Linkuri accesibilitate

К 100-летию Геноцида армян. Часть 3.


К лету 1915 года реализация программы уничтожения армянского народа достигла наивысшего размаха, и к осени младотурки принялись подводить «предварительные итоги» и проверять, где еще «работа» не закончена. 9 сентября 1915 года Талаат-паша направил телеграмму в префектуру Алеппо. В тексте, в частности, говорилось: «Право армян жить и работать в Турции полностью ликвидировано. Правительство, которое в этом отношении берет на себя всякую ответственность, приказало не оставлять в колыбели ни одного ребенка. … Пусть без всяких оснований будут высланы женщины и дети, кто бы они ни были, даже те, которые не могут идти. И не давайте населению никакого повода защищаться. … Военное министерство известило командование войск, что этапные коменданты не должны вмешиваться в отправку выселенных лиц. Сообщите чиновникам, взявшимся за достижение указанной цели, что они должны действовать без страха перед ответственностью. Я прошу сообщать мне каждую неделю в шифрованных донесениях о результатах их деятельности». (Германские источники о геноциде армян: Период первой мировой войны: Сб. док. и мат. в 2 томах – Ереван, издательство «Айастан», 1991 Т. 1. – с. 16).

«По приказу Джемиета (комитета младотурок) правительство решило полностью уничтожить всех армян, проживающих в Турции... Невзирая на женщин, детей и больных, какими бы трагичными ни были методы уничтожения, не принимая во внимание чувства совести, положите конец их существованию. … Уничтожайте тайными средствами любого армянина восточных провинций, которого вы найдете в вашей области», - говорилось в другой телеграмме Талаата («Германские источники…», с. 16-17). Обратите внимание на беспримерный цинизм главного палача армян: он умудряется будничным тоном отдавать приказы на уничтожение целого народа, но сентиментально приписывает, «какими бы трагичными ни были методы…».

Следует отметить, что после уничтожения армянских воинов, числившихся в рядах Османской армии, младотурки приступили к ликвидации армянской элиты империи. То есть сначала армян разоружили, а потом лишили головы, души и сердца… «В июне все армяне, занимавшие какие-либо административные посты в государстве, были смещены со своих должностей и арестованы. Армяне-врачи, с начала войны исполнявшие свои обязанности в турецких военных госпиталях, были заключены в тюрьмы. Были произведены аресты и среди представителей армянской интеллигенции: депутатов, публицистов, писателей, поэтов, юристов, адвокатов, нотариусов, коммерсантов, банкиров и других, причем производились они без соблюдения элементарных судебных формальностей. … Турецкие власти хотели обезглавить армянский народ, прежде чем приступить к его ликвидации», - пишут немецкие авторы. («Германские источники…», с. 18)

Тогдашний посол США в Османской империи Генри Моргентау сообщал, что младотурки предпочитали вершить свои злодеяния подальше от «лишних» свидетелей, а потому не убивали армян сразу. Османское правительство решило выслать христианский народ с родной земли и погнать его на верную смерть в пустыни Сирии и Месопотамии. «Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно являлось лишь новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целому народу; они это прекрасно понимали и в разговорах со мной не делали особых попыток скрыть этот факт. Высылка происходила в течение всей весны и лета 1915 года», - писал дипломат. (Генри Моргентау. Трагедия армянского народа. История посла Моргентау – Москва, «Центрполиграф», 2010 – с. 203).

А дальше… Дальше не имеет смысла что-либо комментировать, потому что воспоминания свидетелей тех событий не нуждаются в дополнительных пояснениях. Я приведу отрывки из разных источников:

В городах молодых женщин и детей продавали туркам, в ряде случаев детей, мальчиков и девочек, продавали в непотребные дома. В Трапезунде (сегодня Трабзон) около 10 тысяч человек были посажены на баржи и утоплены в море. Были случаи, когда в Евфрат бросали женщин с младенцами. В Трапезунде детей связывали веревками и бросали в море. В провинции Трапезунд выселению подверглись около 30000 человек. («Германские источники…», с. 20)

…Турки связывали вместе мужчин, стреляли в них дробью и уходили, смеясь, в то время как их жертвы медленно умирали в ужасных конвульсиях. Других мужчин, связав им руки за спиной, скатывали по крутому откосу; внизу стояли турецкие женщины (!!! – Э.В.), которые добивали скатывавшихся ножами. Наиболее красивых женщин и девушек распределяли по гаремам, а многих детей с согласия или без согласия родителей забирали себе турецкие семьи. По пустынным горным долинам Анатолии, под палящим зноем жандармы ударами палок и плетей гнали толпы голодных, изнывающих от жары и жажды, босоногих, плачущих женщин и детей. Тех, кто падал, закалывали. Караван депортированных превратился в шествие смертников. К месту назначения дошло менее четверти депортированных. (Там же).

В различных провинциях были зверски умерщвлены тысячи армян: мужчин, женщин, стариков и детей. Их убивали топором или душили. Беременных женщин избивали прикладами винтовок до тех пор, пока они не умирали. Молодых девушек дарили паше в качестве наложниц или же предлагали немецким офицерам... Тысячи трупов армян, жертв избиений можно было видеть в Евфрате. Неисчислимые массы армян были угнаны в безлюдные местности: мужчин гнали в одном направлении, женщин – в другом, без пищи. Молодых супругов разлучали, а затем женщин насиловали на глазах их мужей, после чего последних убивали на глазах обесчещенных женщин. (С. 21).

В Гастеване и Салмазе только из колодцев было извлечено 850 обезглавленных трупов. Почему? Главнокомандующий турецких отрядов за каждую христианскую голову платил определенную сумму. Колодцы были залиты христианской кровью. Только из одного Гастевана в Саучбулак было отправлено на поругание около 500 женщин и девушек... Женщины, видя, как при свете белого дня бандиты насилуют их сестер, сотнями бросались в глубокую реку. (С. 22).

Армяне умирали сотнями от голода и жажды. Даже когда они подходили к рекам, жандармы не разрешали им пить, чтобы помучить их. Горячие солнечные лучи пустыни обжигали их полуобнаженные тела, а их босые ноги так болели от горячего песка пустыни, что тысячи людей падали и умирали на месте или были убиваемы там, где падали. Таким образом, через несколько дней то, что было процессией нормальных человеческих существ, превратилось в бредущие толпы покрытых пылью скелетов, жадно ищущих пищу, съедающих любые отбросы, которые попадались

им по пути, сошедших с ума от тех ужасов, которыми был полон каждый час их существования, страдающих всеми болезнями, какими сопровождаются подобные трудности и лишения, но все еще подгоняемых плетками, прикладами и штыками своих мучителей. (Моргентау, с. 207).

Я мог бы продолжать цитирование этих источников со всеми ужасающими подробностями, но, признаться, это выше моих сил, да и читатели вряд ли выдержат… Вот и Генри Моргентау воздержался от полного описания кошмаров: «Этот несчастный, обреченный народ ежедневно испытывал на себе все преступления, какие только может изобрести извращенный инстинкт человеческого ума, и все утонченные пытки и мучения, какие только может себе представить самое богатое воображение». (с. 209).

Для завершения этой части публикации приведу еще одну цитату американского посла: «В течение всех шести месяцев – с апреля до октября 1915 года, – наиболее удобных для передвижения, все дороги Малой Азии фактически были заполнены этими ужасными толпами изгнанных. Их можно было видеть в долинах, в горах, шагающими неведомо куда, понимающими только, что любая дорога ведет их к смерти. … Насколько нам удалось установить, за шесть месяцев в это ужасное путешествие в Сирийскую пустыню отправилось около 1,2 миллиона человек». (с. 206).

Апогей геноцидальной программы турецкого государства пришелся на весну – осень 2015 года, но, как показали, дальнейшие события, это был далеко не конец мучениям армянского народа, который подвергался уничтожению на земле предков.

Продолжение следует…

Часть 1

Часть 2

XS
SM
MD
LG