Linkuri accesibilitate

Украина: пейзаж после битвы. Часть 1



Сразу скажу уважаемым читателям, что под «битвой» подразумеваются только политические баталии на внутреннем украинском фронте. В этом материале я не буду затрагивать непосредственно боевые действия в Донецкой и Луганской областях, поскольку они далеки от завершения, а с политической точки зрения являются прямым следствием событий в Украине за последние полгода. Однако вряд ли нужно кому-то объяснять, что внутреннюю обстановку правильнее всего изучать в широком контексте российско-украинских и российско-американских отношений, фактора Евросоюза и других внешних факторов.

Для меня определяющими в анализе внутриполитической обстановки последнего времени были три пункта: поездка Путина в Нормандию 6 июня на празднование 70-летие открытия Второго фронта и встречи с западными лидерами и новым президентом Украины; инаугурация Петра Порошенко 7 июня (то есть момент, после которого вся полнота ответственности ложится на него) и провал газовых переговоров в формате Россия – Украина – ЕС 16 июня, после чего «Газпром» включил режим предоплаты, то есть фактически прекратил поставки газа в Украину из-за долга.

«Быстрые выборы»

Досрочные президентские выборы 25 мая прошли достаточно спокойно, если не считать продолжающихся столкновений на востоке Украины. Впервые за новейшую историю этой страны глава государства был избран уже в первом туре. Миллиардер, уроженец Одесской области Петр Порошенко получил почти 55% голосов, значительно опередив основного соперника – Юлию Тимошенко с ее почти 13%.

По мнению многих экспертов, украинцы устали от внутренних дрязг, да и обстановка в Донецкой и Луганской областях не давала оснований растягивать «удовольствие» выборной кампании. В украинском обществе возник большой спрос на некую консолидирующую фигуру, и таковым оказался Порошенко. Он отнюдь не новичок в политике, он был министром экономического развития в правительстве Януковича-Азарова, до этого успел побывать в кресле секретаря Совета национальной безопасности и обороны (где был «съеден» тогдашним премьер-министром Юлией Тимошенко) и министра иностранных дел при Викторе Ющенко.

То есть, строго говоря, в украинской политике не случилось долгожданного обновления, не произошло освобождения от власти олигархов, как того требовал Майдан. Президент-миллиардер, побывавший в правительстве при двух предыдущих президентах, - это едва ли соответствует чаяниям тех, кто сбрасывал Януковича. Да и Порошенко выглядел несколько несуразно, когда клеймил позором предыдущую власть, в которой сам когда-то и состоял!

Тем не менее, «шоколадный король» Украины считается компромиссной фигурой. Он получил больше голосов, чем Тимошенко, радикальный популист Олег Ляшко, регионал Михаил Добкин, лидер праворадикальной «Свободы» Олег Тягнибок и вождь «Правого сектора» Дмитро Ярош, вместе взятые. Впервые в Украине не было пресловутой дихотомии между Западом и Востоком – Порошенко получил примерно равное число голосов во всех областях, не считая, понятно, Крыма и двух указанных восточных областей, где выборы фактически были сорваны. Во всех избирательных округах, кроме округа №178 (север Харьковской области), победил Петр Порошенко.

Влиятельное американское издание The National Interest пишет по этому поводу: «Сегодняшняя популярность Порошенко по большей части основывается на ожидании того, что он сможет достичь временного соглашения с Другой Украиной. Если ему не удастся, всё может в одночасье рухнуть, и его предшественники хорошо знают, как это бывает. Следовательно, настало время решительно переформатировать политику и отношение к Другой Украине и увести украинский патриотизм подальше от наваждения, связанного с узконациональной языковой идентичностью, к гражданскому патриотизму, который позволит тем, кто лелеет русское наследие, также почувствовать себя украинцами. Никто не сможет сделать это лучше, чем президент, который публично заявит, что украинская нация есть и всегда будет в глубине души двуязычной и двукультурной».

С другой стороны, эксперты полагают, что Порошенко не сможет исполнить роль национального лидера. «Порошенко получил как бы временный мандат на правление. Сможет ли он его использовать? У меня в этом большие сомнения. Новый президент совсем не похож на национального лидера», – считает директор Центра изучения США им. Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.

В свою очередь, президент украинского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко тоже уверен, что президенту не удастся наладить диалог с Юго-востоком. «Против этого диалога резко выступают боевики Майдана – а это единственная вооруженная сила, на которую опирается правительство. Если Порошенко начнет налаживать диалог, эта сила выступит против него. Кроме того, Порошенко и сам (…) утверждал, что на Юго-востоке действуют сепаратисты, которые должны сдаться, и только после этого правительство когда-нибудь проведет какую-нибудь децентрализацию. На таких условиях – без прекращения военной операции – понятно, что никакого диалога не будет», - заявил политолог изданию «Эксперт».

Налицо уникальный в своем роде компромисс Запада и «усеченного» Востока Украины. Это лишний раз доказывает нам, что население соседней страны устало от постоянных разборок между партиями и олигархическими группами и сделало ставку на консолидацию и компромисс. Но так ли всё просто в украинском государстве?

Заклятые друзья

Многие наблюдатели, в том числе автор этих строк, считают, что внутреннее противостояние различных кланов в Украине далеко до завершения. Например, Юлия Тимошенко. Я не думаю, что она отказалась от дальнейшей борьбы с «любимым» Порошенко, с которым в годы Ющенко вступала в жесточайшие схватки; украинские политологи утверждали, что для «газовой принцессы» Порошенко хуже Януковича.

А сегодня, как говорит директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, Юлии Тимошенко остается ждать, пока ситуация в стране «станет настолько плохой, что снова возникнет тема перезагрузки всей страны, и, в том числе, переизбрания Петра Порошенко». «Это будет непросто. Там и так значительное число людей легли под Порошенко уже давно, а еще больше лягут, - цитирует политолога Лента.ру. – Ей же нужна какая-то конструктивная программа, которой у нее пока нет».

Другой интересный персонаж – Игорь Коломойский, олигарх и, пожалуй, самый большой бенефициарий всего происходящего в Украине. Евромайдан и боевые действия на Юго-востоке практически нейтрализовали группировку «донецких» (Ринат Ахметов), увели в тень группу Фирташа – Левочкина и позволили группе «Приват» Коломойского выйти на авансцену. Он представитель могущественного днепропетровского клана, откуда родом и Тимошенко, и второй президент Украины Леонид Кучма.

Украинская пресса пишет, что Коломойский сделает свой город «альтернативным Киеву центром влияния». «Днепропетровск определенно претендует на статус финансовой столицы Украины, альтернативного Киеву центра влияния, ключевую роль в котором играют местные элиты, а не центральная власть, - пишет сайт «Вести. Репортер». – Закрепить привилегию местных элит могут гарантии выборности губернаторов и децентрализация бюджета. И рано или поздно встанет вопрос отношений с киевскими игроками, ключевой фигурой среди которых с недавних пор является Петр Порошенко».

Но неправильно считать, что Порошенко будет молча наблюдать за интригами. Новый украинский президент хочет провести осенью досрочные выборы в Верховную Раду. Зачем? Чтобы создать лояльную себе фракцию и нанести удар по партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко, у которой относительное большинство по итогам выборов 2012 года. Ведь «леди Ю» фактически контролирует парламент (руками своего ближайшего соратника Александра Турчинова) и правительство – через Арсения Яценюка. Глава МВД Арсен Аваков, который курирует боевые операции против ополчения, тоже состоит в «Батькивщине».

Имея такого «спрута», Тимошенко может создать Порошенко проблемы, поэтому президент вынужден действовать на опережение. Он активно лоббирует идею досрочных выборов, чтобы создать пропрезидентское большинство и обеспечить себе надежные тылы в парламенте, ведь в феврале 2014 года Верховная Рада вернула Конституцию 2004 года, которая устанавливает парламентско-президентскую республику, значительно сужающую полномочия главы государства.

«Многие в окружении Порошенко прямо предлагают ему создать новую коалицию (точнее, переформатировать старую), полностью лояльную победителю президентских выборов, - пишет «Эксперт». – Но Порошенко слишком опытный политик, чтобы не понимать: лояльность любых союзников приходится покупать (…). Понятное дело, что и в новом парламенте нужно будет договариваться с союзниками аналогичными способами. Однако это проще делать, когда у тебя за спиной мощная фракция. А в окружении Порошенко рассчитывают конвертировать его рейтинг в треть депутатских мандатов».

Юлия Тимошенко, не желая бросать открытый вызов президенту, поддержала его идею, но только на условиях введения партийной избирательной системы (сейчас 225 депутатов ВР избираются по пропорциональной системе, другие 225 – по мажоритарным округам). Внутренняя клановая борьба пока не вышла на поверхность – видимо, реальные и потенциальные противники Порошенко великодушно позволяют ему отработать первые сто дней. Да и ситуация на Юго-востоке – это не лучший фон для сотрясания властного Олимпа. Однако я абсолютно уверен, что новый виток противостояния партий и личностей – дело времени. Хотя это, увы, не главная и не единственная проблема Украины.

Продолжение следует…
XS
SM
MD
LG