Linkuri accesibilitate

Здравствуйте, я ваша Меркель


Эрнест Варданян, политолог, журналист
Эрнест Варданян, политолог, журналист

Чем ближе дата приезда федерального канцлера в Молдову, тем больше спекуляций, сливов и вбросов на тему приднестровского урегулирования, которая полностью затмила собственно молдо-германский политический диалог.

Богатая фантазия политиков, экспертов, журналистов вкупе с провокационными намерениями и страстью к конспирологическим теориям породили такую массу кривотолков, что я уже сбился со счету – сколько за последние дни было расписано «планов», «проектов», «документов» и даже ремейков Пакта Молотова-Риббентропа!

При этом официальные ответы молдавских и приднестровских властей – мол, знать ничего не знаем, - конечно, сдерживают и фильтруют этот поток подчас откровенного бреда, но, как в старом анекдоте, «осадок-то остался». Эту кипучую креативную энергию я бы отчасти списал на два существенных фактора: смену власти в Тирасполе, вернувшую к жизни переговорный процесс, и изголодавшееся по «большим людям» молдавское общество.

Ангела Меркель – второй после Байдена политик высшего международного уровня, посещающий Молдову. Но я не помню такой экзальтации во время приезда вице-президента США. Видимо, сказывается особый характер отношений Германии с Россией и личный доверительный характер диалога Меркель с Путиным. И, конечно, все вспоминают Мезебергскую декларацию 2010 года о приднестровском урегулировании.

Приезд фрау Меркель проходит под лейтмотивом «Она приезжает только в Молдову, значит, что-то есть». Действительно, тот же Байден заехал в Кишинев в ходе европейского мини-турне, а госпожа канцлер обозначила Молдову единственным пунктом своей поездки. Мелочь, а приятно, говорят власти РМ.

Что касается собственно спекуляций, я с трудом могу отделить «более» правдоподобные версии от «менее». Пожалуй, не стану я фильтровать «настоящие» планы от «ненастоящих», а предпочту дифференцировать их по другому критерию: в пользу кого они прописаны. Самое удивительное то, что, чем ближе 22 августа, тем больше уклона в сторону «ухода» Молдовы в Румынию. Если первые «идеи» касались преимущественно сдачи Приднестровья Молдове и ухода всей РМ в сферу влияния России с одобрения Германии, то более поздние опусы говорили об отрыве Приднестровья от Молдовы и его уходу (вместе с частью Украины) непосредственно в состав России, в то время как правобережная Молдова уплывала бы в Румынию и далее в ЕС – и снова с согласия Германии. И в том, и в другом случае Россия и Германия, утверждают анонимные конспирологи, делят Восточную Европу на сферы влияния, да еще и обыгрывают на этом фронте США. Дабы сгустить краски, записные «инсайдеры» напоминают о том, что 22 августа – «это почти 23 августа», 73-я годовщина подписания Пакта Молотова-Риббентропа. Сторонники теории заговора в экстазе!

Есть и другая сторона, на которую я стал обращать особое внимание после откровенной провокации, осуществленной неизвестными лицами через агентство «Регнум». «Шеф, все пропало, Приднестровье сливают, румыны наступают» - так можно кратко передать суть «документа», который якобы был парафирован Тирасполем и готовился к подписанию. За этой провокацией явственно виднеются уши тех, кто хочет разбиться в лепешку, но доказать, что Евгений Шевчук и Нина Штански спят и видят, как бы «продать» Приднестровье.

И все же я бы не стал с порога отвергать все эти вбросы. Определенная доля правды в них есть. Вернее, есть четко обозначенная тенденция, которая будет становиться все более выпуклой, - переговорный процесс по Приднестровью входит в фазу, когда за социально-экономическими и гуманитарными вопросами замаячили проблемы статуса, и рано или поздно стороны к ним подойдут. Чем ближе «экватор», тем жарче за столом переговоров и вокруг него.

По моему убеждению, повышенный градус общественных дискуссий вокруг приезда Меркель преднамеренно или неосознанно приводит к смещению акцентов: а кто, собственно, сказал, что визит канцлера Германии должен обязательно закончиться подписанием какого-то «судьбоносного» документа по Приднестровью? Я более чем уверен, что, захоти Меркель продавить какой-либо вариант урегулирования, она решит ограничиться красивой, но убедительной беседой с руководством Молдовы.

Германия, безусловно, в определенной форме лоббирует решение вопроса, но хочет оставаться в тени. Тут дело в самих немцах – они уже практически преодолели комплекс вины за Вторую Мировую войну, выросли из коротких штанишек и хотят довести политический вес до уровня своей экономической мощи. К тому же Меркель в 2013 году предстоят парламентские выборы, которые, согласно всем опросам, могут закончиться для нее поражением. Поэтому ей как воздух нужно серьезное внешнеполитическое достижение, и Приднестровье могло бы стать хорошим вариантом. И в то же время Берлин не хочет быть «в главных ролях», ибо это вызовет сильное отторжение у американцев – сильная Германия была и будет кошмаром для США. Посему немцы ограничиваются больше опосредованным лоббингом – через Москву.

А пока ждем визита фрау Меркель и продолжаем читать и считать вбросы и сливы. Интересно, сама канцлер знает, сколько всего ей приписывают в Молдове?..
XS
SM
MD
LG