Linkuri accesibilitate

Шанс на смещение акцентов в приднестровской проблематике


Аннели Уте Габани
Аннели Уте Габани


Политолог из Берлина Аннели Уте Габани беседует с Валентиной Урсу о смене власти в Тирасполе, шансах приднестровского урегулирования и трагическом инциденте у поселка Вадул-луй-Водэ.

Свободная Европа: Г-жа Габани, в эти дни, спустя 20 лет после вооруженного конфликта на Днестре, произошла смена главы тираспольской администрации. Что думаете вы по этому поводу? Эти перемены могут помочь найти решение приднестровского конфликта?

Аннели Уте Габани
: „Так или иначе, мне это представляется крайне важным событием, которое, кстати, вписывается в целую серию других перемен, произошедших в 2011 году и которые также указывают на определенные шансы на смещение акцентов в приднестровской проблематике.”

Свободная Европа: Новый глава тираспольской администрации г-н Шевчук совершает свой первый визит в Москву. Как вы полагаете, ему следовало в первую очередь встретиться с представителями официального Кишинева? Или хорошо, что он отбыл в Российскую Федерацию?

Аннели Уте Габани
: „Мне это представляется естественным с нескольких точек зрения, в том числе с чисто формальной: ведь он получил поздравления со стороны российского МИДа, тогда как молдавское правительство не смогло и не пожелало его поздравить, так как это означало бы его формальное признание, что невозможно с точки зрения официального Кишинева….”

Свободная Европа: Какие советы даст Москва г-ну Шевчуку?

Аннели Уте Габани
: „Если посмотреть на ту телеграмму, которую Шевчук получил от российского министра иностранных дел, текст можно интерпретировать и так, и этак. Телеграмма содержит термины общего характера, не всегда предельно четкие и вполне созвучные тому ясно-темному отношению России к приднестровской проблематике. Министр говорит о том, что Россия и впредь будет оказывать «всестороннюю помощь народу Приднестровья», заверяя, что Приднестровье может «опираться на дружеское содействие» России в «непростой задаче обеспечения стабильности и сплочения общества», но ничего не говорит о независимости – признанной или нет. Он также говорит о необходимости разрешения кризиса на Днестре, и здесь отмечу одну любопытную деталь: «стоя на позициях уважения принципов международного права и с учётом сложившихся геополитических реалий». Ну, что касается международного права, вопросов нет, потому что на официальном уровне Россия всегда была внимательна к тому, чтобы не нарушать – во всяком случае, формально – принцип международного права в том, что касается риторики на тему Приднестровья. Но что означают «сложившиеся геополитические реалии»? Например, присутствие контингента российских войск на территории Приднестровья – это выражение сложившихся геополитических реалий? И здесь мы снова упираемся в ту самую архимедову точку, которая способна изменить реалии в регионе и либо завести в тупик, либо предопределить какую-то динамику в том, что касается Республики Молдова.”

Свободная Европа: Г-жа Габани, многие эксперты разделяют идею, согласно которой Приднестровье просуществовало целых два десятилетия в качестве сепаратистской республики благодаря неизменной поддержке со стороны Российской Федерации. Какую помощь будет оказывать Москва впредь этому региону? И не следовало бы согласовывать эту поддержку с конституционной молдавской властью?

Аннели Уте Габани
: „В принципе, Республике Молдова следовало бы настаивать на своем праве вмешиваться в вопросах, касающихся порядка оказания Россией помощи приднестровскому региону. Кстати, идут разговоры и о том, что в случае возможной реинтеграции приднестровского региона в состав Республики Молдова, Кишиневу придется взять на себя долг левобережья Днестра, накопленный за 20 лет Тирасполем перед Россией, в частности, за природный газ, который поставлялся региону. Иными словами, вопрос действительно крайне сложный. Но, что ни говори, перемены в Приднестровье произошли, потому что, судя по прошедшим недавно выборам, в регионе, несмотря ни на что, выросло новое поколение, и именно это поколение предопределило результат голосования. Налицо также определенные формы более свободного выражения, в том числе на телевидение, судя по выступлениям претендентов на должность президента – они в некоторой степени тоже повлияли на электорат. Во-вторых, какова цель России во всем, что она делает в рамках приднестровской проблематике?”

Свободная Европа: И какова эта цель?

Аннели Уте Габани
: „Россия не заинтересована в том, чтобы Приднестровье стало независимым, в противном случае давно бы его признала.”

Свободная Европа: Могла бы шантажировать Республику Молдова? Шантажировать Европейский Союз, используя этот регион?

Аннели Уте Габани
: „Шантажирует Республику Молдова постоянно. Более того, думаю, в настоящий момент в Москве просматривается даже возможность использования этой проблемы, с одной стороны, для максимального вовлечения всей Республики Молдова в периметр России, с другой же – для ее использования в определенных ситуациях в качестве залога в переговорах по другим вопросам: вопросам безопасности, двусторонних отношений между Россией и Европейским Союзом… ”

Свободная Европа: Г-жа Габани, новый лидер тираспольской администрации Евгений Шевчук обещал, что среди первых действий в своем новом качестве будет упрощение режима перехода так называемой молдавско-приднестровской границы. Но буквально в первый же день года произошел очередной трагический инцидент – российский миротворец смертельно ранил 18-летнего молодого человека, гражданина Молдовы. Кишинев, молдавское правительство неоднократно настаивали на преобразовании контингента по поддержанию мира в зоне безопасности, но тщетно пока. Сейчас, как вы полагаете, могли бы участники переговоров, скажем, в формате 5+2, согласиться с тем, что статус миротворческих сил следует пересмотреть?

Аннели Уте Габани
: „Разумеется, придется и впредь настаивать на этом. В связи с этим инцидентом лично мне представляется странным один момент: то, что это ЧП произошло так скоро после прихода к власти г-на Шевчука. Дело не в шпиономании, но если исключить трагическое совпадение – а обстоятельства дела далеко еще не выяснены и не раскрыты до конца – то следовало бы подумать над тем, не попытка ли эта определенных сил, которые, разумеется, еще сохранились в регионе, спровоцировать этот инцидент, сигнализируя тем самым, что определенные вещи и после прихода г-на Шевчука к власти изменить будет невозможно.”

Свободная Европа: Многие аналитики ломают себе голову, пытаясь дать оценку убийства на мосту в Вадул-луй-Водэ. Что это? Преступление? Провокация? Преступление и провокация?

Аннели Уте Габани
: „Скорее всего, и то, и другое, как я уже говорила. Вопрос в том, что в Республике Молдова политическим субъектам следует проявлять предельную осторожность, чтобы не попасть в ловушку – а это вполне возможно. Потому что если они отреагируют крайне жестко или, давайте скажем так, излишне эмоционально, противная сторона может заявить: вот, посмотрите, молодой человек, был подвыпивший, он проигнорировал требование остановиться и так далее и тому подобное. И вы сами видите, что противная сторона только этого и ждет, чтобы самой перейти в наступление. Поэтому, считаю, очень хорошо, что молдавская сторона отреагировала с осторожностью и что все обстоятельства инцидента действительно будут расследованы. Ведь инцидент произошел и, думаю, пренебречь этим фактом не удастся, его придется рассмотреть, хотя бы, скажем так, символически.”

Свободная Европа: Г-жа Габани, если шансы на реинтеграцию стали более близкими, считаете ли вы, что Молдова обязана что-то за это заплатить? И во что может обойтись это официальному Кишиневу?

Аннели Уте Габани
: „Боюсь, определенная угроза есть, лично я вижу потенциальную опасность в беседах, которые велись в последние месяцы об отказе обеих сторон – и молдавской, и приднестровской – от определенных точек зрения, излишне раздражительных, по мнению второй стороны. Уступка, на которую, по всей видимости, попытаются вынудить Кишинев, состоит в отказе от того статуса, который молдавский парламент определил для приднестровского региона. Если Республика Молдова откажется от этого статуса, принятого Парламентом с благословения тогдашнего президента Молдовы, возникает угроза того, что отстаивать интересы Республики Молдова станет невозможно или же ее позиция будет разбавлена до такой степени, что придется смириться со статусом, который становится опасным, так как предоставит приднестровскому региону право вето в вопросах как внешней, так и внутренней политики Республики Молдова.”

Свободная Европа: Какие действия предпримут в дальнейшем Брюссель и Вашингтон? Или Евросоюз и США заявят о готовности поддержать и впредь независимость и целостность Республики Молдова, но по-прежнему будут учитывать и позицию Российской Федерации?

Аннели Уте Габани
: „Многие моменты остаются неясными. Если г-н Лавров говорит об уважении „сложившихся геополитических реалий” и если подобные вопросы обсуждаются сильными мира сего, то что понимают они под этими утверждениями? Где, по каким геополитическим реалиям договорятся они в конечном итоге?”

Свободная Европа: Оставляем вопросительный знак? Или открываем скобки?

Аннели Уте Габани
: „Конечно, хотелось бы открыть скобки, в том смысле, что не следует слишком долго затягивать, но, к сожалению, сейчас, по моему мнению, уместен только вопросительный знак.”

Война на Украине

XS
SM
MD
LG