Linkuri accesibilitate

Ближний Восток под черным знаменем. Часть 2


Сайт политической аналитики и журналистских расследований The Consortium News регулярно пишет о событиях на Ближнем Востоке, не забывая помянуть недобрым словом «любимых» неоконсерваторов. В начале октября издание Роберта Пэрри опубликовало три статьи подряд на тему ИГ.

1 октября сайт написал, что, хотя Обама может считаться реалистом, готовым к компромиссным решениям, на деле ему не хватает политической смелости или геополитической дальновидности для принятия решений. «Любое предложение о сотрудничестве с Россией и Ираном или о смирении с продолжением правления Асада вызовет бурю негодования в Конгрессе и ведущих американских СМИ», - пишет издание. Оно критикует президента за фантазии по поводу того, что правильным решением может быть дальнейшая поддержка «умеренной» оппозиции Сирии, которой якобы удастся разгромить и джихадистов, и Национальную армию Асада.

2 октября The Consortium News отмечает, что реальная стратегия борьбы с ИГ обязательно должна включать Россию, Иран и правительство Асада, причем на ведущих ролях, «поскольку это всё неотъемлемые игроки в любой попытке сдерживания и отбрасывания» ИГ. «Тем не менее, высокопоставленные представители администрации Обамы исключили совместную работу с Ираном или правительством Асада, а российский министр иностранных дел Сергей Лавров жалуется на то, что диалог администрации США с Москвой по «Исламскому государству» - если это вообще можно назвать «диалогом» - носит скорее формальный, чем существенный характер», - пишет сайт.

3 октября издание критикует неоконсерваторов, отмечая, что они еще не закончили сирийские «дела», которые сами же и начали. «Теперь они заняты переформатированием своего месседжа, обвиняя Обаму в том, что он слишком долго тянул с вооружением сирийских повстанцев, и настаивая на переключении с бомбардировок целей ИГ в Сирии на уничтожение ВВС Сирии и создание бесполетной зоны, чтобы мятежники могли пойти на Дамаск», - пишет главный редактор Роберт Пэрри. По его словам, если бы летом 2013 года Обама поддался давлению интервенционистов и атаковал Сирию, сегодня Дамаск был бы под контролем «Аль-Каиды» или «Исламского государства».

Мой армянский коллега Арег Галстян посвятил два материала рассматриваемой теме. В первом тексте, опубликованном в сентябре на сайте «Россия в глобальной политике», он говорит о соперничестве между ИГ и «Аль-Каидой», которая считается лидером глобального исламистского движения. «Официально» движение «Аль-Каида» находится под властью муллы Омара, которому дал клятву верности сам Усама Бен Ладен. После терактов 11 сентября 2001 года группировка раскололась на два направления: собственно «Аль-Каиду» с несколькими «филиалами» (например, «Фронт Джебхат ан-Нусра» в Сирии) и автономные региональные подразделения.

«До 2014 года «Исламское государство Ирака и Леванта» также считалось ветвью «Аль-Каиды», но Завахири лишил ее статуса за неподчинение приказам. После июньского захвата значительной территории в Ираке ИГИЛ переименовалось в «Исламское государство» и провозгласило себя «Халифатом», заявляя о власти над мусульманами всего мира и требуя от джихадистких группировок клятвы верности ее лидеру – Абу Бакру аль-Багдади», - отмечает армянский политолог. Когда джихадисты начали творить зверства с христианами и умеренными мусульманами, лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири открестился от ИГ. С другой стороны, аль-Багдади не смог заручиться поддержкой Саудовской Аравии, т.к., во-первых, объявление «Халифата» бросало серьезный вызов влиянию саудитов, контролирующих Мекку и Медину, а во-вторых, за ИГ стоит Катар, с которым у Аравии очень сильно испортились отношения.

Во втором материале, опубликованном в октябре, автор говорит о наличии в администрации США трех групп, которые так или иначе влияют на принятие решений, в том числе по вопросу реагирования на вылазку ИГ. «Первый (лагерь), представленный администрацией и большинством членов Демократической партии, выступает за формирование коалиции, участники которой окажут официальному Багдаду финансовую и военно-техническую помощь при непосредственной поддержке с воздуха без развертывания наземной операции, - пишет Галстян. – Вторая группа – военное лобби и спецслужбы, которых поддерживает большинство республиканцев, призывает Обаму к более активным действиям. Третья состоит из членов «чайной партии», призывающих не вмешиваться в дела других государств и сосредоточиться на внутренних проблемах в самой Америке».

Что интересно, Обама изначально окружил себя сторонниками осторожной внешней политики (директор ЦРУ Леон Панетта, министр обороны Роберт Гейтс), но мало слушал советы спецслужб и Пентагона. «Чаще всего он прислушивался к Джо (вице-президент Байден), который последние 40 лет заблуждался практически по всем крупным вопросам внешней политики и национальной безопасности», - цитирует политолог Роберта Гейтса, написавшего об этом в своих мемуарах.

Теперь рассмотрим несколько публикаций российского «Нового восточного обозрения». В сентябрьском материале говорится о том, что Россия еще с 2011 года предупреждала о потенциале терроризма, возникшем после «арабской весны», когда цель смены режимов была поставлена выше общей задачи, связанной с предотвращением распространения террористической угрозы. «И, как хорошо известно, ИГИЛ является наследием политики на Ближнем Востоке, осуществляемой США в течение многих лет, а также еще одним доказательством того, что Запад не должен пытаться проводить различие между «плохими» и «хорошими» террористами, выступающими против правления Асада в Сирии – или в других местах», - отмечается в тексте.

В другой публикации дается ссылка на некие источники, близкие к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану и турецким спецслужбам. От них был получена информация о том, что США, проводя операцию против ИГИЛ, преследуют единственную цель – сбросить режим Башара Асада и напугать Иран возможным исламистским суннитским вторжением, чтобы Тегеран послушно «лег» под Вашингтон. «Есть также опасения того, что на почве борьбы с ИГ курды Ирака, Сирии, Турции и Ирана могут объединиться в единый фронт и затем создать собственное национальное государство с населением свыше 30 млн. человек», - пишет автор, называя это «кардинальным изменением расклада сил на Ближнем и Среднем Востоке».

Еще в одном тексте дается ссылка на публикацию шейха Мухаммеда Бен Рашида Аль-Мактума, правителя Дубаи, вице-президента ОАЭ. Его главная мысль заключается в невозможности «погасить пламя фанатизма только военной силой». Поэтому, полагает шейх, «надо целенаправленно сосредоточить общие усилия на том, чтобы развенчать, разъяснить несостоятельность идеологии исламских экстремистов, лишить их этого «оружия поражения умов» простых доверчивых людей, которых исламисты затягивают в свои ряды». По мнению автора, в дополнение к военным средствам необходимы еще три компонента: выиграть битву идей, повысить эффективность государственного управления и серьезно заняться вопросами социального развития.

В ноябрьской публикации рассказывается о том, что недавно группа вооруженных террористов-суннитов, в основном подданных Саудовской Аравии, напали в Восточной провинции, где живут преимущественно шииты, на населенный пункт Далва, убив 7 мирных жителей. В результате полицейской операции было арестовано около 20 боевиков подпольной группировки, состоящей в основном из тех, кто ранее воевал в рядах ИГИЛ в Сирии и Ираке, в том числе командир вооруженного крыла, который недавно прибыл из зоны боевых действий в Сирии. «Обслуживая энергетические интересы и глобальные амбиции США, саудовцы ударили по интересам собственной безопасности», - констатирует автор.

Интересные новости поступают из Египта. 6 ноября министр иностранных дел этой страны Самех Шукри заявил в интервью РИА Новости, что соглашение о свободной торговле с Таможенным союзом может быть подписано в 2015 году. «Новые власти Египта не могли не отреагировать на настроения «улицы», - пишет по этому поводу «Новое восточное обозрение». – Сближение с Россией давало возможность хоть немного ослабить слишком тесные связи с США…, сделать внешнюю политику страны более сбалансированной».

Портал Иран.ру указывает на то, что в американской администрации понимают сложность достижения поставленных на Ближнем Востоке без сотрудничества с Россией. «Без участия Сирии и Ирана крайне трудно будет решить вопрос с ИГ в Ираке. А Россия – это своего рода «ключ» к Ирану и Сирии, как и ко всем остальным игрокам, которые жизненно необходимы для решения проблемы ИГ. Тем самым США, несмотря на антироссийскую линию по Украине, хотят негласно заручиться поддержкой России в отношении ИГ, - полагает издание. – В любом случае Вашингтон явно запутался между Украиной и Ближним Востоком, между борьбой за глобальные энергетические рынки и противодействием международному терроризму».

Этот же портал сообщил о том, что недавно в Йемене произошел государственный переворот. К власти там пришли шиитские группировки, что нанесло серьезный удар по интересам Саудовской Аравии. Эр-Рияд обвинил Иран в финансовой и военной поддержке повстанцев. По мнению саудитов, «Тегеран стремится создать шиитский плацдарм на юге Аравийского полуострова, тогда как Саудовская Аравия всегда рассматривала именно себя как гаранта стабильности в Йемене и защитника суннитского большинства». В ответ Иран заявил, что оказывал группировке хусистов только моральную поддержку.

Сайт приводит расхожее мнение западных и арабских политологов о том, что в Тегеране хотят создать шиитскую дугу от Ирана до Ливана через Ирак и Сирию, включая туда Бахрейн, Йемен и в будущем Восточную провинцию Саудовской Аравии. «А военная операция США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара и Иордании лишь усилили опасения Тегерана относительно того, что ИГ – это всего лишь суннитский инструмент Вашингтона и Эр-Рияда против шиитов и конкретно Ирана», - говорится в тексте.

Как сообщало в октябре агентство «РИА Новости» со ссылкой на советника казначейства США по вопросам борьбы с терроризмом и финансовой разведки Дэвида Коэна, Вашингтон разработал официальную стратегию борьбы с финансированием группировки «Исламское государство». План состоит из трех элементов: замораживание финансовых поступлений, ограничение доступа к международной финансовой системе и введение новых санкций на верховное командование ИГ и финансовых посредников.

Власти США, по словам Коэна, тесно сотрудничают с турецкими и иракскими властями, чтобы отследить и уничтожить маршруты контрабанды нефти и наказать тех, кто в этом участвует. При этом генсек Компартии Ирака Хамид Маджид Муса ранее заявил, что ИГ получает более 5 млн. долларов в день от продажи нефти. А эксперт Института военного анализа Ближнего Востока и стран Персидского залива Теодор Карасик сказал агентству, что ИГ отправляет нефть посредникам в Турцию и на Кипр для ее дальнейшего экспорта в страны Восточной Европы, в частности, в Украину.

Окончание следует…

Часть 1

XS
SM
MD
LG