Linkuri accesibilitate

Россия отказывается выполнять решение ЕСПЧ, два года назад признавшего ее виновной в нарушении права на образование в Приднестровье


Румынский лицей Александру чел Бун из Бендеры
Румынский лицей Александру чел Бун из Бендеры

Между тем, даже с натяжкой нельзя сказать, что ситуация этих школ изменилась к лучшему.

В этом месяце исполняется два года с того момента, как Россия должна была, во исполнении решения Европейского суда по правам человека, выплатить более миллиона евро в качестве компенсации по коллективному иску 170 граждан Республики Молдова, проживающих в Приднестровье, которые, по их мнению, лишены возможности обучаться на родном языке с помощью латинского алфавита. Однако это решение Россия выполнять отказывается. Позицию Москвы в этом вопросе озвучил в июне прошлого года уполномоченный Российской Федерации при ЕСПЧ Георгий Матюшкин, который заявил, что в этом случае Европейский суд проявили "дискриминационный подход к России". Рассказывает Диана Рэйляну:

В октябре 2012 года ЕСПЧ констатировал факт нарушения права на образование в приднестровских школах с преподаванием на румынском языке. Ответственность за действия приднестровских властей по языковым ограничениям Суд возложил на Российскую Федерацию, мотивируя тем, что Москва поддерживает тираспольский режим и ничего не предприняла для того, чтобы не допустить закрытия школ в 2004 году. ЕСПЧ обязал Россию выплатить компенсации по коллективному иску 170 учащихся, родителей и педагогов, большинство из Рыбницы, Тигине и Григориополе. Россия это решение оспорила и, несмотря на то, что срок исполнения вердикта истек еще два года назад, отказывается выполнять решение Европейского суда, констатирует адвокат по этому иску Ион Маноле:

„Мы были готовы к этому. Учитывая, что Российская Федерация с самого начала наотрез отрицала и в Суде, и перед мировой общественностью свою ответственность в этом вопросе, думаю, наивно полагать и надеяться, что это решение будет выполнено в обозримом будущем.”

Ион Маноле
Ион Маноле

Свободная Европа: Какие рычаги существуют на международном уровне для того, чтобы вынудить то или иное государство выполнять решения ЕСПЧ?

Ион Маноле: „Комитет министров располагает достаточными рычагами для того, чтобы обсудить вопрос и потребовать выполнения решения, но в условиях, когда Российская Федерация становится, скажем так, все более враждебной диалогу на международном уровне, не думаю, что можно ожидать выполнения этого решения незамедлительно или в ближайшем будущем.”

Ситуация восьми школ с преподаванием на румынском языке обострилась в 2004 году, когда приднестровская администрация попыталась их закрыть, вынуждая сменить статус. В 2012 году Европейский суд признал, в частности, нарушение права на образование учащихся этих школ. Один из истцов, директор Григориопольского лицея Элеонора Черкавски говорит, что сегодня даже с натяжкой нельзя сказать, что ситуация этих школ изменилась к лучшему:

Элеонора Черкавски
Элеонора Черкавски

„К сожалению, никаких улучшений мы не чувствуем, напротив, нас все больше беспокоит то, что происходит вокруг. Ведь, в конце концов, главное не деньги, то есть та компенсация по нашему иску, хотя и этот момент нельзя игнорировать, потому что за эти годы пострадало много народу – родители, учащиеся, педагоги, и их страдания следует возместить. С точки зрения безопасности мы долгие годы живем под постоянной угрозой и в страхе.”

Глава бюро по реинтеграции Молдовы Георге Балан говорит, что проблема левобережных школ с преподаванием на латинской графике „заглавная” на переговорах с приднестровской стороной. Тот факт, что после решения ЕСПЧ этот вопрос обсуждается на международном уровне, вынудил администрацию левобережья Днестра занять более снисходительную позицию в отношении этих школ:

„В этом случае мы заметили, что представители приднестровского региона отошли немного от своей жесткой линии и сменили ее на более мягкую; соответственно, школы могли начать учебный год и продолжают работать. Были продлены арендные договора, которые раньше представители Тирасполя подписывать отказывались. Думаю, если бы Россия платила, ей пришлось бы платить больше компенсаций и по другим искам, это стало бы прецедентом. Они сейчас анализируют свою позицию и пересматривают свои отношения, в том числе с Советом Европы, с другими международными партнерами, с Европейским судом, в частности.”

В истории Европейского суда по правам человека случаи, когда признанная виновной страна намеренно затягивает с выплатой компенсаций, крайне редки, говорит исполнительный директор Центра юридических ресурсов Владислав Грибинча. Но, добавляет эксперт в юриспруденции ЕСПЧ, никогда такого не было, чтобы государство, признанное Европейским судом виновным, не выполнило его решение рано или поздно:

Владислав Грибинча
Владислав Грибинча

„Европейский суд, в частности, и Совет Европы в целом оказались в кризисной ситуации, которая выражается в глубоком бойкоте со стороны Российской Федерации. Дело „Катан и другие” представляет собой классический пример жесткой конфронтации между Российской Федерацией и Советом Европы. Я лично убежден, что или компенсации будут выплачены, в конечном итоге, или Российская Федерация покинет Совет Европы.”

В эти дни в Страсбурге проходит зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. В среду ПАСЕ вновь лишила российскую делегацию основных полномочий - права голосовать и участвовать в работе некоторых руководящих органов ассамблеи. Это решение действует до апрельской сессии. Но россияне уже заявили, что уходят из ПАСЕ до конца 2015 года. Напомним, в апреле прошлого года ПАСЕ ограничила полномочия Россия до конца 2014 года. Перед Россией был поставлен ряд условий, в числе которых и выполнение решения ЕСПЧ по левобережным школам Молдовы.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG