Linkuri accesibilitate

Моя большая греческая прогулка. Часть 3-я


Эрнест Варданян, политолог, журналист
Эрнест Варданян, политолог, журналист

Путевые заметки

Часть 1-я
Часть 2-я

8 июня мне предстояло путешествие на Святой Афон. Женщин туда не пускают, а сына я решил не брать, подумав, что поездка может быть для него утомительной. В нашей маленькой группе паломников было еще несколько мужчин из Молдовы.

Мы отплыли из маленького порта Урануполис – последней точки на полуострове Афон, куда можно было доехать на автомобиле с «большой земли». На берегу стояла массивная башня византийской эпохи – она лишний раз напоминала, сколь богатой была история Эллады. Мы сели в небольшое, но очень резвое морское «такси». Салон располагался почти вровень с водой, так что волны практически бились об иллюминаторы, придавая этой стремительной поездке особый романтизм. Вдали, на самой южной оконечности полуострова, виднелась величественная гора Афон.

Менее чем за час мы преодолели довольно внушительное расстояние и прибыли в маленький порт Дафна. Там уже находилась добрая сотня паломников: кто-то пил воду и курил за столиками маленького тесно набитого кафе, кто-то закупался в местных магазинчиках. Нашу группу встретил местный начальник, колоритный дядечка лет 50, седой и необъятный, великолепно изъяснявшийся по-русски. Как мы поняли, он не только хозяин кафе, но и управляющий всей «логистикой». Во всяком случае, деньги за такси мы заплатили именно ему.

Надо сказать, что мы приехали не совсем подготовленными, ибо не знали, во сколько и куда лучше всего отправляться. Мы, обсудив, отвергли вариант автомобильной поездки по близлежащей части полуострова, так как не рассчитывали на такой продолжительный тур – к вечеру нужно было возвращаться в отель. Однако там было много людей, приехавших на двое, а то и на трое-четверо суток.

Перед отправкой непосредственно к монастырям мы зашли в один из магазинов. Иконы, церковные книги, крестики, браслеты, в том числе золотые и серебряные, вина, оливковое масло – все в основном местного производства.

И вот мы снова в такси и отплываем в Пантелеимонов монастырь. Было решено посетить именно его, поскольку он относится к Русской Православной церкви. Едва ступив на монастырскую землю, я почувствовал степенный величавый дух намоленного места. «Я на святой афонской земле!» - говорил я себе, испытывая прилив душевных сил.

Поднимаясь по массивной лестнице, вымощенной брусчаткой, мы надеялись попасть на исповедь; ради этого наша группа не завтракала. Увы, мы опоздали, поскольку утренняя служба уже завершилась, а на вечернюю мы остаться не могли. Зато мы смогли зайти в один из храмов, где хранились мощи святых, в том числе Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи. Я приложился к святым мощам и помолился Иерусалимской иконе Божьей Матери.

Фотографировать в монастырском комплексе запрещено, и я с большим трудом преодолел соблазн нарушить этот запрет и позволил себе «вольность» только у главного входа, дабы хоть как-то запечатлеть пребывание на Афоне.

Дальше возник эпизод, который вызвал противоречивую реакцию у нашей группы и у меня в том числе. Мы зашли в лавку при монастыре (не хочется употреблять слово «магазин»), где продавались все те же церковные книги, иконы, кресты, но гораздо дороже, чем в Дафне. Управлял этим заведением добродушный старец с хитро прищуренными глазами. Нам предлагалось написать имена своих родных в списки «За здравие» и «За упокой». А далее – целый прейскурант. Скажем, однократная молитва за одного человека – 50 евроцентов. Самая дорогая «услуга», ежедневная молитва в течение года за одного человека, обошлась бы в 200 евро. Слегка опешив от таких расценок, я попросил однократную молитву за 20 человек и заплатил 10 евро. «Чистый бизнес», - сказали мои спутники, когда мы вышли из лавочки.

Однако самый большой шок ждал нас впереди. Один из монахов повел нас в маленький храм «на костях», где были выставлены черепа и кости 1400 умерших монахов. Увидев наши квадратные глаза, «гид» объяснил, что на Афоне катастрофически не хватает земли под кладбища, поэтому по прошествии нескольких лет после кончины останки монахов извлекались из могил для освобождения мест под захоронения новопреставленных. Я, признаюсь, испытал крайний дискомфорт от такого зрелища, да и остальные мужчины были не в большом восторге. Выйдя оттуда, мы умылись из святого источника, что у входа в монастырь.

Наша недолгая поездка подходила к концу. Перед возвращением в отель мы снова зашли в Дафну, где совершили еще ряд покупок. Я, например, приобрел Семистрельную икону и икону Святого Петра, псалтирь и молитвослов, два флакончика мира, афонское вино и уникальный вересковый и сосновый мед.

Так закончилась моя поездка на Святой Афон. А через два дня мы вернулись в Молдову. До свидания, Греция! Когда увидимся в следующий раз?..
XS
SM
MD
LG