Linkuri accesibilitate

Сближение Молдовы с Евросоюзом и приднестровский регион



Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Хотим мы этого или нет, сближение Молдовы с Евросоюзом затронет приднестровский регион. Интервью с исполняющим обязанности премьер-министра Республики Молдова Юрие Лянкэ. В Приднестровье снова ждут с визитом Патриарха России Кирилла.

***

Свободная Европа: На период пасхальных праздников Тирасполь упростил для обладателей так называемых приднестровских паспортов режим перехода контрольно-пропускных пунктов на административной границе между Молдовой и Приднестровским регионом, и на границе с Украиной. Но для граждан Республики Молдова и других стран процедура осталась прежней – от обязательного заполнения миграционной карточки их никто не освобождает. И также в преддверии Святой Пасхи тираспольские СМИ распространили информацию о возможном визите Патриарха России Кирилла в Республику Молдова, а заодно и на левый берег Днестра.

Намеченный на сентябрь, визит приурочен к 200-летию основания Кишиневской епархии Русской православной церкви. В 2011 году Патриарх Кирилл посетил Кишинев, но от поездки в Тирасполь отказался, сославшись на состояние здоровья. Какие ожидания связывают сейчас приднестровцы с возможным визитом главы Русской православной церкви?

Патриарх России Кирилл в Кишинёве, 10.10.2011
Патриарх России Кирилл в Кишинёве, 10.10.2011
Да, это очень значительное событие для нашей республики, для православных людей нашего края. Мне кажется, это очень важно. Ну, это показывает нашу связь с Россией, это своеобразное единение православного мира, о том, что где бы ты ни находился, ты все равно остаешься христианином, и, по-моему, это очень здорово, что нас не забывают.

Наверное, это говорит о том, что это поддержка России, что все-таки интерес какой-то проявляется на официальном уровне со стороны церкви. Ну, насколько я слышал, на этот раз целенаправленно в Приднестровье он приезжает. Не в Молдову, а в Приднестровье, то есть, наверное, все-таки будет у нас. В целом каких-то кардинальных перемен, наверное, после приезда, чтоб что-то сразу поменялось – наверное, нет.

Ну, именно то, что он приедет – ничего особого, для меня вообще религия – это не то, что во что именно должен верить человек. Человек должен верить именно в Бога, потому что религий в мире очень и очень много, и для человека должна быть сама вера, а не вера в каких-то священнослужителях, каких-то предписаниях. Своя вера здесь, внутри сердца. В Бога.

На нас обращают внимание, о нас знают и интересуются нами. Для верующих большое значение будет, для неверующих, наверное, меньше значения будет. Но все равно, положительно.

Ну, с точки зрения христианки, конечно. Потому что это все-таки наш святитель на сегодняшний день и у нас одна вера, и я надеюсь, что вера эта будет направлена на то, чтобы еще больше сплотить наших людей. Все-таки мы единое целое, несмотря ни на какие границы, ни на какое положение сейчас в мире. Мы хотели бы быть вместе, и мы будем надеяться на Кирилла - вместе с Россией. С Россией, потому что я даже вот детям рассказываю, со студентами встречаюсь, со своими товарищами – мы всегда говорим так, как будто не было 90-х годов. Мы одно целое. И мы хотели бы быть вместе.

Это очень хорошо. Если такой человек приедет к нам, значит, достойны мы, чтоб он к нам приехал. Это раз. Ну, люди-ж безбожные. Может, немножко кто-то задумается о смысле жизни, может, подумает, что не такая важность вот эти деньги, потому что все остается, как пришел человек в этот мир, без ничего, так и уходит. Значит, надо ценности какие? Мужа любить, сына, дочь любить. Любовь. Любовь. Я так считаю, что религия – это любовь. Любви учит. Хотя в наше время как-то нас отдалили от церкви, в то время, когда я была, бабушка ходила, а нам нельзя почему-то было. Плохо было. Потребность все равно есть. Ну, а так… В миру – ведь мирские мы люди, да? – то все-таки все построено тоже на любви. Чем больше отдашь любви мужу, детям, тем больше получишь.

Свободная Европа: Мнения случайных прохожих, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя и Бендер.

***

Свободная Европа: Сближение Молдовы с Евросоюзом является двигателем реформ и внутри страны, поэтому этот процесс следует рассматривать не как альтернативу, а как требование времени, как необходимость, - сказал временно исполняющий обязанности премьера Юрий Лянкэ в эксклюзивном интервью для Радио Свободная Европа. Моя коллега Валентина Урсу спросила его, что происходит с Приднестровьем в этом процессе?

Юрие Лянкэ
Юрие Лянкэ
Юрие Лянкэ: „У Республики Молдова нет шансов стать функциональным государством, стабильным и предсказуемым, государством, работающим в интересах прежде всего гражданина, государством, которое может рассчитывать на поддержку своих партнеров как с запада, так и с востока вне этой стратегии европейской интеграции, которая, как очень правильно подметили и вы, является и локомотивом, движущим фактором усилий по модернизации нашей страны. Европейская интеграция, которая на национальном плане означает ничто иное, как процесс оздоровления, реформирования, ремоделирования нашей жизни, наших действий, нашего мышления. Это непростой процесс. Это очень и очень сложный процесс. Он затронет очень многое, а не просто структуры того или иного учреждения. Прежде всего этот процесс должен коснуться нашего менталитета, нашего образа мышления, реагирования, восприятия определенных событий, нашей готовности и желания способствовать искоренению этих явлений, если речь идет о негативных явлениях, таких, как коррупция, как неэффективность учреждений, как определенные проявления анархии, которую почему-то многие принимают за демократию. А демократия означает не только права, это, прежде всего, ответственность. Демократия – это не только досрочные выборы, а нечто другое. Демократия – это, прежде всего, верховенство закона, создание среднего класса. Только на основе этих фундаментальных элементов можно построить демократическое общество. Печально признавать, что не все начатые реформы удалось довести до конца, что отдельные государственные институты, к сожалению, оказали столь жесткое сопротивление этому процессу реформирования, что иногда ловишь себя на мысли: а стоит ли в принципе пытаться реформировать это учреждение, может, лучше построить другое, совершенно новое …”

Свободная Европа: Складывается впечатление, что именно симулирование реформ и сыграло злую шутку со многими.

Юрие Лянкэ:
«Это, конечно же, компрометирует идею европейской интеграции, которая сама по себе не просто благородная, но абсолютно необходимая и безальтернативная. Приведу в пример прибалтийские страны, которые, как и мы, в 91-ом начинали с тех же позиций, как республики бывшей советской империи, и посмотрите, где они сейчас, и почему нам не удалось. Иными словами, альтернативы нет. Таков мой ответ в двух словах. Если есть какая-то идея, которая все еще связывает нас, партий бывшего Альянса за европейскую интеграцию – с определенными небольшими поправками – связывает нас и мобилизует на перезагрузку этой коалиции, на создание правительства, более функционального, с учетом горького опыта и совершенных ошибок – думаю, этой идеей является именно европейская интеграция. За три года и семь месяцев сделано и много хорошего. Страна уже не такая, какой была в 2009 году. И самой непростительной ошибкой было бы не довести до конца эти внутренние реформы. И на их основе не совершенствовать наши отношения с Евросоюзом. Учитывая это, исходя из того, что ставки крайне велики, надеюсь, нам удастся восстановить коалицию, но с предельно четко обозначенными целями и приоритетами”.

Свободная Европа: Может ли сейчас вызывать доверие тезис бывших партий Альянса о том, что они единственная политическая сила, способная обеспечить сближение Молдовы с ЕС?

Юрие Лянкэ:
„Правительству, отправленному 6 марта в отставку, удалось, как я уже говорил, записать в свой актив ряд достижений. Партии, их представители показали в общих чертах понимание проблем, сложности наследия, проявили ответственность, начиная с публичных финансов, повышения гласности, с одной и другой стороны, особенно в вопросах расходования публичных средств. Посмотрите на основные параметры: бюджетный дефицит и так далее, что было далеко не простым делом. Я полностью уверен в том, что кабинет министров, который был выражением правящей до сих пор коалиции, продемонстрировал способности и нужную политическую волю для того, чтобы идти вперед. Поэтому, конечно, я могу только сожалеть о том, что произошло 6 марта, когда правительство было отправлено в отставку без достаточных на то причин и в явно критический период для того, чтобы страна успешно продолжила свой путь”.

Свободная Европа: Последний Барометр общественного мнения показал, что энтузиазм жителей страны, связанный с Европейским Союзом, пошел вниз. Это конъюнктурная тенденция текущего момента? Ведь тот же Барометр указывает и на возвращение коммунистов, которых ярыми адвокатами Евросоюза никак не назовешь…

Юрие Лянкэ:
„Эти результаты, если они верны, могут отражать определенное восприятие общества, умонастроения, основанные на определенной информированности или, возможно, недостаточной информированности о положении дел в Европейском Союзе, о состоянии отношений между Республикой Молдова и Евросоюзом. В этом смысле должен признать, что, возможно, мы недостаточно общались с нашими согражданами различных социальных категорий, от фермеров и до государственных служащих, в плане обсуждения преимуществ, привилегий и так далее. Но мы добились беспрецедентного успеха в отношениях с Евросоюзом. Мы на последнем этапе, который, естественно, усугублен этим затянувшимся политическим кризисом, но в любом случае, убежден, у нас есть все шансы завершить переговоры, перейти к следующему этапу, подготовить эти документы к парафированию и после этого, в определенной перспективе – и здесь многое будет зависеть от взаимодействия с Европейской комиссией и странами-членами – подписание, вступление в силу с момента подписания этих соглашений, получение безвизового режима; уверен, нам позволят сделать так, что восприятие изменится, что учреждения, многие из которых уже переходят на другие стандарты, другую практику, начнут функционировать совершенно иначе. И, уверен, граждане оценят эти преобразования в Республике Молдова.”

Свободная Европа: Г-н Лянкэ, насколько сильно поджимает сейчас время в поисках решения приднестровской проблемы? Спрашиваю об этом исходя, в том числе, из сказанного вами чуть выше о перспективах подписания молдавско-европейских соглашений после их парафирования. Тирасполю придется сейчас сделать выбор: заскочить в европейский поезд или остаться на восточном вокзале?

Юрие Лянкэ:
„Приднестровье – составная часть Республики Молдова.”

Свободная Европа: В Тирасполе так не считают…

Юрие Лянкэ:
„Это их проблема. Слава Богу, что так считаем мы и так считают все наши партнеры, все субъекты международного права. Опираясь на это, мы и строим свою стратегию и тактику. Во-вторых, урегулирование приднестровского конфликта было, есть и должно быть приоритетом официального Кишинева – с точки зрения и внутренней, и внешней политики; создавать необходимые условия по этим двум направлениям в рамках прямого диалога с Тирасполем, а также посредством коммуникации с нашими партнерами, в частности, в известном формате „5+2”, создавать необходимые условия для нахождения этого решения.”

Свободная Европа: Но может остаться приоритетом, без шансов на урегулирование?

Юрие Лянкэ:
„Нужно сделать все, что в наших силах, чтобы найти решение. И я убежден, что терпением и настойчивостью, конкретными делами в этом направлении мы сможем этого добиться. А именно – создать привлекательную среду на правом берегу Днестра, чтобы левобережцы убедились в том, что мы способны создать благоприятную систему для рядового человека. Конечно же, политический кризис, наступивший после отставки правительства, создает проблемы и с точки зрения процесса урегулирования приднестровского конфликта. В мутной воде, как известно, возможны разного рода сюрпризы, точнее – негативные проявления, всевозможные провокации; по моему мнению, со стороны определенных кругов растет соблазн посмотреть, к чему может привести то или иное действие. Не удивительно, что эта провокация в Варнице, произошедшая совсем недавно, пришлась как раз на этот период. Но, думаю, надо быть предельно внимательными и не пускать события на самотек, надо продолжать диалог с Тирасполем, продолжать отношения с нашими партнерами. Я думаю, что реакция действующего председателя ОБСЕ в лице Украины также сыграла положительную роль, помимо действий самих жителей села Варница, помимо действий и оценок официального Кишинева. Но, конечно, когда в Кишиневе сложилась такая ситуация, как сегодня, гораздо труднее продемонстрировать системный и последовательный подход, в том числе по данному вопросу”.

Свободная Европа: Пока официальный Кишинев делает все для сближения Республики Молдова с Европейским Союзом, приднестровская администрация утверждает, что левый берег предпочитает Евразийский союз. И здесь хотелось бы спросить: почему Москве хотелось бы видеть Республику Молдова в этом евразийском проекте?

Юрие Лянкэ:
„Не могу говорить от имени другого государства. Могу говорить только с точки зрения национальных интересов Республики Молдова. Приднестровский регион является составной частью Республики Молдова, он признан таковым и Российской Федерацией, и Украиной, и всеми международными партнерами. Поэтому желание интегрировать отдельную часть национальной территории в какую-то организацию – иллюзорное, чисто пропагандистское желание. Нет никаких прецедентов подобных процессов в международном плане”.

Свободная Европа: Но возможное подписание молдавско-европейских соглашений затронет, так или иначе, восточные районы Молдовы?

Юрие Лянкэ:
„Первый эффект, который почувствует и приднестровский регион, будет связан, как мне кажется, с вступлением в силу Зоны свободной торговли. Все очень просто, поскольку сегодня приднестровские предприятия, торгующие с европейскими компаниями, пользуются, так как они зарегистрированы в Кишиневе, системой автономных преференций. И как только вступит в силу Зона свободной торговли, эта автономная система упраздняется и на приднестровские компании распространится новый режим, которым они смогут пользоваться в той степени, в которой будут соответствовать новым стандартам, имею в виду стандарты в сельском хозяйстве, животноводстве и так далее, потому что там действуют новые нормы, новые условия. Что мы сделали в этом смысле, чтобы объяснить коллегам из Тирасполя, деловым кругам Приднестровья, при поддержке экспертов Еврокомиссии – точного и конкретного результата в этом плане пока нет. Но это не значит, что нужно отказаться от дальнейших попыток объяснять, какие могут быть плюсы и минусы для приднестровских предприятий, для работников, для социально-экономической ситуации в целом. Мы будем продолжать эти усилия по разъяснению, будем продолжать попытки задействовать их и, надеюсь, результаты не заставят себя долго ждать, потому что в конечном итоге не идеологические или Бог весть еще какие установки имеют определяющее значение, а реальная ситуация: рабочие места, доходы и так далее.”

Свободная Европа: Г-н Лянкэ, в молдавско-российском сотрудничестве какие приоритеты должны оставаться и впредь?

Юрие Лянкэ:
„Между нами сложился важный политический диалог, важное экономическое сотрудничество. Большое значение имеют гуманитарные отношения. И, разумеется, приднестровский конфликт, более старая проблема, связанная с присутствием войск. Иными словами, речь идет о большой мозаике этих отношений. Конечно, нельзя исключить сотрудничество в энергетической сфере, где есть еще проблемы, ждущие своего разрешения. Видите сами, палитра довольно широкая с достаточно большими интересами, и все, что мы должны делать – это продолжать диалог”.

Свободная Европа: Гость нашей сегодняшней передачи, временно исполняющий обязанности премьер-министра Республики Молдова Юрий Лянкэ отвечал на вопросы Валентины Урсу.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG