Linkuri accesibilitate

Каким виделось в Кишиневе в прямом эфире подписание Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Евросоюзом


Дебаты, организованные Представительством ЕС в Молдове.

Премьер-министр Юрие Лянкэ подписал в Брюсселе соглашение, в соответствии с которым Республика Молдова присоединилась к Евросоюзу. В Кишиневе Делегация ЕС собрала несколько десятков чиновников, представителей организаций молдавских производителей и гражданского общества для просмотра в прямом эфире церемонии подписания Соглашения в Брюсселе и обсуждения этого исторического события. Подробности у Лилианы Барбэрошие.

Среди участников дебатов, организованных в Кишиневе Представительством ЕС, мало кто смотрит в будущее с полным оптимизмом после того, как Молдова подписала сегодня в Брюсселе Соглашение об ассоциации с ЕС. Поводом номер один для тревоги является, естественно, возможная реакция Российской Федерации. После нескольких попыток мне удается связаться с директором ассоциации «Moldova Fruct» Юрие Фала. Официальный Кишинев не исключает, что овощи и фрукты могут стать очередными кандидатами на «черный список» России и их доступ на рынок этой страны будет ограничен в наказание за сближение Молдовы к ЕС. Тем не менее, Юрие Фала уверен, что перспективы самые радужные, несмотря даже на эти возможные ограничения. В отличие от 2006 года, когда Россия ввела эмбарго на экспорт этих продуктов, сейчас молдавские производители располагают холодильниками, где при необходимости можно хранить несколько десятков тысяч тонн, потенциал переработки фруктов на сок также значительно вырос за эти годы и, что самое важное – уже существует возможность беспошлинного экспорта в ЕС:

„Трудности будут, но не такие драматичные, как считают некоторые. Мы ежегодно производим 400 тысяч тонн яблок, к примеру. 170 тысяч перерабатываются – то есть, пускаем их на сок, 200 тысяч экспортируем, остальное идет для внутреннего потребления. Думаю, в этом году мы освоим выделенные квоты для ЕС, возможно, будут кое-какие поставки в Украину, куда прежде не экспортировали; кроме того, мы ищем и другие альтернативы. Например, в этом году мы уже участвовали в двух международных выставках в Берлине, в Дубаи участвовали в такой выставке – а это огромный потенциал потребителей. Да, некоторые пострадают. Но пострадают те, кто не подготовлен.”

Именно молдавские фермеры высказали до настоящего момента наибольшие опасения по поводу того, как скажется либерализация торговли, предусмотренная этим соглашением, на их бизнесе. Тем более, что, если учесть горький опыт виноделов – их продукция была отвергнута полгода назад Россией, но не сумела пока завоевать полное доверие европейского потребителя – молдавские производители крайне уязвимы к подобным ситуациям. Вице-министр экономики Октавиан Калмык попытался их успокоить:

„Мы заинтересованы и приложим все силы к тому, чтобы сохранить все преференциальные режимы, которые есть у нас со странами СНГ. Тем более, что это соглашение открывает огромные возможности для бизнеса, в том числе на пространстве СНГ, у которого нет преференциального доступа на европейский рынок, в плане переработки их сырья на территории Республики Молдова с последующим экспортом на рынок ЕС с довольно высокой добавленной стоимостью.”

Через фонды ENPARD, Молдова могла бы уже в следующем году получить около 300 миллионов леев на сельское хозяйство. Директор агентства по сельскому хозяйству Константин Ожог с поступлением этих денег связывает большие надежды:

„Несмотря на то, что фонды ENPARD значительно более скромны по сравнению с программой SAPARD, которой воспользовалась, например, Румыния, тем не менее, поддержка будет большая. Лично я не вижу проблем на финансовом уровне. Проблемы, по моему мнению, связаны с возможностью освоения этих денег.”

Экономист Ион Кишля не первый год публикует свои аналитические статьи в одной из профильных кишиневских изданий. У него мы спросили, какие основные проблемы он считает наиболее вероятными:

„Трудно будет с реформированием государственных структур, призванных обеспечить, чтобы все товары, экспортируемые в ЕС, соответствовали стандартам. Способность к реформированию наших органов власти крайне низка, есть проблемы и с человеческим капиталом. Кроме того, есть проблемы и с реформированием бизнеса. Наши предприниматели привыкли работать, не инвестируя в «перформанс» - технологии, людей. На рынке ЕС так работать нельзя. У нас вся выгода извлекается из предприятий и уходит в дома, автомобили, уклонения от налогов. Должен заработать Совет по конкуренции, который в любой стране с рыночной экономикой является одной из самых главных структур ”, сказал экономист Ион Кишля.

Способность властей провести реформы под стать ожиданиям ЕС, - еще один повод для беспокойства, присутствующий в дебатах на тему практического применения Соглашения. Несмотря на это, как отмечали участники мероприятия, особую красоту и значение сегодняшнему событию придает контраст с международной изоляцией, в которой оказалась Российская Федерация.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG