Linkuri accesibilitate

Прогулки по граблям



В Молдове продолжается комедийно-мелодраматический триллер под названием «Страсти Альянсовы». Лепка третьей коалиции за четыре года, попытка впихнуть те же лица в тот же формат на тех же условиях с теми же целями – это упорство носорога, знаете ли, удивит даже носорогов. Однако не буду забегать вперед – обо всем по порядку.

В начале уходящей недели либеральные демократы и просто демократы приступили, как ни в чем не бывало, к переговорам по формированию правительства Юрия Лянкэ. Как будто не было голосования демократов за отставку Филата 5 марта, как будто не было решения Конституционного суда 22 апреля – «случайно» после того, как ЛДПМ пошла на все нужные демократам голосования и уступки. Как будто не было голосования ЛДПМ и ПКРМ по «сворачиванию» выгодных Демпартии законопроектов. Как будто…

Полагаю, либеральные демократы могут смело подавать в Книгу рекордов Гиннесса заявку в номинации «Самая гибкая политическая партия». Умудриться за каких-то три месяца совершить кульбиты, из которых даже летчик-профессионал бы не вышел и обязательно угробил свой истребитель! Рекомендую ЛДПМ поменять свой партийный символ и вместо дуба нарисовать растение «перекати-поле».

Однако шутки в сторону. Экспертное сообщество разделилось на два условных лагеря, причем не так, как раньше – эти за альянс, а те за коммунистов. Сейчас водораздел проходит по вопросу «Досрочные выборы VS очередные выборы».

Те, кто утверждает, что досрочных выборов можно и нужно избежать, уповают на Вильнюс (как будто там одним махом решатся все проблемы Молдовы) и буквально требуют создания новой коалиции в составе ЛДПМ, ДПМ, «реформированных» либералов и некоторых «независимых» депутатов. Во всяком случае, 52 голоса для этого теоретически найдутся. Это, как правило, представители лагеря ДПМ.

Те, кто говорят, что досрочные выборы не просто нужны, но нужны как можно скорее для предотвращения полного системного коллапса, призывают не абсолютизировать значение Вильнюса и предлагают для начала навести порядок в изрядно потрепанном государстве и обеспечить деполитизацию институтов власти. Это, в основном, эксперты, близкие к Партии коммунистов, но и к либеральным демократам.

И тут начинается самое интересное: большинство экспертов, открыто или негласно работающих на ЛДПМ, сходятся в том, что их «работодатели» должны прекратить переговоры с Демократической партией (читай – с Плахотнюком). Мнения и версии при этом достаточно любопытны. Во-первых, говорят мои коллеги, и я не могу с ними спорить, партии Филата не следует говорить с тем, кто стоит за решением Конституционного суда от 22 апреля.

Во-вторых, считают здравомыслящие люди в лагере «зеленых», продвижение кандидатуры Юрия Лянкэ таит в себе большую опасность для самого Филата, который в случае утверждения нового Кабинета рискует потерять влияние и остаться уязвимым для возможных атак со стороны кукловода. Не имея ни премьерских полномочий, ни депутатской неприкосновенности, Филат может в лучшем случае оказаться на обочине политической жизни, а в худшем…

В-третьих, и это важнее остального, создание третьего Альянса означает легитимацию формата, который установился в Молдове усилиями известного персонажа. Голосование ДПМ за новый Кабинет министров – это только смена одного премьер-министра на другого, а суть не изменяется. Господин кукловод ни за что не откажется от контроля над прокуратурой, Центром антикоррупции, Комитетом по телерадиовещанию, судебной системой и т.д. Собственно говоря, тут ничего не надо гадать, не нужно читать между строк – представитель ДПМ на переговорах с ЛДПМ, и.о. министра экономики Валерий Лазэр четко заявил, что его формирование выступает за сохранение нынешнего положения.

И господину Филату, который пока еще имеет влияние на политику, будет очень сложно объяснить обществу, почему он в феврале заявил, что будет бороться с мафией, почему в марте, после отставки, он заявил о готовности воссоздать коалицию, почему в апреле он почти дошел до создания АЕИ-3, пока не получил отлуп от Конституционного суда, почему в мае он пошел на революционные шаги вместе с ПКРМ, но сейчас, на пороге июня, он снова идет на переговоры с ДПМ. Получается, что экс-премьер не только не готов продолжить заявленную им же борьбу с мафией, но и может допустить дальнейшее сохранение мафии у власти?

А между тем, переговоры «зеленых» с «синими» продолжаются. И всё бы ничего, если бы не упорство обеих сторон в сохранении пресловутого «алгоритма» - то есть, проще говоря, дележа министерств и ведомств по партийному признаку. И хотя Лилиана Палихович, представляющая ЛДПМ на переговорах, утверждает, что ее формирование не потерпит политизации силовых и судебных инстанций, мне практически не верится в то, что либеральные демократы сумеют до конца устоять на своей позиции. Печальный опыт, знаете ли… При этом, наверное, было бы излишним в сотый раз повторять, что сохранение алгоритма – это бомба замедленного действия, которая когда-то погубила альянс «За демократию и реформы» в 1998-2001 годах, а в 2013 году, после «царской охоты», послужившей катализатором, смела с политической арены альянс «За европейскую интеграцию» в его второй вариации. Видимо, ЛДПМ и ДПМ считают, что, раз Бог троицу любит, то и алгоритм должен быть материализован в третий раз. Что ж, закон граблей никто не отменял.

Однако под занавес публикации я все же добавлю ложку меда. Судя по некоторым сигналам, исходящим от ЛДПМ и ее экспертного окружения, в этой партии кипят нешуточные страсти. Во-первых, далеко не все «зеленые» рады переговорам с кукловодом. Во-вторых, некоторые депутаты обнародуют факты, которые могут бросить тень на людей из окружения Плахотнюка. В-третьих, упорство ЛДПМ в деполитизации может и дать результаты, если партия пройдет по этой линии до конца. В итоге переговоры могут сорваться и открыть дорогу к досрочным выборам.

Но есть еще один сдерживающий фактор: никто из правых партий не хочет удостаиваться чести стать виновником объявления выборов, хотя мои коллеги утверждают прямо противоположное: простой народ говорит, что чем дольше «эти держатся за власть», тем меньше к ним доверия. А с другой стороны, та партия, которая возьмет на себя смелость открыто признать неизбежность и безальтернативность досрочных парламентских выборов, может добавить в свою копилку 5% голосов неопределившихся избирателей. Сложная ситуация, ничего не скажешь. Но будет еще сложнее, если либеральные демократы, от которых сейчас зависит очень многое, поступят в угоду конъюнктуре, а не дальновидности и здравому смыслу.
XS
SM
MD
LG