Linkuri accesibilitate

Кишинев разочарован решением Тирасполя о введении специальных пошлин


Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут вместе с Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Кишинев разочарован решением Тирасполя о введении специальных пошлин на ряд молдавских товаров. Премьер-министр Республики Молдова Влад Филат, однако, выразил уверенность, что любую проблему можно решить в рамках адекватного общения.

***

Свободная Европа: Отношения между Кишиневом и Тирасполем полны противоречий. На прошлой неделе приднестровский лидер Евгений Шевчук встречался в столице Республики Молдова с премьером Владом Филатом. Стороны договорились продлить на один год соглашение о грузовом железнодорожном сообщении через Приднестровье. Сам Шевчук заявлял: „В условиях финансовой мировой нестабильности необходимо снимать различные барьеры для развития экономики, а также в процессе свободного передвижения". Лишь на второй день стал известно, что перед прибытием в Кишинев тот же Шевчук подписал указ о введении специальных таможенных пошлин на молдавские товары. В интервью Валентине Урсу премьер Влад Филат выразил недоумение и разочарование решением Евгения Шевчука, в частности, тем, что приднестровский лидер ничего не сказал ему об этом на встрече в Кишиневе.

Влад Филат
Влад Филат
Влад Филат: „Разочарован, потому что, по крайней мере, пора наладить общение в этом смысле. Но это формальная сторона вопроса. Если же смотреть объективно, эти пошлины, о которых вы говорите, призваны уравновесить сборы, введенные Республикой Молдова. В этом случае следовало бы обсудить вопрос, объясниться, чтобы предотвратить слишком шумные спекуляции на этот счет. И если это произошло, конечно, приятного мало, тем более, что это случилось не через два-три дня, это случилось утром того самого дня, когда мы виделись”.

Свободная Европа: А г-н Шевчук уведомил вас об этом?

Влад Филат:
„Как раз об этом я и говорил... Самое неприятное в том, что мы не обсуждали этот вопрос, мне об этом ничего не сказали... Но, скажу еще раз, форма беспокоит, но содержание должно заставить нас более оптимистично смотреть вперед. Поэтому я намерен и впредь работать вместе с коллегами во имя конечного результата в вопросе урегулирования приднестровского конфликта”.

Свободная Европа: Г-н премьер, позволю себе процитировать ваши слова. После встречи с тираспольским лидером Евгением Шевчуком вы сказали, что в решении любого вопроса, который касается отношений между двумя людьми, между двумя странами, необходимо доверие. Некоторые расценили это ваше заявление как непростительный прокол, как чуть ли не признание независимости левобережной территории. Как следует понимать эти ваши слова?

Влад Филат:
„Что я сказал, то и имел в виду. Могу подтвердить свои слова: проблемы – большие или маленькие – касающиеся отношений между людьми и даже между государствами, можно решить лишь ни основе доверия. Но если кто-то злонамеренно, в манере не просто циничной пытается вырвать слова из общего контекста и навредить процессу реинтеграции страны – пусть это будет на их совести... Потому что от проблем между людьми до проблем между странами есть и промежуточные ситуации. У меня есть отношения и с примарами, основанные на доверии, есть отношения и с главой администрации Гагаузии, башканом Гагаузии, есть отношения со многими чиновниками. И не надо ничего вырывать из общего контекста. Более того: оставляю на совести тех, кто умеет только говорить и создавать проблемы, выступать с такими циничными заявлениями, которые не имеют ничего общего с интересами страны. Я же и впредь буду настойчиво работать, буду делать все возможное для того, чтобы страна была единой, так, как предусматривает Конституция и как это необходимо для людей”.

Свободная Европа: Премьер-министр Влад Филат отвечал на вопросы Валентины Урсу.

***

Одно из первых решений, принятых в начале года приднестровским лидером Евгением Шевчуком, касалось отмены 100-процентной пошлины на молдавские товары, введенной много лет назад его предшественником Игорем Смирновым. Жест Шевчука приветствовал весь мир, а сам Шевчук тогда сказал, что в выигрыше окажутся, прежде всего, жители региона. Что заставило его передумать и вновь ввести эти пошлины – правда, ставки которых далеко не столь обременительные – на ряд товаров, ввозимых с правого берега Днестра, в том числе на спиртные напитки, табачные изделия, бензин, ювелирные изделия, продукты питания, одежду и различную аппаратуру? Этот вопрос мы задали экономисту из Тирасполя Сергею Мельниченко:

Сергей Мельниченко: У меня такое впечатление, что, когда снимали эти специальные таможенные 100-процентные пошлины в январе, кажется, этого года, была большая надежда на ответные шаги молдавской стороны в плане каких-то конкретных мер. Например, если это было бы разменно-пакетно, то, скажем, разрешение автотранспорту с приднестровскими номерами пересекать молдо-украинскую границу. Вот, скажем, мы вам это, вы нам это. Но этого не произошло, и обвинение в сторону МИДа, в сторону лидеров республики в том, что Приднестровье идет на уступки, получается, как бы нервирует их, и нет никаких встречных шагов, каких-то крупных, в этом плане. Скажем, даже вот отказ молдавской железной дороги пускать сюда пассажирские поезда, якобы здесь нерентабельно и мало пассажиров. Это тоже отрицательный момент, который, может быть, послужил каплей критической массы для принятия этих мер.

Свободная Европа: Ваше впечатление каково: Кишинев и Тирасполь приближаются друг к другу или отдаляются?

Сергей Мельниченко
: Это обычная практика переговорного процесса. Скажем, каждая сторона пытается поставить заранее невыполнимые условия и уже от этих условий потихоньку отходить, каждый, кстати, на позициях крайности работает. Но я бы отметил всего лишь тот факт, что вообще диалог ведется, понимаете? Потому что, не ведя никакого диалога, постоянно находясь в конфронтации, невозможно было бы решать какие-то вопросы, в том числе и касающиеся граждан обеих сторон при решении их чисто бытовых проблем. Поэтому, может быть, и складывается такое впечатление – не то, что отдаляются, а нет результативности переговоров. Люди хотят такого результата, который бы сказал: да, вот лично мне это помогло. Пока такого нет. Пока ведутся какие-то хаотические споры, крючкотворство юридическое, выяснение позиции, выставление двойных условий… Скажем, приднестровская сторона: мы согласимся на открытие моста в Гура-Быкулуй, но лишь в пакетном соглашении со всеми транспортными проблемами. Но, извините меня, там проблем этих транспортных – отсутствие у приднестровских перевозчиков TIR-карнетов, дозволов…Скажем, те же самые приднестровские номера, по которым невозможно пересекать молдо-украинскую границу. Это лично я ощущаю: есть более короткий путь, по которому я мог бы выехать к родственникам на Украину, и есть более длинный, по которому мне приходится сейчас выезжать, через приднестровско-украинскую границу. Поэтому людей интересует результат, а переговорщики обуславливают, изначально ставят невыполнимые в данной ситуации условия.

Свободная Европа: гость выпуска, экономист из Тирасполя Сергей Мельниченко.

***

Мы попытались узнать и мнение представителя молдавской стороны по поводу динамики отношений между Кишиневом и Тирасполем и спросили эксперта Ассоциации внешней политики Раду Врабие, не противоречат ли ограничительные меры приднестровской администрации ее заявленному курсу на укрепление мер доверия и насколько эти ограничения созвучны „тактике малых шагов”, целью которой является устранение различных барьеров и улучшение жизни населения обоих берегов Днестра?

Раду Врабие
Раду Врабие
Раду Врабие: О мерах доверия заговорили в момент, когда отношения между Кишиневом и Тирасполем были накалены. Эти меры направлены, прежде всего, на нормализацию отношений между Кишиневом и Тирасполем, но и, в конечном итоге, на улучшение жизни населения обоих берегов Днестра. И здесь, думаю, со стороны Кишинева проявляется конструктивный подход, потому что если Кишинев считает жителей левобережья Днестра жителями Республики Молдова, то он должен учесть и их уровень жизни. И хочу отметить, что на самом деле достигнут определенный прогресс по некоторым направлениям. Тем не менее, в этом случае мне бы хотелось, чтобы эти „малые шаги” или меры по укреплению доверия вписывались в определенные рамки с тем, чтобы мы, или по крайней мере политические силы в Кишиневе поняли, куда они направляются. Но, боюсь, в условиях, когда Тирасполь не хочет обсуждать вопросы, связанные со статусом, мирным урегулированием приднестровской проблемы, а настаивает на признание независимости, тогда как Кишинев предлагает лишь широкую автономию, эти меры рискуют разделить участь других мер, других компромиссов, сделанных за последние 20 лет. Наверняка я повторюсь, но скажу, что необходим системный подход на долгосрочный период, при котором не надо бояться сроков в 10-20 лет, гораздо важнее иметь возможность над всем подумать, все взвесить и поставить в определенный контекст, как именно хотим видеть будущую реинтегрированную Молдову. Потому что сейчас, в настоящий момент, не вижу, где именно Кишинев и Тирасполь могли бы делать шаги навстречу друг другу. Иными словами, шаги, предпринятые и Кишиневом, и Тирасполем, расцениваются каждым из них как односторонние уступки, соответственно, как отсутствие взаимных адекватных ответов. И в этой связи решение тираспольской администрации довольно неприятное, потому что, если стороны намерены продолжать курс на меры доверия, нужно обсуждать этот вопрос. Тем более, что это произошло в тот самый день, когда Евгения Шевчука принимали в Кишиневе с почестями, которые, как правило, оказываются руководителю государства, и когда Республика Молдова, в частности премьер Влад Филат, продемонстрировали открытость, но после которой последовал довольно недружественный жест.

Свободная Европа: И вы считаете, что г-н Филат не знал об этом или Евгений Шевчук не проинформировал его на этот счет во время состоявшейся встречи?

Раду Врабие: Я думаю, если бы этот вопрос обсуждался, об этом прозвучало бы и на пресс-конференции, и в прессе в целом. Это достаточно деликатная проблема – с товарами, которые ввозятся из Приднестровья в Республику Молдова. Не знаю, каков их статус, складывается впечатление, что одни из них квалифицируются как импорт, другие как молдавские товары. Несомненно одно: что они должны соответствовать стандартам, действующим в Республике Молдова. Тирасполь считает, что они подвергаются двойному обложению – и в Тирасполе, и в Кишиневе. Но лично я глубоко убежден в том, что при наличии политической воли и доброжелательности со стороны Тирасполя корректно было бы, по крайней мере, вынести этот вопрос на обсуждение. В случае, если бы это обсуждалось, но прийти к общему знаменателю не удалось, следовало проинформировать на этот счет широкую общественность – мол, так и так, у нас есть проблема, нашим экономическим агентам приходится дважды платить налоги, надо как-то решить этот вопрос, мы пытаемся его решить мирно, но если не последует ответных шагов со стороны Кишинева, придется нам принять соответствующие меры. Но если назначена встреча с коллегой, партнером по переговорам, а ты его не информируешь на этот счет, как явствует из заявления Бюро по реинтеграции, обнародованного в пятницу, 28 сентября, назвать этот жест проявлением партнерского духа нельзя.

Свободная Европа: Вы полагаете, речь идет о какой-то тактической игре в рамках переговоров или же стороны, вопреки оптимистическим заявлениям, продолжают отдаляться друг от друга?

Раду Врабие: Следя за ходом переговорного процесса, я невольно все чаще вспоминаю сюрреалистические работы Кафки – ситуация, при которой вроде нет никаких конфликтов между людьми, нет этнического конфликта, нет религиозного конфликта, Шевчук и Филат встречаются в Кишиневе и Тирасполе, вместе посещают гору Афон, ведутся переговоры в формате 5+2, но что-то не клеится… Шаги, которые предпринимаются после этих встреч, ведут не туда, куда следовало бы. Симптоматично и примечательно, по моему мнению, тот факт, что, во-первых, Шевчук заявил, что он приедет в Кишинев только после завершения своего визита в Москву, после того, как Филат объявил о предстоящей встрече. Не думаю, что премьер Филат предал бы эту информацию гласности, не будь он уверен в согласии своего коллеги. Но после возвращения со стороны Тирасполя последовали менее приятные для Кишинева действия, особенно на фоне происходящего в зоне безопасности, желания России укреплять и модернизировать свой военный потенциал в регионе. Я думаю, что Кишинев, больше чем когда-либо, сейчас должен проявить политическую решимость, предельно четко очертить свою позицию и уверенно отстаивать ее во всех столицах участников переговоров в формате 5+2, даже если одна из столиц называется Москвой. Премьер Филат отмечал, что реинтеграция страны неоценима и может стоить любых денег. Если это так, то нужно заплатить эту цену реинтеграции, даже если бы это и грозило в определенный момент охлаждением отношений с Российской Федерацией.

Свободная Европа: Мнение второго гостя нашей сегодняшней передачи, эксперта кишиневской Ассоциации внешней политики Раду Врабие.
Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG