Linkuri accesibilitate

Нику Попеску: „Ситуация на Украине оборачивается значительными потерями практически для всех, кто к ней причастен”


Нику Попеску
Нику Попеску

Интервью эксперта Европейского института исследований в области безопасности Нику Попеску Валентине Урсу.

Нику Попеску, эксперт Европейского института исследований в области безопасности в Париже, сказал в интервью Валентине Урсу, что в то время, как во всех остальных сферах Молдова может найти другие рынки сбыта, кроме российского, никто не в состоянии заменить ей Россию в вопросах поставки природного газа. Республика Молдова не имеет пока альтернативы в этом плане, но она может ослабить возможность России использовать природный газ в качестве рычага воздействия на ее политическую жизнь.

Свободная Европа: Г-н Попеску, российско-украинское противостояние может получить какую-то развязку? И если да, то какова вероятность счастливого конца? Ведь все, что происходит там, непосредственно сказывается на ситуации в Республике Молдова…

Нику Попеску: „О счастливом выходе из этой войны говорить не приходится. К сожалению, ситуация на Украине оборачивается значительными потерями – и политическими, и геополитическими, и экономическими – для всех, кто к ней причастен: и для Украины, в первую очередь, но и для России, и для Запада, разумеется, и для Молдовы, которая также вовлечена, правда, пока косвенно. Например, взять хотя бы Россию. России грозят огромные потери, и экономические – в российской экономике уже стала проявляться отрицательная динамика, и в плане снижения доверия к ней на международном уровне, но особенно в том, что Россия практически лишилась перспективы привлечь Украину или ее значительную часть к нормальному сотрудничеству, чтобы не сказать – интеграции с Россией, на многие десятилетия. В результате этого кризиса Россия получила Крым и влияние в двух украинских городах, Луганске и Донецке с несколькими пригородами, но лишилась влияния на большей части такой страны, как Украина с 40-миллионым населением. ”

Свободная Европа: Но, по всем признакам, президент Российской Федерации г-н Путин собирается создать в этих областях, Донецкой и Луганской, государственные образования по примеру Приднестровья?

Нику Попеску: „Может, это парадоксальная идея, но приднестровский сценарий на востоке Украины – это самый положительный вариант из всех возможных. В условиях, когда у Украины нет возможностей, в том числе военных, вернуть эти территории, и, естественно, любые попытки отбить их будут стоить тысячи и тысячи человеческих жизней, думаю, конфликт по приднестровской модели – выход плохой, но менее плохой и менее пагубный для Украины, чем все остальные варианты.”

Свободная Европа: Почему, по вашему мнению, в последнее время в Донецкой и Луганской областях Украины оказывается так много людей из прежнего приднестровского руководства? Есть в этом какая-то логика кремлевского лидера?

Нику Попеску: „Разумеется, люди из прежнего руководства Приднестровья наработали и определенный опыт, есть у них и необходимые связи в России для того, чтобы занять видное место в той или иной области на востоке Украины, где, как мы убедились в последние месяцы, нет явных лидеров, способных четко управлять ситуацией. Потому что, если проанализировать, кто был лидерами Донецка и Луганска, можно заметить, что за последние месяцы вначале на первый план выходили москвичи – Игорь Гиркин, Бородай, который был премьер-министром так называемой Донецкой народной республики, а Бородай москвич; и не было ни одного местного лидера, сколько-нибудь вызывающего доверие. И, разумеется, экспорт приднестровских кадров в Донецк свидетельствует и об этой нехватке местных лидеров, и о несостоятельности тех, кто поднял оружие против украинского государства, но, в то же время, наводит на мысль о том, что в значительной степени этот конфликт спровоцирован и подпитывается извне. Потому что не было достаточно людей, не говоря уже о местных лидерах, действительно готовых воевать с Украиной.”

Свободная Европа: Между тем, тираспольские лидеры пытаются подбросить идею, что отношения между правым и левым берегом Днестра становятся все более напряженными. На чем они основываются?

Нику Попеску: „Из новейшей истории Молдовы известно, что для России значение имеет не Приднестровье само по себе, а Приднестровье как рычаг давления на остальную Молдову. Эта формула применяется и к Украине: Россия жаждет не только Крыма, Луганска и Донецка, Россия намерена использовать Донецк и Луганск как рычаг воздействия на всю Украину, с помощью которого можно будет ограничить и свести к минимуму способность Украины вести независимую внешнею и внутреннюю политику. Иногда России это не удается, как произошло в случае с Молдовой. Молдове удалось достаточно четко отмежеваться от Приднестровья и продолжить свой про-европейский курс путем осуществления реформ – да, со скрипом, да, с трудом, да, с множеством недоработок и ошибок, но Молдова идет вперед, она получила безвизовый режим в ЕС, что легально блокирует возможность присоединения к Евразийскому союзу. Все эти шаги говорят о том, что Приднестровье не удалось использовать в качестве тормоза на европейском пути Республики Молдова; разумеется, есть искушение подбросить немного дров в огонь для того, чтобы использовать Приднестровье в более разрушительной и агрессивной манере для того, чтобы дестабилизировать Молдову.”

Свободная Европа: Можно говорить о Молдове как о государстве, которое пытается меньше зависеть от Востока, от энергетических ресурсов, импортируемых из России, от российского рынка сбыта, рынка труда? В чем проявляется эта зависимость или независимость?

Нику Попеску: „В современном мире не существует полной независимости от других рынков, других центров притяжения. Даже такая экономическая мощь, как Китай, или Россия, или Европейский Союз, или Соединенные Штаты Америки – все они взаимозависимы. Сейчас Россия страдает; несмотря на все ее запасы нефти и газа, Россия достаточно сильно ощущает на себе финансовые санкции запада, введенные пока только по линии банков, но которые достаточно больно бьют по России. Следовательно, не существует полной независимости в сегодняшнем глобализованном мире. Республика Молдова добилась значительного прогресса в плане снижения своей зависимости от России. Самые весомые достижения связаны с внешней торговлей – за последнее десятилетие более 50% внешнеторговых операций приходятся на Европейский Союз и только 20% – на Россию. Значит, в общих чертах Россия потеряла свои рычаги влияния на внешнюю торговлю Республики Молдова. Разумеется, торговые удары России очень болезненны, но не смертельны. Разумеется, Молдова более уязвима, когда заходит речь о тех, кто работает в Российской Федерации. Но и здесь трудно себе представить, что Россия начнет охоту на сотни тысяч человек, обладающих паспортом другого какого-то государства. Разумеется, Россия может дискриминировать сравнительно ограниченное число молдаван, может развернуть большую пропагандистскую шумиху вокруг этого, но массовые высылки, скорее всего, маловероятны. И, разумеется, самая уязвимая точка –это энергетика. Здесь нет краткосрочных решений, как нет и очень быстрых решений.”

Свободная Европа: Сдачу в эксплуатацию газопровода Яссы-Кишинев можно рассматривать как временное решение?

Нику Попеску: „Одного решения не существует. Есть десятки мини-решений, которые, сведенные воедино, создают ситуацию меньшей зависимости. Иными словам, ни Центральная Европа пока не решила проблему собственной энергетической безопасности от России. Влияние и присутствие России во многих странах по-прежнему достаточно ощутимо. Но за последние пять лет вся Центральная Европа, включая Республику Молдова, сделала определенные шаги в сторону снижения зависимости от России. В Евросоюзе был принят так называемый Третий энергетический пакет, направленный на либерализацию, диверсификацию импорта и повышение энергобезопасности европейских стран и который существенно ограничил институциональное влияние Газпрома, монополистское влияние Газпрома в ЕС; достаточно много инвестируется в инфраструктуру. Это касается и Республики Молдова – газопровод Яссы-Унгень всего лишь первый шаг. Республика Молдова, при наличии политической воли, также сможет имплементировать Третий энергетический пакет, который должен практически устранить или хотя бы снизить монополистское влияние Газпрома через Moldovagaz на молдавский рынок. Если же мы хотим претворить в жизнь стратегию, направленную на усиление энергетической безопасности Молдовы, тогда эту стратегию нужно рассчитать на семь, восемь или десять лет. Положение дел в этой сфере не изменить за год или два.”

Свободная Европа: Допустим, но потребители природного газа с нетерпением ждут, когда к ним начнет поступать – по крайней мере, в населенных пунктах вблизи Прута – румынский газ…

Нику Попеску: „Нужно четко определиться с тем, что значит энергетическая безопасность Молдовы. Нет пока серьезных альтернативных источников, способных заменить Газпром. И в этих условиях энергетическая безопасность Молдовы предполагает ситуацию, при которой Молдова продолжает закупать газ у Газпрома, но Газпром не располагает возможностями и полем для маневров, которые позволили бы использовать этот газовый козырь для того, чтобы политически влиять на Молдову. Это предполагает, что Республика Молдова должна иметь доступ к другим газовым ресурсам в случае, если Россия либо приостановит поставки, либо попытается манипулировать. Именно поэтому важен газопровод Яссы-Унгень: не возможностью вытеснить Газпром, а тем, что дает Республике Молдова возможность покупать газ в кризисной ситуации. Разумеется, следующим шагом – практически срочным для Республики Молдова – должно стать расширение этого газопровода на Кишинев. Иными словами, газопровод Яссы-Унгень должен стать газопроводом Яссы-Кишинев. Потому что именно в Кишиневе расходуются рекордные объемы газа и основные потребители находятся в Кишиневе. А энергетическая безопасность укрепляется тогда, когда повышается безопасность основной части потребителей. И значение газопровода Яссы-Кишинев в том и состоит – это начало газопровода на Кишинев, и эта задача должна стать приоритетной и остроактуальной для Республики Молдова.”

Свободная Европа: И насколько важно, чтобы этот газопровод стал функциональным?

Нику Попеску: „Этот газопровод, особенно на данном этапе – как страховой полис. Страховые взносы платишь, но полисом можешь воспользоваться только в самом худшем случае. В этом предназначение газопровода Яссы-Унгень на данном этапе. Очевидно, что компания Moldovagaz, которая контролируется Газпромом, является монополистом на рынке Республики Молдова. Значит, даже если газ из Румынии будет дешевле, Moldovagaz может отказаться его закупать не по экономическим соображениям, а потому, что Газпром будет пытаться сохранить свою монополию. И с этой точки зрения, естественно, напрашивается демонополизация рынка Республики Молдова. А на сегодняшний день Республика Молдова заявила о намерении осуществить либерализацию газового рынка до 2020 года, что теоретически означает, по идее, что любые другие компании из других стран могут войти в Республику Молдова как поставщики газа. И когда на рынке Республики Молдова появятся другие газовые компании, помимо Газпрома, они будут заинтересованы закупать газ в Румынии. И их интерес в приобретении румынского газа окажется выше интереса Moldovagaz. Иными словами, решение вопроса энергетической безопасности Республики Молдова связано как со строительством инфраструктуры, а именно газопровода Кишинев-Унгень-Яссы, так и с институциональным и легальным изменением рынка в Республике Молдова с тем, чтобы у Республики Молдова появились и альтернативные покупатели/поставщики природного газа, кроме Moldovagaz.”

Свободная Европа: Может ли Газпром через Moldovagaz опрокинуть все планы и намерения Правительства Республики Молдова, пообещавшего, что по газопроводу Яссы-Унгень газ начнет поступать в самое ближайшее время?

Нику Попеску: „Все зависит от политической воли правительства Республики Молдова.”

Свободная Европа: И что значит политическая воля в этом случае?

Нику Попеску: „Это значит, что Moldovagaz – молдавское предприятие, оно зарегистрировано в Республике Молдова и должно подчиняться законодательству и регламентациям, разработанным Правительством и Парламентом Республики Молдова. И в этом смысле, если будет должная политическая воля на выполнение и создание нормальных правовых рамок, компании Moldovagaz придется подчиниться этим рамкам. Конечно, наверняка будут давления, конечно, будут и попытки затянуть с этим, но в конечном итоге все зависит от политической воли Кишинева.”

Свободная Европа: Г-н Попеску, на ваш взгляд, есть разница в том, как начинается нынешняя избирательная кампания по сравнению с предыдущими?

Нику Попеску: „К сожалению, да. Практически во всех предыдущих кампаниях будущее страны, развитие страны были более ходовыми, если можно так сказать, темами. Сейчас, мне кажется, основные баталии разворачиваются вокруг каких-то обвинений, иногда обоснованных, но чаще беспочвенных, в которых негативизма значительно больше прежнего, особенно в условиях, когда нет четких перспектив и четкого разъяснения относительно того, что могут нынешние политики предложить в будущем гражданам Республики Молдова. Я не имею в виду пустые, заведомо ложные обещания, я имею в виду предвыборные программы, вызывающие доверие: что конкретно они собираются сделать для Республики Молдова и с Республикой Молдова. Впечатление такое, что практически всю свою энергию политические игроки, к сожалению, тратят на поливание друг друга грязью.”

XS
SM
MD
LG