Linkuri accesibilitate

Разошлись по-соседски



Неудачей окончился ознакомительный вояж министра иностранных дел Украины Леонида Кожары на берега Днестра. Киев в нынешнем году получил от Дублина эстафету в председательстве в ОБСЕ, и по традиции начало года ознаменовалось визитом действующего председателя – главы МИД.
Сразу стоит оговориться, что Украина не какой-то очередной председатель, она непосредственный сосед и к тому же страна-гарант приднестровского урегулирования. В этом плане довольно забавно будет видеть переговоры в формате 5+2, где Киев предстанет сразу в двух образах: самого себя как посредника и ОБСЕ.

Именно тот факт, что Украина, в отличие от Ирландии или Литвы, гораздо лучше информирована о конфликте, дает надежды на более активный переговорный процесс. Иные европейские дипломаты тратили месяцы на то, чтобы войти в курс дела, и так проходили годы. Сам Леонид Кожара лишь недавно возглавил внешнеполитическое ведомство, но во внешней политике он отнюдь не новичок – карьерный дипломат, юрист-международник. Плюс наличие сильной команды в МИД Украины – в общем, соседи подходят к процессу с хорошими стартовыми данными и без «раскачек».

Возможно, именно это и сослужило Кожаре плохую службу, т.к. еще не было случая, чтобы действующий председатель во время первого же приезда в регион получал столь жесткую отповедь от одной из сторон переговоров, как это случилось на днях, после визита министра в Кишинев и Тирасполь. Возможно, именно хороший бэкграунд позволил украинской команде с места в карьер заговорить о политическом статусе и о том, что Приднестровье, дескать, готово обсуждать его.
Разумеется, я не стану утверждать, что эмиссар Киева займется урегулированием, надеясь таки достичь его в окончательном виде. Слишком все сложно и запутано в этом конфликте «на стыке цивилизаций». Очевидно, Украина будет, что вполне естественно, играть собственную партию. Имея границу и с Молдовой, и с Приднестровьем (чего нет у России) и тем самым имея возможность физически воздействовать на стороны конфликта, украинцы всегда старались идти по некоему особому пути.

Помощь соотечественникам на обоих берегах Днестра, барьер для России и одновременно борьба против использования региона как фронта Москвы в тылу Киева, прагматичное партнерство с Молдовой и противостояние влиянию Румынии, желание сблизиться с Европой и переменчивая сдержанная дружба с Россией – арсенал украинской политики весьма богат. Как говорил Наполеон, «география страны определяет ее историю».

Киев никогда не отказывал себе в удовольствии подергать за ниточки в приднестровском урегулировании. С одной стороны, в марте 2006 года Украина вместе с Молдовой ввела новый таможенный режим для Приднестровья, но, с другой стороны, позднее «внезапно» перестал работать мост на границе Украины и РМ, через который шли поезда по северной ветке. В первом случае Киев поддался прессингу ЕС в лице Хавьера Соланы, а во втором – решил одернуть Кишинев, ибо прекращение железнодорожного сообщения через Приднестровье в марте 2006 года было «перебором» и в планы украинцев, страдавших от блокирования южной ветки до Дуная, не входило.

Вот и сегодня МИД Украины продолжает лавировать. Во-первых, в Киеве не устают повторять и снова сказали сейчас, что урегулирование должно состояться только на основе территориальной целостности Молдовы с приданием Приднестровью особого статуса. Это не столько реверанс в сторону Кишинева, сколько проявление дальновидности: окончательный разрыв по Днестру может ускорить уход Молдовы в Румынию и рано или поздно поднимет вопрос Северной Буковины и Южной Бессарабии, где медленно, но верно раздаются румынские паспорта.

Во-вторых, упор на сохранение целостности Молдовы – это гарантия от укрепления пророссийского кольца – Донбасс, Крым, Приднестровье – на востоке и юге Украины. В-третьих, но не в последнюю очередь, в Киеве все еще сильно атлантическое лобби – и пусть не твердят наивные люди, что, мол, с приходом Януковича Украина повернулась к России лицом. Как бы не так. Антагонизма, как при Ющенко, конечно, нет, но в ближайшем окружении нынешнего украинского президента есть влиятельные приверженцы прозападного курса. В частности, таковым считают самого Кожару. В вопросе Приднестровья этот фактор усиливается наличием прозападного альянса в Кишиневе.

Разумеется, эти настроения и действия четко отслеживаются Москвой. Учитывая, что в последние месяцы отношения между Кишиневом и Тирасполем значительно охладели (не без подсказки Кремля), Россия изначально была настроена на сохранение полузамороженного состояния переговоров и на торпедирование любых попыток Киева перехватить инициативу.

В Москве еще не забыли прошлый январь, когда новый президент Приднестровья Евгений Шевчук провел встречу с премьером Молдовы Владом Филатом на территории Украины, под шефством тогдашнего министра ИД Грищенко, «пред ясны очи» обескураженных россиян, которые не только удивились прыти украинцев, но и элементарно не пришли в себя после сенсационной победы Шевчука на выборах!

Отныне Россия решила не давать Украине шансов и, по сути, пресекла личную встречу Шевчука и Филата с Кожарой в Кишиневе – заодно и Молдове камень в огород кинула. Как пишет «Коммерсант-МД», украинские делегаты возложили вину за срыв именно на россиян, без согласия которых «приднестровское руководство не принимает хоть сколько-нибудь значимых решений во внешней политике».

Издание напоминает, что ранее Сергей Лавров на встрече с Леонидом Кожарой в Черновцах призвал Кишинев и Тирасполь сосредоточиться на социально-экономических вопросах. В Левобережье намек поняли и резко отмели возможность обсуждения так называемой «третьей корзины» - политического статуса.

Вернусь к началу текста: еще не было случая, чтобы действующий председатель ОБСЕ во время первого же приезда получил столь чувствительный удар. Потому что никто еще не пытался взять переговорщиков на абордаж – и в Тирасполе (читай: в Москве) не стали церемониться. Утверждение Кожары о том, что Приднестровье готово обсуждать свой статус в составе Молдовы, было жестко опровергнуто. Ничего удивительного – в ходе встречи в Черновцах Лавров предложил Кожаре альтернативу: или Таможенный союз, или «стоп» украинским товарам. И тот залп эхом отозвался на берегах Днестра.
XS
SM
MD
LG