Linkuri accesibilitate

Юлиан Гроза: Молдова идет в ЕС вместе с Приднестровьем


Юлиан Гроза
Юлиан Гроза

Беседа с заместителем министра иностранных дел накануне подписания Соглашения об ассоциации Молдовы к Евросоюзу.

Свободная Европа: Критика по поводу европейского вектора Молдовы не стихает. Коммунистическая оппозиция считает, что, подписав Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, Молдова утратит свой суверенитет. Как утверждают депутаты-коммунисты, положения этого соглашения разрушат стратегические отрасли национального хозяйства и демократические устои страны. Во избежании этих последствий ПКРМ во главе с Владимиром Воронины предлагает пересмотреть Соглашение об ассоциации. Эти критические высказывания, эти прогнозы порождают определенные течения общественной мысли. Как вы их развеиваете?

Юлиан Гроза: „Я, честно говоря, уже заблудился в дебрях заявлений Партии коммунистов по поводу Соглашения об ассоциации. Многие эксперты подвергли этот документ тщательному анализу, в том числе от Партии коммунистов. Мы приложили немало усилий, чтобы объяснить – не только тем, кто формулирует определенные вопросы, но обществу в целом – что это всеобъемлющее соглашение отвечает интересам Республики Молдова и соответствует мандату, которым Парламент наделил действующее Правительство. И когда возникали какие-либо вопросы, которые действительно нуждались в освещении, они принимались в расчет.

В качестве примера приведу квоты, контингенты сельскохозяйственной продукции, фруктов и овощей, предназначенных для экспорта. Не раз звучали критические высказывания о том, что выделенных квот недостаточно для экспорта на рынок ЕС. Хочу сказать, что Соглашение об ассоциации, та его часть, которая касается зоны свободной торговли, предусматривает защитный механизм, переходный период, ассиметричную торговлю. Либерализация рынка для агропродовольственных товаров процедура поэтапная, которая продлится до десяти лет. В этот период Молдова пользуется режимом ассиметричной торговли. Иными словами, Евросоюз не может импортировать сельхозпродукцию в беспошлинном режиме, а мы можем осуществлять поставки в пределах определенных контингентов. Взять, к примеру, яблоки – в изначальном варианте соглашения речь шла о квоте в размере 20 тысяч тонн яблок.

После дополнительного изучения в рамках правительства с учетом, в том числе, проблем в регионе, разумеется, кабинет министров внес в Еврокомиссию соответствующий запрос, который был принят. Европейский совет уже дал добро на пересмотр этих контингентов – квоты решено увеличить двукратно, до 40 тысяч тонн, по винограду, сливам, томатам. Этот пример свидетельствует о том, что ЕС достаточно гибок и реагирует адекватно, если проблемы, на которые обратила внимание Республика Молдова, являются реальными или безотлагательными.”

Свободная Европа: Скажите, а можно это молдавско-европейское соглашение изменить, как требуют коммунисты?

Юлиан Гроза: „Если говорить о пересмотре соглашения, то в этом документе есть пункт, который гласит, что через три года после начала внедрения Соглашения стороны могут пересмотреть его содержание. Именно поэтому план мер, одобренный вчера на заседании Совета по сотрудничеству ЕС-РМ, устанавливает задачи и приоритеты на три года.

Более того, на правительственном уровне был одобрен Национальный план действий по реализации Соглашения об ассоциации, который является основным инструментом мониторинга процесса европейской интеграции на ближайшие три года. В плане точно изложено, что надо сделать и в какие сроки.

Через три года мы проведем ревизию сделанного, оценим уровень выполнения и, разумеется, сможем пересмотреть содержание документа – либо в духе продвигаемых сегодня идей, либо на уровне интеграции в ЕС, перехода к следующему этапу, когда Молдова, возможно, получит статус кандидата на вступление.

Это что касается процедуры пересмотра. Ревизия возможна, она предусмотрена, и мы это знаем. Именно поэтому мы устанавливаем приоритеты в работе таким образом, чтобы добиться критической массы в этом процессе трансформаций, преобразований, что даст возможность быстрее двигаться вперед.”

Свободная Европа: Тирасполь и Москва против предоставления Европейскому союзу статуса сопосредника в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Звучат голоса, которые допускают присоединение Молдовы к ЕС без Приднестровья, голоса, которые устами тираспольской администрации утверждают, что место Приднестровья в другом союзе - таможенном? Кому эти голоса принадлежат?

Юлиан Гроза: „Подписывая это соглашение, Республика Молдова идет в Европейский Союз всей своей территорией, включая Приднестровский регион. Это крайне важный момент, особенно когда речь идет об экономической интеграции. Потому что, когда начинались переговоры с Евросоюзом по созданию углубленной и всеобъемлющей Зоны свободной торговли, мы пригласили тираспольских экспертов принять участие в этом процессе в качестве наблюдателей с тем, чтобы они могли не только информироваться, но и вносить свои предложения. Иными словами, мы пытались обеспечить всесторонний, иклюзивный, если можно так выразиться, подход.

Второе. Сейчас, когда все идет уже к собственно подписанию Соглашения об ассоциации, отмечу еще один факт: в этом документе есть специальное положение в порядке исключения, касательно создания углубленной и всеобъемлющей Зоны свободной торговли. А именно: мы уже договорились с Евросоюзом, что режим ассиметричной торговли с Евросоюзом будет действовать до конца 2015 года. Это значит, что после того, как Республика Молдова начнет с осени этого года применять положения Соглашения об ассоциации, приднестровские производители практически еще один год будут пользоваться режимом ассиметричной торговли – период, в течение которого мы вместе с коллегами из Тирасполя, при содействии Евросоюза и партнеров по переговорному процессу постараемся установить и обеспечить необходимые условия для того, чтобы зона свободной торговли распространилась и на Приднестровье.

Таким образом, Евросоюз, готовясь принять нас в качестве ассоциированного государства, рассматривает Молдову как единое государство. Такого подхода придерживается не только Европейский Союз, но и Российская Федерация, и Украина, и ОБСЕ. Все переговорщики, сопосредники по формату „5+2” поддерживают этот принцип, принцип суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Соответственно, никто не ставит этот факт под сомнение.

И, наконец, благодаря Соглашению об ассоциации, благодаря безвизовому режиму с Европой мы надеемся улучшить имидж Республики Молдова, сделать правый берег Днестра более привлекательным для левого берега, для рядовых жителей Приднестровья, для бизнесменов, предпринимателей. Мы просто обязаны, вместе с приднестровскими властями, создать предпосылки для того, чтобы все это состоялось.”

Свободная Европа: Г-н Гроза, Россия предупредила Кишинев, что подписание Соглашения об ассоциации неминуемо скажется на отношениях с Москвой. Кстати, в последнее время уже заметно некоторое охлаждение в отношениях. Что последует после подписания и ратификации Соглашения об ассоциации в Парламенте?

Юлиан Гроза: „Наш диалог с Российской Федерацией всегда строился на принципах открытости, прагматизма и активного участия. Диалог, который ведется на уровне министерств иностранных дел, на уровне премьер-министра, на уровне официальных лиц, предельно четко показывает, что Российская Федерация уважает суверенное право Республики Молдова выбирать свой путь развития, свою модель модернизации. Республика Молдова выбрала европейскую интеграцию…”

Свободная Европа: Да, сам посол России в Евросоюзе сказал, что Грузия, Молдова и Украина вправе подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, но предупредил, что ни к чему хорошему это не приведет. Пойдете на Запад – получите проблемы с Востоком, так примерно следует понимать позицию Кремля….

Юлиан Гроза: „Тем не менее, нам всем не помешало бы отказаться от этой риторики геополитических выборов. На дворе XXI век, век глобализации, где очень большое значение имеет уровень интеграции. А для Республики Молдова, для такой маленькой страны, как Молдова, которая кровно нуждается в модернизации, которой необходимо стать более предсказуемой страной с более функциональными институтами, стать привлекательной для внешних инвестиций - для Республики Молдова интеграция важна вдвойне.

Потому что единственная возможность, чтобы наша страна могла развиваться на среднесрочный и долгосрочный период – это создать условия для того, чтобы капитал шел в страну, неважно, откуда, с Востока или с Запада. А инвесторы, кстати, когда приходят в Республику Молдова, и тоже неважно, откуда они идут, с Востока или с Запада, для них единственное, что важно – это надежность и выгодность вложений. И Соглашение об ассоциации дает такую предсказуемость, дает правила, которые функционируют.

Если говорить о Российской Федерации, то уровень взаимодействия между ней и Евросоюзом на данный момент несравненно более глубокий и более развитой, российских инвестиций в разных странах Евросоюза гораздо больше, чем в Республике Молдова. И наоборот, европейских инвестиций в Российской Федерации значительно больше, чем в Республике Молдова.

Значит, нам предстоит большая работа. А Соглашение об ассоциации, которое нам предстоит подписать, не направлено против кого-либо, против Российской Федерации или против других партнеров. Наша риторика предельно прагматична, мы всегда старались избегать двойных стандартов: что говорили в Москве, то же говорили и в Брюсселе, то же говорили в Токио, Вашингтоне – во всяком случае, начиная с 2009 года это точно. Иными словами, наш подход был последовательным, и никогда в процессе переговоров по Соглашению об ассоциации не было никаких вопросов, никакой обеспокоенности со стороны Российской Федерации.

Более того, Российская Федерация и Европейский Союз два раза в год на самом высоком уровне обсуждают уровень сотрудничества. Они же обсуждают Соглашение о модернизации, которое также продвигает идею создания зоны свободной торговли между Европейским Союзом и Российской Федерацией. Там же обсуждается и безвизовый режим между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Значит, те же, практически, задачи на прагматичном уровне стоят и перед Европейским Союзом и Российской Федерацией.

И, если говорить с экономической точки зрения, Соглашение об ассоциации, точнее, та его часть, которая касается свободной торговли с Европейским Союзом, полностью совместима с Соглашением о свободной торговле в рамках СНГ и с теми двусторонними соглашениями, которые у нас имеются со всеми странами СНГ. Иначе и быть не может, ведь они разработаны на одной и той же основе, на одних и тех же принципах Всемирной торговой организации. И в этом смысле для нас очень важно доводить эту информацию, когда возникает в этом необходимость, до коллег из Российской Федерации. Именно поэтому была проведена серия консультаций, и надеемся, что настанет момент, когда можно будет освоить весь потенциал торговых отношений, который имеется у нас на сегодняшний день с партнерами по СНГ и с партнерами по Европейскому Союзу.

Более того. Скептикам, которые говорят, что у Молдовы не может быть торговых отношений со странами Таможенного союза или будущего Евразийского союза – который создается сейчас и заработает в 2015 году, но на его создание отведено 10 лет, до 2025 года – этим скептикам скажу, что у Молдовы очень хорошие торговые отношения с Белоруссией, страной, которая входит в Таможенный союз. Ведь, по сути, что происходит? Экспорт на Восток переориентируется на Белоруссию в условиях, когда Россия отказывается от наших вин. Значит, существуют правила, существуют соглашения, которые функционируют, и важно, чтобы все участники данных соглашений соблюдали их и продвигали.”

Свободная Европа: Если верить опросам, молдаване выступают за крепкие и сбалансированные отношения с соседями, прежде всего с Российской Федерацией и Украиной. В то же время, они хотят более тесных отношений и с Евросоюзом. Процент еврооптимистов и евроскептиков практически равный. Потому и возникает так часто вопрос: куда идти Молдове? Это колебание – откуда оно?

Юлиан Гроза: „Очень трудно сейчас говорить объективно о том, сколько у нас сейчас евроскептиков и сколько еврооптимистов. Свое мнение на этот счет мы формируем, исходя из опросов общественного мнения, а они отражают определенную ситуацию с определенными вопросами. Не хочу вдаваться в подробности, но один момент все-таки отмечу: Республика Молдова провела не одну избирательную кампанию, и каждый раз проевропейским партиям, которые продвигают европейские ценности, удавалось создать комфортабельное большинство, продолжать начатые реформы в соответствии с обязательствами, взятыми на себя в процессе европейской интеграции. И за все это время, несмотря на критику, несмотря на кризисные ситуации, которых было достаточно, правительству удавалось сохранить траекторию реформы. И вот сегодня мы на пороге подписания Соглашения об ассоциации.

Надеюсь, это даст нам еще большую стабильность в перспективе, по крайней мере, более четкую ориентацию на будущее. Потому что чего нам не хватало с начала 90-х годов, того, что было, например, у прибалтов – четкого направления преобразования стран. Молдова в 1991 году, когда провозгласила свою независимость наряду с другими государствами Прибалтики, находилась, наверное, примерно на том же уровне развития, что и они. Возможно, ситуация в странах Балтии была немного даже более сложной, чем в Республике Молдова. Сегодня же мы видим, что этим странам удалось модернизироваться, они сумели создать эффективные инструменты борьбы с коррупцией, обеспечить эффективное правосудие, стать современными государствами, как Эстония, развитыми. Маленькие страны, которым удалось прорваться… Так что и у нас есть шанс.

Этот пример ясно показывает, что для нас важно сохранить это направление развития, которое дает плоды. Мы все видим, что за последние четыре с половиной года, если удалось сохранить политическую волю, проводить реформы, результаты не заставили себя долго ждать. Имею в виду не только безвизовый режим с Европейским Союзом, но и инфрастуктурные проекты, помощь Евросоюза, которая отражается не только в инфраструктурных проектах, в ремонте дорог, к примеру, системах водоснабжения и канализационных услуг, но и направлена на укрепление наших институтов, на обеспечение эффективного процесса преобразований, реформ. И если мы сохраним этот вектор и впредь, уверен, что у Республики Молдова есть все шансы в последующие годы подвинуться далеко вперед по пути европейской интеграции.”

XS
SM
MD
LG