Linkuri accesibilitate

Приднестровье - статус-кво, который выгоден России


«Гостеприимство» по-южноосетински: бессилие геополитического «заложника» - репортаж из Южной Осетии.


Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. Сегодня в выпуске:

Чего ждет Россия от переговоров по Приднестровью? Может ли приднестровский регион стать разменной монетой в геополитической игре? И в какой мере евроинтеграционные устремления могут разделить и жители левобережья Днестра? Об этом наша сегодняшняя беседа с гостем передачи, бывшим вице-премьером по реинтеграции Виктором Осиповым.


Приднестровские диалоги
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:15:00 0:00
Link direct



Начнем, как обычно, нашу передачу с обзора новостей за минувшую неделю, который представит моя коллега Юлия Михайлова.

------------------------------------------------------------------------------------

Председатель Либеральной партии Михай Гимпу заявил в интервью газете Timpul, что, по его мнению, приднестровский вопрос можно решить буквально за месяц при наличии политической воли со стороны России. Михай Гимпу считает, что Россия поощряет Кишинев на консультации и переговоры с тираспольским лидером Игорем Смирновым, но, цитирую, „договаривается со Смирновым против нас”. Лидер Либеральной партии утверждает, что в переговорах приднестровской стороне и участвовать не обязательно, так как она делает то, что ей велит Москва. Только влияние России в Молдове удерживает страну на расстоянии от Европейского Союза, добавил Михай Гимпу в интервью газете Timpul.

Представитель России на переговорах по Приднестровью подтвердил в Кишиневе, что Москва выступает за возобновление официальных переговоров в формате 5+2. Как сообщает пресс-служба молдавского правительства, Сергей Губарев сделал это заявление 4 августа в ходе встречи с молдавским вице-премьером по реинтеграции Еудженом Карповым. Возобновление официальных переговоров, прерванных в 2006 году, является заявленным приоритетом Кишинева и всех посредников и наблюдателей, причастных к процессу урегулирования. Но попытки возобновить переговоры провалились в последних числах июня в Москве. Очередная попытка состоится в сентябре также в российской столице.

Накануне консультаций в Кишиневе, в Москве прошла встреча заместителя министра иностранных дел Республики Молдова Андрея Попова со своим российским коллегой Григорием Карасиным. Они обсудили приднестровский вопрос и в целом сотрудничество между Молдовой и Россией. Андрей Попов заявил Свободной Европе, что не уверен в том, что переговоры возобновятся этой осенью, но подчеркнул, что все стороны осознают эту необходимость.

По данным социологического опроса, проведенного Левада-Центром России, три года спустя после российско-грузинской войны и признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии 53% россиян поддерживают независимость этих двух территориальных образований вместо 40% два года назад. Каждый четвертый россиянин (25%) утверждает, что эти две республики следует присоединить к России – два года назад такую точку зрения разделяли 35% граждан России. Половина россиян невысокого мнения о грузинском лидере Михаиле Саакашвили – два года назад президент Грузии не вызывал никакой симпатии у 47% россиян. В 2010 году сократилось и число российских граждан, у которых сложилось хорошее мнение о грузинах в целом: вместо 40% хорошего мнения о грузинах придерживаются сегодня лишь 37% россиян.

Президент России Дмитрий Медведев подверг критике Сенат Соединенных Штатов Америки и его резолюцию с требованием вывести российские войска с территории Южной Осетии и Абхазии – регионов, вышедших из состава Грузии. Эти заявления Медведев сделал в Сочи в интервью ряду телеканалов и радиостанций, в том числе грузинскому телеканалу – впервые после августовской войны 2008 года. Российский лидер сказал, что эти требования необоснованны и отражают, цитирую, "вкусовые пристрастия отдельных престарелых членов Сената, которые в силу субъективных причин симпатизируют тем или иным людям”. Медведев сказал также, что пока у власти в Грузии находится Саакашвили, дипломатические отношения между двумя странами, прерванные в результате августовской войны 2008 года, восстановить невозможно.

И также президент России Дмитрий Медведев призвал Грузию не препятствовать вступлению его страны во Всемирную торговую организацию. Медведев заявил, что шансы России на вступление в ВТО в этом году высоки, однако Грузия по-прежнему создает политические препятствия на этом пути. Официальный Тбилиси пригрозил наложить вето на вступление России в эту важную международную организацию, если Москва не пересмотрит свое отношение к вопросу о таможенном контроле в Абхазии и Южной Осетии, которые Россия признала независимыми государствами после войны с Грузией в августе 2008 года. Только три страны мира признают независимость Абхазии и Южной Осетии.

------------------------------------------------------------------------------------

Свободная Европа: Переговоры по Приднестровью застопорились несколько лет назад, несмотря на то, что в последние два года ведутся неофициальные консультации в формате 5+2. Последний раунд – московский – провалился в плане официального возобновления переговоров, а очередная встреча состоится тоже в Москве в сентябре. Какая роль отводится России в урегулировании конфликта и какие цели преследует она в переговорах по Приднестровью – спросила Валентина Урсу гостя нашей сегодняшней передачи, бывшего представителя Кишинева на переговорах и экс- вице-премьера по реинтеграции Виктора Осипова.

Виктор Осипов
Виктор Осипов: „Если судить по позиции, изложенной за столом переговоров или в наших беседах, неформальных, т.к. не все узнают, о чем именно там идет речь, она, позиция, состояла примерно в следующем: ребята, будьте внимательны, не навредите. Давайте не будем торопиться, обсудим все по порядку, посмотрим, что там такое с подписанными ранее документами, почему они функционируют или не функционируют, необходимо учесть, я знаю, мнение одних и пожелания других… Иными словами, что это означает и как перевести все это с дипломатического языка на практический, который передает суть – статус-кво. Сложившееся положение дел, вобравшее в себе всевозможные сценарии.

А сценарии могут быть самыми разными. И вот сейчас нет-нет, да и да появляются сигналы, которые ободряют и вселяют оптимизм – вот, мол, посмотрите, Россия не поддерживает больше Смирнова, она отдает предпочтение Каминскому, словно это нам поможет в чем-то. Я имею в виду, что наше общество крайне внимательно к вопросу, который вы задали: чего хочет Москва? Какие цели она преследует? И внимательно следит за ходом политического диалога между Москвой и Берлином: может, немцы договорятся как-то с русскими, ведь договаривались же они и прежде …”

Свободная Европа: Договорились и в 1939-ом

Виктор Осипов: „Да, но Москва, возможно, захочет чего-то иного в другом вопросе и ради этого уступит здесь. Или станет более активной, чтобы не говорить об уступках”.

Свободная Европа: Иначе говоря, Приднестровье – разменная монета?

Виктор Осипов: „В дипломатической игре и в соглашениях на международном уровне все является предметом обмена. Вероятно, т.е. не думаю, что Приднестровье является исключением. Хочу сказать, что крайне важно, чего хочет Украина. Украина, которая провозгласила свою независимость тремя днями раньше Республики Молдова. Украина, которая в 2012 году примет мандат председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и уже в силу этого не может быть пассивным игроком. Украина, которая до этого момента была сравнительно индифферентной на переговорах или занимала выжидательную позицию и которой придется проявить активность. И опять-таки, не совсем ясно: когда Украина станет более активной, сможет ли Молдова воспользоваться этим моментом во благо или во имя урегулирования конфликта или все будет иначе? Поступающие к нам сигналы вселяют определенную дозу оптимизма. И тот факт, что соседняя страна, самое большое по площади государство в Европе, примет председательство ОБСЕ в 2012 году, дает повод надеяться, что Украина будет более конструктивно и более ощутимо способствовать в этом плане.

Свободная Европа: Как можно объединить Молдову, коль скоро Кишинев смотрит на Запад, а Тирасполь – на Восток?

Виктор Осипов
Виктор Осипов: „Я хочу подчеркнуть здесь прагматичный аспект проблемы. Уверен, что в Приднестровье люди, многие из них, абсолютные прагматики или прагматики в достаточной степени. И преимущества, которые открывает европейское пространство – я говорю сейчас не в политическом ключе - перед людьми, перед рядовыми гражданами, следующие: свободно перемещаться, искать и находить работу, не подвергаться ограничениям и дискриминации, свободно заниматься торговлей, создавать деловые партнерства и т.д. Преимущества огромные”.

Свободная Европа: Но ведь, в конечном итоге, евроинтеграция Республики Молдова может решить приднестровский кризис? Вы как полагаете?

Виктор Осипов: „Ставки действительно высокие. Я думаю, это хорошо понимают и на левом берегу Днестра, но там вот уже 20 лет работает сепаратистская пропаганда и ее последствия в мышлении людей довольно ощутимы. Не надо забывать, что мы, чего греха таить, не всегда были про-европейцами. Социологические опросы показывают, что ответ на вопрос, хотите ли вы в Европу, 15 лет назад был иным. Все меняется. Пятнадцать лет назад в Республике Молдова у власти были аграрии, и заверяю вас, что ответы были другими. Поэтому будем помнить о динамичности процессов. Все развивается, люди пересматривают свои взгляды, понимают, что к чему, и ориентируются, в частности, на собственные интересы, на свободу, на конкретные преимущества; а Европейский Союз дает эти преимущества.

И я думаю, что не следует представлять выбор приднестровцев исключительно черным и белым. В Приднестровье, кстати, около 30 тысяч граждан с документами, как говорится, в полном порядке – граждан Республики Молдова, проживающих на левом берегу. В общей сложности больше тех, кто выбрал гражданство Украины или Российской Федерации, также исходя, в большинстве своем, из сложившихся обстоятельств – им нужны документы, на основании которых можно ездить”.

Свободная Европа: Г-н Осипов, что бы вы ответили тем, кто утверждает, что приднестровский вопрос никогда не будет решен?

Виктор Осипов
Виктор Осипов: „Каждый имеет право на мнение. Считалось, что есть неразрешимая математическая задача. Но, знаете, в Санкт-Петербурге нашелся математик, который решил ее. Получил за это премию в миллион долларов, но не захотел их взять. Сказал, его интересовало другое – решить задачу. Отвечу так: меня интересует, чтобы проблема была решена. Потому что она создает всем дискомфорт. Жителям и правого берега, и левого в равной степени. Практически сводит к нулю наш шанс развития – нет, не какой-то конкретный проект, а именно шанс развития. Поэтому мой ответ таков. Может, кое-кто из тех, что говорит о неразрешимости проблемы, и посчитает меня чудаком, но я скажу: если есть проблема, надо ее решить, а не опускать руки и причитать, как в глупой сказке про умную Эльзу”.

Свободная Европа: гость нашей сегодняшней передачи, бывший вице-премьер по реинтеграции Виктор Осипов отвечал на вопросы Валентины Урсу.

---------------------------------------------------------------------------

Свободная Европа: Душанбинские власти пытаются помочь таджикскому рабочему, застрявшему в Южной Осетии. Но поскольку Таджикистан не имеет дипломатического представителя в этом сепаратистском регионе, государственность которого непризнанна ни официальным Душанбе, ни ООН, таджикские власти практически бессильны что-либо сделать. Свое собственное расследование сколь печальной, столь и поучительной истории провел корреспондент «Свободной Европы» Фарангис Наджибулла. Рассказывает Юлия Михайлова.

Когда таджик Хусниддин Машрабов, 23-летний рабочий-мигрант, перешел границу из России в Южную Осетию, он и представить себе не мог, что станет заложником геополитики.

Но через два месяца после того, как оказался на этой спорной кавказской территории, он понял, что назад ему не вырваться. Сейчас Хусниддин далеко от дома, в стране, которая на самом деле и не является страной в полном смысле этого слова, и обратной дороги для него нет.

Таджикские власти пытаются помочь, но выбирать практически не из чего. Считая, что лучше всего иметь на руках легально оформленные документы, Машрабов пересек границу в Южную Осетию через Северную Осетию - республику, которая входит в состав Российской Федерации. При благоприятном стечении обстоятельств после перехода границы он получил бы новый штамп в паспорте, который позволил бы ему вернуться в Россию и устроиться там на работу.

Но все пошло не так, как он рассчитывал, потому что российские пограничники не позволили ему вернуться в Россию, заявив, что он нарушил какие-то российские нормы, касающиеся миграции. В итоге Машрабов оказался на территории, которую не может покинуть, так как попасть сюда и выбраться отсюда можно исключительно через Россию.

Цхинвали, 3 года после войны
Корни обстоятельств, сыгравших столь злую шутку с таджикским рабочим, следует искать в краткой, но кровопролитной войне между Россией и Грузией в августе 2008 года. Итогом этой войны стали две отколовшиеся грузинские области – Абхазия и Южная Осетия. После окончания войны Россия и еще несколько государств мира официально признали государственность Южной Осетии и независимость этой области от Тбилиси.

Однако международное признание Южной Осетии на этом и закончилось. Большинство стран мира, включая Таджикистан, не признают государственность этой территории, у которой нет своего представителя в Объединенных Нациях. Грузия по-прежнему рассматривает Южную Осетию как часть своей территории.

Не имея дипломатического представительства в Южной Осетии, МИД Таджикистана поступил в обычном порядке и связался с официальным Тбилиси. Но грузинская сторона заявила, что ничего не может сделать, поскольку человек находится на территории Южной Осетии, сказал пресс-секретарь МИД Таджикистана Далват Назри.

Машрабов обратился и в соответствующие органы Южной Осетии, которые разрешают иностранцам с российской визой въезд на эту территорию. Его документы были в порядке, так как разрешенный законом трехмесячный срок легального пребывания в России с таджикским паспортом еще не истек. И южноосетинская полиция дала таджикскому мигранту добро на отъезд, но этого оказалось недостаточно – российские пограничники не пропускают его.

На переходном пункте между Южной Осетией и Россией
Официальный Душанбе обратился за помощью в Международный Красный крест – организацию, которая после конфликта в 2008 году имеет свое представительство в Южной Осетии. Но Машрабов говорит, что и Международный красный крест не в силах ему помочь, так как пограничная служба России оказалась непреклонной. „Я хочу одного – вернуться домой”, говорит с трудом таджик – у него явные проблемы с дыханием после работы на химзаводе на севере России.

„Мне плохо, практически каждый день вынужден ходить к врачу. Хочу вернуться в Таджикистан и лечиться там. Здесь у меня нет денег, так как не работаю”, сетует Машрабов. Он старший сын в семье из шести человек, которая зависит от его заработка в России, так живут многие семьи в Таджикистане. И поиски другой работы – ведь химзавод сильно подорвал его здоровье – привели его в этот кавказский регион.
Жить Хусниддину Машрабову сейчас помогает его соотечественник Жобир Кароматов, которого случайно встретил в столице Южной Осетии.

Сам рабочий-мигрант, Кароматов подобрал Машрабова, что называется, на улице, и привел его в свою квартирку на окраине Цхинвали.

И из скромного заработка, который дает работа на стройке в этом городе, Кароматов оплачивает своему гостю медицинскую помощь, питание и даже телефонные переговоры с таджикскими властями, к которым Машрабов обратился за помощью.

„Хусниддин не может работать, он очень болен. Никого здесь не знает, поэтому я пытаюсь ему помочь, чем могу. Я хотел вернуться в Таджикистан, но не могу оставить его здесь, он просто пропадет с голоду и без крыши над головой. На чужой-то земле…”, говорит Кароматов.

Машрабов неоднократно пытался выбраться из Южной Осетии в Россию, но безуспешно...

По его словам, он не знает, почему его не пропускают. Сказали, что якобы он не заплатил какой-то штраф за нарушение правил миграции, но Машрабов предъявил квитанцию – доказательство того, что штраф уплачен.

Хусниддин Машрабов опасается, что никогда ему уже не выбраться из Южной Осетии.

Свободная Европа: Юлия Михайлова.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG