Linkuri accesibilitate

Дженифер Браш: „Я буду счастлива, когда приднестровский конфликт будет решен”


Дженифер Браш
Дженифер Браш

Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Еще один раунд переговоров в Вене в формате 5+2 завершился без ощутимых результатов для урегулирования приднестровского конфликта. ОБСЕ призывает Кишинев и Тирасполь восстановить доверие друг к другу и понять, что соглашение, которое установит мир, в интересах обеих сторон. И… что думают жители левобережья по поводу недавней отставки главы правительства Приднестровья?
Приднестровские диалоги
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:15:00 0:00
Link direct

Свободная Европа: „Я буду счастлива, когда приднестровский конфликт будет решен” – заявила глава Миссии ОБСЕ в Кишиневе Дженифер Браш, комментируя последний раунд переговоров в формате 5+2, который прошел на минувшей неделе в Вене. В интервью Радиостанции Свободная Европа г-жа Браш сказала, что вопрос о свободном передвижении между двумя берегами Днестра остается актуальным, несмотря на то, что в Вене не было достигнуто никаких договоренностей, возможно, из-за политического давления, которым подвергаются обе стороны. Г-жа Браш отметила и тот факт, что договоренность между Кишиневом и ЕС об установлении миграционных пунктов по административной линии с приднестровским регионом вызвала напряженность, на которую, судя по всему, Тирасполь ответил законом о так называемой государственной границе Приднестровья. Глава Миссии ОБСЕ уточнила, что в настоящее время обсуждается с правительством Молдовы возможность того, чтобы жители Приднестровья, которые являются обладателями иностранных паспортов, могли быть зарегистрированы как постоянные резиденты Молдовы, чтобы иметь возможность без проблем передвигаться между двумя берегами Днестра. С Дженифер Браш беседовала моя коллега Валентина Урсу.

Свободная Европа: На этой встрече в Вене в формате 5+2 по урегулированию приднестровского кризиса вы подняли проблему упрощения свободного передвижения, экономические вопросы и вопросы, связанные с окружающей средой. Госпожа посол, вы удовлетворены итогами этих дискуссий?

Дженифер Браш:
„Это, наверное, самый трудный вопрос из тех, что вы можете мне задать – удовлетворена ли я итогами переговоров? Отвечу так: и да, и нет. Я была бы счастлива, если бы этот конфликт нашел свое разрешение и жители обоих берегов Днестра, всего региона могли жить без страха и в благополучии. Иными словами, я была бы счастлива, если бы мы достигли этого.

Но сказать, что разочарована, тоже не могу, так как стороны встречаются и прилагают усилия по восстановлению доверия, по улучшению жизни людей на обоих берегах Днестра. Так что я рада видеть их, подписывающих протокол об экологии и окружающей среде. Думаю, это хороший шаг.

Кроме того, они договорились двигаться вперед и в сфере сотрудничества правоохранительных органов, что, по моему мнению, также является положительным моментом. И пусть я не могу сказать, что мы приблизились к соглашению в области свободного передвижения, которое предполагает возобновление движения по мосту Гура-Быкулуй – Бычок, но мы продолжаем дискуссии, и я не могу представить себе, чтобы администрации на обоих берегах Днестра сознательно тянули с открытием этого моста. Иными словами, я рассчитываю на добрую волю обоих берегов, на их готовность действовать в целях возобновления движения на этом мосту.”

Свободная Европа: Мост между селами Гура-Быкулуй и Бычок был взорван во время вооруженного конфликта на Днестре в 1992 году. Несмотря на то, что в начале 2000-х годов он был отремонтирован, дорожное движение не было возобновлено. Специалисты говорят, что мост в сравнительно хорошем состоянии. Почему неизвестно, когда будет открыт этот транспортный коридор?

Дженифер Браш: „Вы знаете, немного неловко мне присутствовать за столом переговоров, рядом с политическими представителями, которые имеют силу и власть, необходимые для возобновления движения по мосту. Надеюсь, они это сделают. В протоколе мало пунктов, по которым не достигнута договоренность. С моей точки зрения, возобновление движения вполне осуществимо; но я не ощущаю того политического давления, которому подвергаются они. Я свободна от различных политических субъектов, которые следили бы за каждым моим шагом – а с ними именно так происходит. Поэтому я должна исходить из того, что если бы они могли это сделать легко, они бы это сделали. Но они работают под сильным давлением”.

Свободная Европа: Г-жа Браш, насколько актуален вопрос функционирования тех шести миграционных пунктов на административной границе с Приднестровьем? Является ли эта мера частью плана действий по либерализации визового режима с Европейским Союзом? Кишинев и Тирасполь могли бы прийти к консенсусу?

Дженифер Браш:
„Посты миграционного контроля – этот вопрос отношений между Молдовой и ЕС, так что я бы предпочла не комментировать то, что касается отношений между Евросоюзом и Республикой Молдова. Тем не менее, скажу, что эти посты вызвали серьезную обеспокоенность в Приднестровье и – может, это совпадение, а может – и нет, вскоре после начала обсуждения вопроса о миграционных постах в Приднестровье был принят закон о „государственной границе”, вызвавший серьезные споры здесь, в Кишиневе, а также в Европе. И Соединенные Штаты Америки недавно высказали свою позицию по этому закону.

Я обеспокоена напряженностью, созданной этими постами и законом о „границе”. Надеюсь, что политические представители обеих сторон проведут информационные кампании с целью разъяснить населению задачи миграционных постов.

Также, я понимаю потребность обладателей российских или украинских паспортов в том, чтобы свободно пересекать границу Молдовы. Мы с официальным Кишиневом тесно работаем над поиском решения относительно того, как именно обладатели этих паспортов могут быть зарегистрированы в качестве постоянных резидентов Молдовы. Мне импонирует тот факт, что рассмотрение закона о миграционных пунктах, планировавшееся на пятницу, отложено до тех пор, пока не будет найдено решение для обладателей русских и украинских паспортов, проживающих в Приднестровье”.

Свободная Европа: Но, так или иначе, осенью молдавский парламент вернется к проекту закона о контроле миграционного потока на приднестровском участке границы Республики Молдова с Украиной и не исключено, что закон будет принят…

Дженифер Браш: „Осень – понятие растяжимое, а законодательная власть отделена от исполнительной, поэтому я надеюсь, что они будут сотрудничать в поисках решения, способного исключить появление каких-то дополнительных поводов для напряженности. Надеюсь, у них найдется время и терпение для того, чтобы найти решение для владельцев российских и украинских паспортов. Но для этого необходимо взаимодействие и со стороны Российской Федерации и Украины, поэтому это сложный вопрос”.

Свободная Европа: Миссия EUBAM могла бы помочь в решении этой проблемы?

Дженифер Браш: „Не могу комментировать роль EUBAM, вам придется спросить об этом их самих. Что касается меня, то я всегда приветствую сотрудничество с EUBAM.”

Свободная Европа: Украина, которая председательствует сейчас в ОБСЕ, выразила готовность организовать у себя встречу Юрие Лянкэ и Евгения Шевчука. Премьер-министр Лянкэ не исключает возможность такой встречи. Глава кабинета министров сказал об этом в интервью Радиостанции Свободная Европа. Как вы считаете, такая встреча целесообразна?

Дженифер Браш:
„Конечно же, очень важно, чтобы они встречались, и это один из моих приоритетов, а также украинского председательства ОБСЕ – способствовать проведению таких встреч.

Есть две точки зрения относительно обстоятельств их будущей встречи. Первая: они никогда прежде не встречались, они не знакомы и в первой их встрече над ними не будет довлеть необходимость обязательно найти какое-то решение или договориться относительно, скажем, мер по укреплению доверия.

Вторая точка зрения: какой смысл встречаться, если эти встречи оказываются безрезультативными? Думаю, обе эти позиции можно понять. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы способствовать этим встречам, но не могу не согласиться с теми, кто говорят, что никаких предварительных условий для них не должно быть.

Разумеются, последуют и другие встречи, есть множество вопросов, которые необходимо обсудить. Во время встреч Влада Филата и Евгения Шевчука я убедилась, что, когда они встречаются, они в состоянии преодолеть политические преграды; так что, надеюсь на преемственность”.

Свободная Европа: В этом переговорном формате 5+2 когда можно будет конкретно обсуждать политические проблемы? Например, поднять вопрос о политическом статусе приднестровского региона. Пока что акцент ставится на социально-экономических проблемах…

Дженифер Браш:
„Мы уже как-то говорили на эту тему, и мой ответ тот же, что и в прошлый раз: все, что мы обсуждаем – политика, это политические переговоры, ни один из рассмотренных вопросов не лишен политического резонанса и непосредственно касается статуса. Так что я понимаю – несмотря на то, что в этом соку я варюсь недавно, конфликт длится 20 с лишним лет, я же здесь нахожусь всего лишь год – понимаю, что за два последних десятилетия доверие сильно пошатнулось и подорвано; но, думаю, есть какие-то пределы для совместных действий, которые восстановили бы доверие между сторонами и доказали бы населению обоих берегов Днестра, часть которого выросла с самого начала в конфликтной атмосфере – что ни говори, речь идет о двадцати с лишним лет… .

Нужно доказать обеим сторонам, что соглашение, которое восстановит мир – в интересах всех. На это потребуется какое-то время, необходима готовность сторон и участие всех, в том числе прессы, в просвещении и информировании населения относительно того, что я называю „дивиденды мира”, которые принесет с собой решение конфликта”.

Свободная Европа: На вопросы Валентины Урсу отвечала Глава Миссии ОБСЕ в Республике Молдова Дженифер Браш.

***

Свободная Европа: Вот уже более недели у приднестровского правительства новый премьер-министр. Возглавила кабинет министров 41-летняя Татьяна Туранская, которая ранее была главой госадминистрации города Рыбницы, а до этого работала в налоговой инспекции. Татьяна Туранская сменила первого премьера непризнанной приднестровской республики Петра Степанова, освобожденного от должности в связи с, цитирую: «переходом на другую работу». Отставке предшествовал период, когда критические высказывания в адрес правительства участились, в частности, за углубление экономического кризиса, жесткое увеличение тарифов на газ, огромный бюджетный дефицит и простой крупных предприятий. Кроме того, молодая администрация Евгения Шевчука сталкивается с решительной оппозицией Верховного совета. Институт правительства как правомочный механизм и премьера созданы в начале прошлого года. Раньше правительство напрямую возглавлял лидер приднестровского региона. Что удалось Петру Степанову и молодой команде Евгения Шевчука за полтора года? Связывают или нет какие-то ожидания с новым премьером Татьяной Туранской? Ответ на эти вопросы мы попытались получить у жителей левобережья Днестра.

– Ничего хорошего мы не ждем. Потому что Татьяна Туранская не специалист в этой области. Но, знаете, нам судить, успешно ли она справлялась – сложно, конечно. Но я думаю, что и Степанову сложно было работать с той командой, которая у него была. Потому что там были все тоже дилетанты, далеко не специалисты.

– Новости не смотрю, политикой совершенно не интересуюсь. Абсолютно, мне это не интересно. Вы знаете, неинтересно чисто принципиально. Это грязное дело, к которому я не хочу иметь никакого отношения.

– Существенных изменений как бы в принципе я не наблюдаю, поэтому говорить о чем-то… И новое правительство не так долго работает для того, чтобы видеть какие-то конкретные результаты. Да, есть смена там руководства и так далее, но особых изменений нет. Каких изменений? Ну, рабочих мест и достойной заработной платы. Все.

– Я очень довольна, что ушла эта смирновская гвардия, да? И меня сейчас, по-моему, устраивает все, и я не вникаю и не раскладываю у себя в голове все по полочкам. Пусть работают, молодые, вам карты в руки.

– Сложный вопрос. Но я все же считаю, что проблема не в людях, которые меняются, а в том нюансе, что у нас еще много женщин стало в правительстве. И я как бы не отношусь к женщинам с каким-то пренебрежением, но все же меня этот факт смущает. Потому как слишком много женщин могут привнести совсем другие какие-то ноты и новые направления в нашу жизнь. И не факт, что лучше.

– Вообще-то я консерватор, мне все равно, кто у власти. А если женщина – может быть… Ну, перемены какие-нибудь. Я, допустим, слышала от людей, что тот, кто раньше был председателем, всем он нравился, но женщина, она, знаете как – больше по хозяйству, что ли. Будут, может быть, какие-то новые разработки, новые планы. Вся жизнь зависит от самого человека, и если он что-то хочет, он к этому стремится. И он добьется, а не будет ждать от правительства. Нечего ждать, надо самим что-то делать.

– Я ничего не могу сказать, я плохо вижу и плохо слышу. Мне уже 85-й год. Я вот вышла, обойду вокруг дома – и слава Богу.

– Нет, не улучшилось. Заработать денег негде. Работы нет. Ну, чем? Ничем лучше не стало. Ой, ну чего-то хорошего, конечно. Чтобы была работа, заработок был какой-то.

Свободная Европа: Мнения случайных прохожих, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя и Бендер.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG