Linkuri accesibilitate

Раду-Себастьян Унгуряну: „Украине необходим страновой проект”


Преподаватель Национальной школы политических и административных исследований в Бухаресте в диалоге с Лилианой Барбэрошие.

На фоне опасений, неоднократно выраженных представителями НАТО о наращивании российского военного присутствия как на Украине, так и на российской стороне границы, мы спросили румынского эксперта, преподавателя Национальной школы политических и административных исследований в Бухаресте Раду-Себастьяна Унгуряну, какое развитие может получить украинский кризис, в какую сторону он может пойти:

Раду-Себастьян Унгуряну: „Боюсь, в сторону замороженного конфликта. И радоваться тут нечему, потому что, если присмотреться внимательно, ни один из замороженных конфликтов не нашел пока своего разрешения.

Свободная Европа: Можно сейчас упрекнуть ЕС или США в том, что попустительствуют переходу этого конфликта в стадию замороженного?

Раду-Себастьян Унгуряну: Упрекнуть можно кого угодно и в чем угодно. Но проблема совсем в другом. Украине необходим так называемый страновой проект, общенациональная программа развития – и не в этническом смысле, а в смысле стратегического проекта, когда страна знает, в какую сторону направляется, и это направление неприкасаемо, его не может изменить ни одно правительство. Ситуация на Украине – это горячая точка конфронтации между двумя векторами, к которым тяготит та или иная часть украинского населения. Да, можно сказать, что это дело рук Москвы, или ЕС, или США, но на самом деле решения принимают живущие там люди. И не признавать этого – значит взять на себя грех чрезмерно раздуть влияние внешних сил и снять ответственность с внутреннего политического фактора. Разумеется, внешний фактор играет определенную роль, оказывает определенное влияние, но для этого нужна определенная почва. Накал идет из недр украинского общества. Как и в Молдове, кстати.

Свободная Европа: Стратегию России, как вы ее воспринимаете: зачем ей сейчас другие территории, которые придется содержать…?

Раду-Себастьян Унгуряну: Не думаю, что здесь можно говорить о стратегии России. Это стратегия лично г-на Путина. Думаю, его действия нанесли огромный вред России. Путина у власти уже не будет, а российское общество будет продолжать расплачиваться за то, что сделал Путин, за его действия, которые вселяют страх среди тех, кому судьбой определено быть ближайшими соседями..

Свободная Европа: Что будет с Украиной: сможет она осуществлять правление в условиях – допустим такой вариант – существования сепаратистских территорий на востоке?

Раду-Себастьян Унгуряну: Зависит от того, что мы называем правлением. Если мы говорим о гражданине Украины на должность посла в ООН – да, сможем. Но если иметь в виду управление в смысле обеспечения общественных благ, спокойствия и стабильности – сомневаюсь, что в обозримом будущем это будет возможно. Даже если будет объявлено перемирие, а это сейчас первоочередная задача, не думаю, что простым росчерком пера можно будет стереть все произошедшее.

Свободная Европа: А в Молдове – и здесь конфликт возможен, нет?

Раду-Себастьян Унгуряну: Лично я не думаю, что мы станет свидетелями обострения отношений, разве что политического. Полагаю, в обозримом будущем милитаризация конфликта исключена.

Свободная Европа: А интеграция этого региона в Республику Молдова возможна?

Раду-Себастьян Унгуряну: Теоретически возможна, но это зависит от многих факторов. В Республике Молдова часть населения с энтузиазмом восприняла европейскую интеграцию. Но благосостояние, которое приносит ЕС, не сиюминутное, на это уйдет время. Это неоспоримый факт. Во-вторых, в ЕС акцент ставится не на благосостоянии. Прежде всего, речь идет о мире и безопасности и потом, как одно из условий – о демократизации. Ключ к решению этих проблем лежит в самой Республике Молдова. Если люди не будут доверять государству, они, естественно, не смогут вызвать такое доверие со стороны приднестровцев. Это ясно, как Божий день. И в условиях, когда люди не верят собственному правительству, любой проект этого типа даст несравненно более скромные результаты, чем того заслуживают жители и правого, и левого берега Днестра. Сила притяжения зиждется именно на конкретных примерах. Население другого берега должно видеть стабильное, функциональное, спокойное общество. Это привлекает в первую очередь. Румыния смотрим на Запад именно такими глазами.

Свободная Европа: В молдавском обществе идет спор по поводу того, должна или нет Молдова присоединиться к НАТО…

Раду-Себастьян Унгуряну: В 1994 году, когда в НАТО дискутировали, следует ли альянсу расформировываться, было заказано исследование. Это был как раз период, когда в НАТО поступали все новые заявления о присоединении со стороны новых восточно-европейских демократий. Из пяти условий для присоединения только одно связано с военным фактором – да и этот пункт касается не военной силы как таковой, а совместимости с точки зрения военной техники. Остальные условия чисто технические – хорошие отношения с соседями, гражданский контроль над армией, функциональная демократия и рыночная экономика, отношение к меньшинствам по стандартам ОБСЕ. Заметьте – даже не НАТО, а ОБСЕ. Подумайте, что прибалтийские страны не располагают воздушными силами. Их военный вклад в Альянс незначительный.

Но речь не об этом. Нельзя вступить в тот или иной клуб, если не хочешь этого. НАТО – это, скорее, обещание, и заручиться этим обещанием могут только граждане государства. Любой основополагающий политический выбор должен исходить из недр общества. И до тех пор, пока общество сильно фрагментировано в вопросах фундаментальной стратегии, никакое решение по вопросам далекого будущего невозможно. Решения, нелегитимные с точки зрения общества, не приходят из ниоткуда. У Республики Молдова несколько видов проблем. То, что лежит на поверхности и отражается в приднестровском конфликте, это не более чем выражение, очевидное и принужденное выражение этих проблем. С другой стороны, у проблемы есть три фундаментальных политических варианта, из которых ни один пока не был исключен: чисто независимая и нейтральная политика; прозападная политика, возможно – прорумынская; и пророссийская политика, нацеленная на бывшее советское пространство. Но решения не приходят со стороны. Если тот или иной внешнеполитический фактор начнет проявлять свою позицию слишком сильно и активно, это вызовет только отчуждение.

НАТО и ЕС функционируют по другим принципам. Там решения являются многосторонними и серьезно просчитываются. Активная политика со стороны ЕС по привлечению Республики Молдова не даст результатов. Это возможно только в том случае, если политический класс Молдовы выскажет такое пожелание и эта просьба встретит поддержку у населения. В противном случае, возможно, придется пережить неприятные минуты, как это было на саммите НАТО в Бухаресте, когда как раз по этой причине Украина стала главным проигравшим.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG