Linkuri accesibilitate

Уйти, чтобы вернуться


Понедельник 28 октября удивил Молдову весьма интересным событием. Вице-председатель Демократической партии Влад Плахотнюк на специально созванном брифинге сообщил о сложении с себя депутатских полномочий. По его словам, он хочет сосредоточиться на работе с людьми на местах.
Это начинание было бы весьма похвально, если бы не одна «маленькая» деталь: господин кукловод не делает того, что не отвечало бы его интересам. Попробуем разобраться в сегодняшнем событии. Сразу замечу, что добровольный отказ депутата от парламентского иммунитета в ситуации, когда он находится в поле зрения международных правоохранительных структур, а также подозревается в причастности к ряду темных дел в Республике Молдова, означает, что он абсолютно уверен в своей неуязвимости.

Напомню в связи с этим, что минувшей зимой, когда в самом разгаре был правительственный кризис, вызванный трагической гибелью Сорина Пачу на «царской охоте», снятие депутатской неприкосновенности с Влада Плахотнюка было одним из главных требований оппозиции и представителей гражданского общества. Тогда кукловод, что называется, отделался легким испугом, потеряв только пост первого вице-спикера парламента.

Но с тех пор внутри правящей коалиции произошли значительные изменения. Как я неоднократно отмечал в своих материалах, утверждение правительства Юрия Лянкэ означало, помимо прочего, значительное усиление Плахотнюка с одновременным ослаблением Влада Филата, «старых» либералов, попросту выброшенных на обочину политической жизни, и формального лидера ДПМ Мариана Лупу. Количество министров от Демократической партии в составе Кабинета министров непропорционально увеличилось, причем команда Плахотнюка обзавелась важным со многих точек зрения министерством транспорта.

Поэтому я могу с полной уверенностью говорить, что Плахотнюк образца осени 2013 года несоизмеримо сильнее Плахотнюка образца минувшей зимы. Его усиление сейчас отражается не только в таких сугубо материальных проектах, как приватизация государственного имущества, но и в крайне важном институциональном вопросе, а именно: скандальная реформа избирательной системы.

Еще весной многие наблюдатели, в том числе автор этих строк, говорили, что введение смешанной системы очень выгодно Плахотнюку, т.к. под маской «прямой демократии» в Молдове может быть установлен налаженный механизм подкупа избирателей. В результате этого – не устану повторять! – в молдавском парламенте мы гарантированно получим минимум 50 плахотнюков, избранных по мажоритарной системе.

О том, что правящая коалиция очень торопится с этой губительной для Молдовы реформой, свидетельствуют скрытые и явные сигналы. С одной стороны, власть намерена после саммита в Вильнюсе все же проголосовать за введение одномандатных округов на фоне картинной «озабоченности» европейцев, вроде как убеждающих Кишинев не делать этого и вроде как не имеющих желания претворить свои аргументы в жизнь.

С другой стороны, отдельные представители «гражданского общества» под сурдинку всё той же «прямой демократии» пытаются убедить аудиторию в важности реформы, т.к. это «позволит народу видеть своих депутатов и отзывать их мандат в случае необходимости». Я не буду в сотый раз повторять о том, что в условиях высочайшей коррумпированности и партийной ангажированности органов власти РМ это благое намерение приведет нас прямиком туда, куда указывает известный афоризм.

Но вернемся в день сегодняшний. Влад Плахотнюк заявляет, что будет уделять много времени общению с народом на местах. Само собой, это начало предвыборной кампании – тут, что называется, к гадалке не ходи. Но даже не это самое существенное. Есть у кого-то сомнения в том, ЧЕМ и НА ЧТО будет уговаривать своих слушателей господин кукловод? Если еще есть, то я отмечу, что Плахотнюк решил открыть некие «социальные магазины» по стране. Что это, если не завуалированный подкуп избирателей? Видимо, вспомнив известное изречение «Если хочешь что-то сделать нормально, сделай это сам», вице-председатель ДПМ вознамерился лично объяснить народу все прелести одномандатной системы. Естественно, этот популистский перформанс будет сопровождаться аттракционом неслыханной щедрости, а огромная армия телевизионных и Интернетовских подпевал будет петь осанну своему благодетелю.

Еще один важный аспект: я готов держать пари, что «уход» Плахотнюка согласован с европейцами, которые, к слову, испытывают идиосинкразию по отношению к нему, но терпят исключительно ради сохранения проевропейской коалиции. Видимо, Брюссель решил, что кукловод должен быть выведен из публичной политики хотя бы до саммита в Вильнюсе, чтобы создать иллюзию разрыва отношений одиозного олигарха с правящим классом.

Но это как раз только иллюзия. Повторю мысль, высказанную в начале: чтобы добровольно отказаться от депутатского иммунитета, надо быть четко уверенным в своей неуязвимости. Действительно, а чего бояться всесильному кукловоду, если он фактически контролирует силовую, судебную, финансовую систему, а также львиную долю СМИ? Еще один штрих к портрету: если Плахотнюк делает такой дерзкий и самоуверенный шаг, он явно показывает цейтнот. Время идет, после Вильнюса властям будет труднее убедить население в необходимости сохранения себя любимых. Для этого и задействуется тяжелая артиллерия в лице Плахотнюка, который должен к очередным парламентским выборам (если не будет досрочных) разбиться в лепешку и достичь цели – одномандатных округов и «причесанной» Демократической партии без кукловода. Однако Плахотнюк без депутатского иммунитета одновременно сильно рискует – ведь свое слово еще не сказала оппозиция.
XS
SM
MD
LG