирования в формате 5+2 и выработки особого статуса Приднестровья; повышения роли ЕС и США в приднестровском урегулировании; более тесного взаимодействия с Евросоюзом и Украиной в целях укрепления молдавско-украинской границы и продления мандата миссии EUBAM.

Правительство также обещает добиваться демилитаризации региона и безоговорочного вывода российских войск и боеприпасов из Приднестровья и продолжать усилия по трансформации миротворческой операции на Днестре в гражданскую миссию под международным мандатом.

Кроме того, кабинет министров намерен разработать механизмы применения в Приднестровье Зоны свободной торговли с ЕС и развивать взаимодействие между бизнесом двух берегов Днестра.

Но, несмотря на то, что реинтеграция страны значится третьим пунктом в списке приоритетов программы правления, тем не менее, при утверждении правительства в парламенте приднестровского вопроса практически не касались. Эксперт института „Politicon” Ион Тэбырцэ считает, что это свидетельствует о декларативном характере заявлений о необходимости урегулирования приднестровского конфликта.

Ион Тэбырцэ: „В парламенте приднестровский вопрос практически не упоминался, и это наводит на определенные мысли и не внушает особого оптимизма в отношении урегулирования этой проблемы. Как мы хотим решить конфликт, если этот вопрос не является первостепенным и всегда в списке приоритетов значится где-то в самом конце?”

Партнеры Республики Молдова по развитию недавно обратили внимание официального Кишинева на то, что единая Молдова с особым статусом для Приднестровья должна стать национальным приоритетом и что в этом году следует приложить максимум усилий для возобновления переговоров в формате 5+2 и для присоединения Приднестровья к Соглашению о свободной торговле с Европейским Союзом. Европейские партнеры рекомендуют „говорить во весь голос о том, что реинтеграция Республики Молдова является высшим национальным приоритетом” и разработать в течение года четкую концепцию будущего статуса Приднестровья с ясными предложениями по компетенциям, делегируемым региону, а также выработать план мер по реинтеграции страны.

С точки зрения директора Ассоциации за активную демократию (ADEPT) Игоря Боцана, Кишинев не в состоянии решить приднестровский вопрос в краткосрочной перспективе, и это понимают и партнеры по развитию.

Игорь Боцан: „То, что указываются сроки, например, пять лет, свидетельствует о том, что партнеры понимают, что у Республики Молдова нет ресурсов для того, чтобы попытаться ускорить это решение. А за эти пять лет, возможно, те крупные игроки, которые сегодня находятся, скажем так, в состоянии геополитической полемики, смогут прийти к общему знаменателю, а у Республики Молдова к моменту нахождения этого общего знаменателя должен быть четкий взгляд на то, что будет с Приднестровьем, как вернуть приднестровскую проблематику в русло будущей договоренности между крупными игроками. Потому что все понимают: ситуация не может оставаться такой, какой она сложилась к этому моменту, после аннексии Крыма, после войны на востоке Украины”.

Беспрецедентный экономический кризис в Приднестровье, говорит Игорь Боцан, может дать официальному Кишиневу повод продемонстрировать свою поддержку жителям левобережья Днестра. Но беда в том, что и правый берег переживает далеко на самые лучшие времена; кроме того, сами молдавские власти не готовы к такой постановке вопроса, а тираспольская администрация вряд ли пойдет на какие-либо политические уступки.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG