Linkuri accesibilitate

Вице-премьер „Донецкой Народной Республики” Владимир Антюфеев: штрихи к портрету


Взгляд из Кишинева и Тирасполя

Среди лидеров так называемых «народных республик», искусственно созданных про-российскими сепаратистами на востоке Украины, числится и Владимир Антюфеев, известный своей деятельностью в Приднестровье, пока ему не пришлось покинуть регион в связи с обвинениями в коррупции. Алла Чапай попыталась нарисовать портрет «приднестровского Антюфеева», в этом ей помогли эксперты и наблюдатели, многие из которых знали его лично:

Как минимум странно, что человек, объявленный в международный розыск, может свободно разгуливать, время от времени «выныривая» то тут, то там, где на него возможен спрос. Эту деталь отмечали практически все наблюдатели и эксперты, когда заходила речь о неуязвимом Шевцове-Антюфееве, объявившемся на востоке Украины.

До того, как появиться в Приднестровьем, его звали Владимиром Шевцовым. В международный розыск объявлен в 1991 году латвийскими властями за преступления против государства: как сотрудник милиции он активно участвовал в попытке государственного переворота в Латвии. Уехал в Москву, а в 1992 году сыграл важную роль в вооруженном противостоянии между Кишиневом и Тирасполем. Объявлен в международный розыск и Республикой Молдова, а в 2004 году ЕС включил его в „черный список” лиц из приднестровской администрации, которым запрещено ездить в Европу.

Как человек из окружения бывшего «президента» Игоря Смирнова, Антюфеев на протяжении двух десятилетий возглавлял комитет госбезопасности Приднестровья – до прихода к власти Евгения Шевчука в 2012 году. Летом того же года КГБ Приднестровья возбудил уголовное преследование на имя Антюфеева по обвинению в превышении должностных полномочий, уничтожение секретных материалов и финансовых злоупотреблениях. Впав в немилость к новому приднестровскому лидеру Евгению Шевчуку, которого открыто назвал „агентом влияния Запада”, Антюфеев вновь был вынужден уехать в Россию, где и оставался до начала активной фазы конфликта на Украине. Антюфеев признал, что активно участвовал в крымских событиях, приведших к аннексии полуострова Россией.

Председатель Ассоциации Promo-Lex Ион Маноле: „Возникает очень много вопросов, особенно у юристов, по части того, как могут свободно разъезжать люди, объявленные в розыск Интерполом. Этот человек ездил не только в Россию, но и на Кавказ. Любопытно узнать, почему не функционирует этот механизм, эти международные инструменты, которые могли бы, как видно и в этом случае, снизить риск повторения определенных злоупотреблений и нарушений прав человека.”

10 июля, когда самопровозглашенные донецкие лидеры назначили его „вице-премьером по вопросам безопасности”, Владимир Антюфеев заявил: «Я всю жизнь боролся с фашизмом в Прибалтике, Приднестровье. В ДНР буду создавать правоохранительные органы, органы госбезопасности». Генерал Антюфеев уточнил тогда, что будет курировать вопросы госбезопасности, судов, юстиции и внутренних дел по приглашению руководства „Донецкой Народной Республики” во главе с Александром Бородай и Игорем Стрелковым, которые также участвовали в качестве добровольцев в вооруженном конфликте между Кишиневом и Тирасполем.

Антюфеев слыл одним из архитекторов сепаратистского образования „приднестровская молдавская республика”. Многие наблюдатели полагают, что сейчас он пытается повторить приднестровский сценарий на востоке Украины, как минимум по части того, что касается создания и укрепления политической полиции. Среди этих наблюдателей и Андрей Сафонов из Тирасполя:

„Я, конечно, не отношусь к числу людей, которые были близко с ним знакомы, но приходилось соприкасаться как по работе во властных структурах Приднестровья, так и в целом наблюдая его на официальных мероприятиях. Человек, безусловно, достаточно волевой, осторожный, предпочитает работать не столько публично, сколько создавать структурные подразделения в системе. Если говорить о том, способен ли он создать эффективно работающие органы разведки, контрразведки, того, что называется политической полицией, то, мне кажется, ответ будет больше положительный. Ну, насколько я могу понять, его роль больше именно как роль создателя определенных элементов госмашины, нежели как публичного человека, который должен с трибуны озвучивать те или иные речи. Информации о том, как он оказался в Донецке, у меня нет и мне сложно судить о том, был ли он целенаправленно командирован или приехал туда по инициативе какой-то группы или по собственной инициативе. Но я думаю, что в данном случае ехал он туда с вполне конкретной задачей, а именно – создать органы разведки и контрразведки наподобие того, как он это делал во время становления приднестровской государственной системы. То есть, безусловно, скажем так, он ехал под решение конкретной задачи.”

Другой приднестровский эксперт, правозащитник Николай Бучацкий лично знал генерала Антюфеева и говорит, что он умный, решительный, работоспособный и с фанатично про-российскими взглядами. Именно в силу этих качеств, считает Бучацкий, Антюфеев – проблема для Донецкой области и для Украины в целом:

„ Когда он работал министром, я могу так сказать, что он работал в традициях советского КГБ. Он не имеет представления о таких понятиях, как демократия, права человека – и не хочет иметь. Для Украины это определенная проблема по той причине, которую я назвал выше. Он работоспособный, опытный, неглупый. И решительный. Для Украины это проблема определенная. Нет, для нас, конечно, это не потеря, то что он ушел. Но мы ничего и не приобрели в лице тех, кто пришел после него.”

В бытность Владимира Антюфеева министром госбезопасности Приднестровья многие люди, критически настроенные к режиму Смирнова, были осуждены. Не кто иной, как Антюфеев вел и уголовные дела, сфабрикованные на известных диссидентов Илью Казаку и Эрнеста Варданяна. По мнению Эрнеста Варданяна, именно опыт кэгэбиста, накопленный Антюфеевым за годы работы, в том числе в Приднестровье, и сделало его персону столь востребованной в самопровозглашенной „Донецкой Народной Республике”:

„Появление г-на Антюфеева в Донецке отнюдь не случайно. Это политический вопрос, не обязательно связанный с конкретным лицом. На этом месте мог оказаться другой человек. Но для части российской элиты – силовиков – определяющую роль имеет именно опыт. Кремль, вернее, часть Кремля, курирующая силовые структуры, решила, что на эту должность лучше всего подходит Антюфеев, который наведет политический порядок – своеобразная политическая полиция. Он очистит эту территорию от лиц, нелояльных руководству самопровозглашенной Донецкой Народной Республики.”

Свободная Европа: В принципе, то же самое он сделал в Приднестровье…

Эрнест Варданян: „Да. В Приднестровье политической оппозиции и оппозиции в СМИ практически не было во времена Смирнова. Это значит, что со своей задачей – провести политическую чистку – Антюфеев прекрасно справился. Этим же он займется в Донецке.”

По мнению Эрнеста Варданяна, генерал Антюфеев выполнит свою миссию в Донецке только в том случае, если военная операция сепаратистов не потерпит неудачу, что, по мнению ряда экспертов, маловероятно.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG