Linkuri accesibilitate

Сорин Ионицэ: „России, при немалых затратах, не удалось выиграть выборы в Молдове”


Политолог из Бухареста делится с Валентиной Урсу своим взглядом на парламентские выборы в Республике Молдова

Свободная Европа: Кто победил на парламентских выборах в Республике Молдова?

Сорин Ионицэ: Судя по картине, которые вырисовывается в настоящий момент – и надеюсь, что переговоры не преподнесут никаких сюрпризов – победила проевропейская коалиция. Если свести воедино всех игроков, то по сравнению с 2009 годом ситуация в процентном отношении не сильно изменились. Разумеется, за это время между ними происходили расколы, но вектор остался, в принципе, тот же. Одним словом, впечатляет стабильность молдавского электората, если можно так выразиться, несмотря на то, что после 2009 года и по сей день многое изменилось.

Свободная Европа: Значит ли это, что Российская Федерация потеряла Республику Молдова?

Сорин Ионицэ: Я потому и сказал, что надо посмотреть, как будет сыграна следующая партия – переговоры по созданию коалиции, надеюсь, там никаких особых сюрпризов не произойдет, хотя в принципе не исключено, что народ выбирает одно, а переговоры в парламенте выльются во что-то другое. Думаю, формирование правительства будет нелегким, Демократическая партия жестко разыграет свою карту и не уступит силовые структуры – это, как я понимаю, их приоритет – чтобы, в конечном итоге, обезопасить себя от правосудия. Это серьезная проблема на европейском пути Молдовы, но эта отдельный разговор. Главное сейчас прояснить вопрос о том, что европейский вектор остается, а те или иные проблемы решать будем, как говорится, по мере их поступления. На первом этапе России не удалось выиграть выборы в Молдове, несмотря на очевидные и серьезные инвестиции.

Свободная Европа: Важно, кто возглавит правительство? Легко ли будет в рамках новой коалиции договориться по кандидатуре премьер-министра?

Сорин Ионицэ: Коалиция, по всем признакам, прежняя. Главные политические игроки остались те же, преемственность здесь завидная. И поскольку на протяжении пяти лет они все наскакивали друг на друга и обливали друг друга грязью, маловероятно, что сейчас все пойдет абсолютно по-другому. Но такова демократия, многопартийность присутствует и в западных странах, свергаются правительства, по полтора года уходит после выборов на формирование нового кабинета, например, в Голландии, Бельгии. Такова реальность, надо привыкать. Вопрос в другом: здесь, в нашем регионе, есть более неотложные и более серьезные проблемы, которые нужно решать в срочном порядке, и без правительства никак нельзя. Бельгия может обойтись и без правительства. Это совсем другой уровень. Органы публичного управления справятся. У нас – нет, в этой части света. Ни в Румынии, ни в Венгрии, ни в Молдове без правительства не пойдет. Значит, нужно придерживаться правильного направления.

Свободная Европа: Что должна сделать власть, чтобы вернуть доверие граждан?

Сорин Ионицэ
Сорин Ионицэ

Сорин Ионицэ: Прежде всего, проявить последовательность и убедить в своей способности и готовности погасить все долги по разделу реформ.

Свободная Европа: Какие именно долги?

Сорин Ионицэ: Их достаточно много – это все, что не было сделано за последние пять лет. И я бы понял, если молдавские избиратели, разочарованные своим руководством, наказали бы всех повально. Потому что правящая коалиция получила очень мощный мандат в 2009 году, она пришла к власти на волне небывалого народного энтузиазма – и она разочаровала этот народ. Правда, все прошли через это, в истории каждой страны Восточной Европы был этап, когда большие надежды обратились в прах. У остальных вторая попытка оказалась, как правило, удачной. Посмотрим, что удастся Молдове. В первую очередь, независимость юстиции. Надо доказать, что в Молдове воз тронулся с места – пусть немного, пусть хоть на четверть по сравнению с тем, что удалось сделать в Румынии. В том смысле, что прокуроры должны быть независимыми, делать свою работу без всякого давления, привлекать к ответственности невзирая на лица и должности, включая членов правящей коалиции. Потому что именно это является критерием: оппозиция, власть – не имеет значения, перед законом все равны. И что судьи должны судить сравнительно быстро, выносить правильные и ясные решения. Именно этого все ждут в Молдове. Без этого веру людей в государство не вернуть. Второе: реформа публичной администрации. Много законов преданы забвению, устарели или просто не исполняются. Топчутся на месте реформы в системе просвещения, здравоохранения. Оставляет желать лучшего реформа в системе местного публичного управления. Закон о местных публичных финансах уже успел устареть, но так и не применяется, так и застрял на пилотном этапе. Есть много-много проблем, отложенных на „после выборов”. И это важные проблемы, решение которых поможет вернуть государство в нормальное русло. Для этого нужно мужество, большое мужество, ведь на начальных этапах придется пойти на непопулярные меры, навлекая на себя недовольство людей…

Свободная Европа: Власть должна проявить мужество с самого начала мандата?

Сорин Ионицэ: Мужество обязательно потребуется, и лучше проявить ее с самого начала. Потому что реформы, если их проводить, то лучше в самом начале мандата. На третий или четвертый год уже ничего не сделаешь. Это всем известно – ведь приближаются следующие выборы, если, конечно, сумел дожить до них в коалиционной формуле.

Свободная Европа: Но слово „реформа” сильно обесценилось­…

Сорин Ионицэ: Обесценилось во всей Восточной Европе. Этому „помог” и экономический кризис. Иными словами, тому есть и объективные причины. Конечно, их придется провести в любом случае, можем назвать их как-то иначе, не реформы, если это слово нам не нравится….

Свободная Европа: Изменения, перемены...

Сорин Ионицэ: Назовем их переменами, назовем этот процесс европеизацией, найдем другое слово – не проблема. Но дело не в этом. Вопрос в том, что сейчас новым министрам, согласованным в ходе серьезных и интенсивных консультаций, скажем, до Рождества (надеюсь, до Рождества по старому стилю, до января не придется, но и это не исключено), необходимо будет приложить все усилия к тому, чтобы показать что-то конкретное уже в первый год правления. Хотите реформ? Пожалуйста вам реформы уже в первый год, в крайнем случае – во второй. Потом уже будет поздно. У Молдовы есть четкий путевой лист, он называется Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Помимо того, эта пошаговая реформа государства, не связанная с Евросоюзом, которая должна охватить и местную администрацию, о чем я говорил чуть выше, и здравоохранение, и систему образования – эти все реформы не связаны с acquis communautaire, но их надо осуществить. Потому что люди в них нуждаются. Как и в более качественных услугах.

Свободная Европа: Г-н Ионицэ, рядовой гражданин не верит больше в эту борьбу с коррупцией, о которой столько говорят, тем более – в борьбу с крупными коррупционерами…

Сорин Ионицэ: Все прошли через разочарования. Все мы в Восточной Европе испытали большое отчаяние, видя, как в течение 10-15 лет все словно застряло на месте. И – разочаровывались, да. Пример Румынии показывает, что в один прекрасный день все может сдвинуться с места. С чего началось все в Румынии в 2005 году? С огромной политической воли, с одним-двумя министрами камикадзе, пожертвовавшими своей популярностью – правда, не надолго. Моника Маковей, будучи министром, навлекла на себя ненависть всех политиков, своих коллег в 2005-2006 гг., когда создала антикоррупционную прокуратуру и независимые структуры, вывела прокуроров из-под политического контроля – и вот сегодня она крайне популярный политик, а про остальных все уже давным-давно позабыли. В Молдове нужны 3-4-5 настоящих политиков, готовых взвалить на себя наиболее тяжелую ношу, готовых пожертвовать сиюминутной карьерой ради карьеры в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе в Европе, почему нет? Как молдавский реформатор, можешь в один прекрасный день оказаться в Европе уже сформировавшейся личностью, с именем и весомыми достижениями за плечами.

Свободная Европа: То есть, надежду молдаван на лучшую жизнь следует подкрепить конкретными реформами, переменами, трансформациями, модернизациями?

Сорин Ионицэ: Это вполне возможно. Задачи эти не столь трудны, они посильны. Если молдаванам и не хватало чего-то до настоящего момента, так это как раз ответственного политического класса. Возможно, и Молдова, как и многие другие страны, где первый блин получился комом, должна была пройти через этот период и сейчас она вновь поднимется, на очередной волне проевропейского энтузиазма, образно говоря. Может, найдется 2-3-5 человек, которые возьмут на себя определенные задачи во главе правительства, во главе того или иного министерства и сумеют противостоять всем неблагоприятным обстоятельствам, опираясь на людей, на тех, кто рядом. А люди видят, когда кто-то пытается что-то сделать.

Свободная Европа: Но общество сильно расколото. И этот раскол может сыграть злую шутку…

Сорин Ионицэ: Это другая история. Действительно, это специфика Молдовы, подобного не было ни в Румынии, ни в других странах Евросоюза. Но это не раскол вправо или влево, это раскол между теми, кто опасается отрыва от Востока, не скажу – от России, а от восточного пространства, и теми, кто выбрал Европу. Думаю, и этих людей нужно понять, им нужно помочь адаптироваться, им нужно объяснить, с ними нужно работать, работать терпеливо и осторожно. Я не думаю, что они настроены против чего-то и специально хотят навредить. Я не думаю, что те, кто проголосовал за Додона – а его поддержал и большой процент избирателей в Кишиневе, не только в каком-то захолустье или где-то в глубинке – так вот, я не думаю, что все это злонамеренные граждане; их надо понять, им надо дать время, дать возможность разобраться, что именно они ждут от Запада и т.д. и т.п.. Немного времени в запасе есть, слава Богу, выборы прошли хорошо, не думаю, что у кого-то есть основания жаловаться, все могло быть гораздо хуже. И, думаю, с людьми надо начинать все с самого начала, шаг за шагом выстраивать отношения. Именно так, по моему мнению, надо смотреть на вещи. Поскольку естественно, что многие боятся, особенно если их экономическая безопасность зависит от родных и близких, работающих в России и которых могут просто выдворить оттуда, или отказать в визе, или лишить работы – мало что может случиться. Ясно, что они боятся, это совершено нормально. Надеюсь, правительство, проевропейская коалиция найдут и с ними язык и со временем смогут привлечь их на свою сторону. Я считаю, что именно это и есть самая главная ставка Молдовы – привить чувство Европы, чувство принадлежности к Европе, в том числе среди русскоязычных граждан Республики Молдова.

Свободная Европа: Один из лидеров либералов – Дорин Киртоакэ – говорил о намерении просить Евросоюз, Брюссель помочь в переговорах по созданию коалиции. Это возможно?

Сорин Ионицэ: Я не совсем понимаю, что имеет в виду г-н Киртоакэ, может, он подумал о чем-то конкретно, что мне не совсем понятно сейчас. Но я хочу заверить, что со стороны западных партнеров будет вся необходимая помощь. Как случается и у нас, в ключевых моментах, в самых трудных моментах начинаются звонки: звонят послы, звонят западные канцелярии, звонит Вашингтон… Все это может помочь, в том числе, сформировать коалицию или осознать, насколько обоснованы претензии, с которыми ты идешь на переговоры. Но все действия такого рода предпринимаются по дипломатическим каналам. Сейчас, на первый взгляд, я не совсем понимаю, чем может помочь Европа в процессе переговоров. Европа может помочь технически в процессе управления, в рамках этого соглашения – обширного и подробного документа, который охватывает большой спектр проблем, так что дело за малым – засучить рукава и работать.

XS
SM
MD
LG