Linkuri accesibilitate

"С Приднестровьем можно и нужно работать и находить компромисс"


О причинах стагнации приднестровской экономики беседуем с экономистом Сергеем Мельниченко из Тирасполя.


Сергей Мельниченко: Если руководствоваться статистическими данными, озвученными на днях министерством экономики, то одни свидетельствуют о продолжении экономического кризиса и его воздействии на экономику Приднестровья. В чем это выражается в первую очередь? В том, что данные по объемам внешнеторговых операций, осуществляемых субъектами Приднестровья, не сдвинулись в сторону положительной динамики. Значит, в чем главная причина? В том, что, начиная с июля месяца, не работает основной налогоплательщик и основной субъект экономической деятельности Приднестровья – Молдавский металлургический завод. Правда, попутно нужно оговорить, что с февраля месяца его учредители и высший менеджмент обещают запустить сталеплавильное производство. По всей видимости, результаты этого будут видны где-то уже по итогам первого квартала. Однако, что необходимо отметить как положительную динамику, - это увеличение как объемов выпуска продукции, так и экспорта предприятий легкой промышленности и машиностроения. Значит, если предприятия легкой промышленности увеличивают объем экспортных операций поступательно, то рост объемов внешнеэкономических операций предприятиями машиностроения объясняется просто низкой базовой ставкой прошлого года. Ну, скажем, если производство было на таком-то уровне, то оно теперь выросло и цифры получаются большие, но стартовая база низка.

Свободная Европа: Согласно этой же статистике, импорт в Приднестровье почти в два раза превысил экспорт. Львиную долю импорта составляет природный газ. Приднестровский регион с населением около 500 тысяч человек израсходовал в прошлом году природного газа на 600 миллионов долларов. Значительная часть этой суммы - в долг. Задолженность Приднестровья перед Газпромом в настоящий момент превышает 2,5 миллиарда долларов. Статистика также показывает, что 70-80% сельскохозяйственных продовольственных товаров в Приднестровье тоже импортируется. В какой степени в этих условиях выполняются социальные статьи бюджета региона?

Сергей Мельниченко: Естественно, шаткое положение с небольшим увеличением объемов внешнеторговых операций негативно сказывается на состоянии бюджета и на выполнении республикой своих социальных обязательств перед гражданами. Им сейчас вдвойне тяжело, поскольку с 1 января повысились тарифы на коммунальные услуги. Они повышены, правда, на коэффициент инфляции, но при этом повышение заработной платы работников бюджетной сферы произошло всего лишь на 6%, а планируемая инфляция на следующий год составляет 12%. Последующее повышение заработной платы работникам бюджетной сферы случится только 1 июля, и снова на 6%. Обоснование руководителей министерств экономического блока заключается в том, что инфляция в январе же не 12%, а она идет последовательно, т.е. уровня 12% она достигнет только в декабре следующего года.

Свободная Европа: Г-н Мельниченко, как объясняется тот факт, что всего лишь за год регион стал поставлять на правый берег Днестра 30% своей продукции?

Сергей Мельниченко: Главный прорывной момент состоял не в том, что мы начали больше производить и больше реализовывать на правом берегу, а еще случившееся немного ранее отмена таможенной пошлины – стопроцентной таможенной пошлины на товары из Молдовы. Соответственно, это послужило как бы возрастанию взаимоотношений экономических агентов между двумя регионами, только потому, что это им становится экономически выгодно из-за того, что здесь не работает фактор транспортный, поскольку вы знаете, что как импорт, так и экспорт затруднен в Приднестровье через свою территорию, а все происходит – в частности, в большей части экспорт - через территорию Молдовы. Это удлиняет путь, транспортная логистика ухудшается. Поскольку, скажем так, рыбницкая станция и станция украинская всего в несколько километрах, а если через север Молдовы, то это 200 километров с чем-то. Из-за этого, кстати, очень пострадал Молдавский металлургический завод. Большие от этого у него убытки из-за того, что у него много и ввоза сырья, и вывоза продукции.

Свободная Европа: учитывая динамику прошлого года, какие перспективы ожидают приднестровскую экономику в 2011 году?


Сергей Мельниченко: Если мы регион экспортно-ориентированный, значит, логически вытекает, что мы будем подвержены трендам и тенденциям, которые существуют в мировом масштабе, ну, по крайней мере, европейских. Пока позитивных сдвигов по завершению кризиса не наблюдается, наоборот, сейчас эксперты ООН говорят, что из-за продовольственного дефицита кризис экономический будет развиваться еще в большей степени и наступит его очередная волна. Поэтому надеяться на какие-то… То есть мы можем, скажем, использовать внутренние резервы – это лишь малая какая-то часть, которая уже использована. Скажем, в нынешнем году 25 миллионов рублей из бюджета – специальный фонд на развитие малого и среднего бизнеса. Первый вопрос. Второй вопрос – это создание Сельхозбанка, внесение в его уставный капитал, опять же из бюджета, 25 миллионов долларов с привлечением крупных сельхозхолдингов для выделения долгосрочных низкопроцентных кредитов на развитие АПК. Это, как говорится, внутренние резервы и все, что можно было сделать… По любому, мы зависим от трендов, которые будут исходить от мирового рынка. И от тех стран, которые являются основными потребителями нашей продукции.

Свободная Европа: Перед достижением режима свободного перемещения своих граждан в Евросоюзе, Республика Молдова надеется открыть зону свободной торговли с государствами европейского сообщества. Это предполагает отмену в течение 2-3 лет всех пошлин на экспорт молдавских товаров, в том числе приднестровских, в Европу, но с сохранением – в качестве меры защиты внутреннего рынка – импортных пошлин. Насколько склонен Тирасполь сотрудничать в этом смысле, учитывая, что приднестровский экспорт, как известно, превышает экспорт правобережной Молдовы?

Сергей Мельниченко: Я не знаю, как там состояние промышленности и экспорта в Молдове, но я знаю, что в нашем регионе есть достаточно – и немало – номенклатур товаров, которые могут экспортироваться, в том числе и в страны Евросоюза, строгие по качественным требованиям. Даже на сегодняшний день известно, что ряд приднестровских предприятий при содействии Молдовы имеют преференции на торговлю со странами Евросоюза. И я должен сказать, что динамика внешнеторговых операций, скажем, со странами СНГ и с Евросоюзом, колеблется, меняется в зависимости от тех условий, которые создаются для предприятий. Я не думаю, что руководство региона и деловая элита возражает из-за каких-то там политических моментов против использования преференций, скажем, льготного отправления товаров в страны Евросоюза. Потому что там проблем ни с платежами нет, ни с оформлением, ни с репатриацией валютной выручки. Механизм налажен и так далее... Если будут создаваться еще более благоприятные, скажем, условия для продвижения приднестровских товаров, которые в принципе могут составить конкуренцию на западном рынке другим поставщикам, то это будет выгодно как экономическим субъектам региона, как населению региона, как бюджету региона, так и в целом может присутствовать нахождение каких-то общих точек соприкосновения в политических вопросах. Потому что экономика по любому двигает политический процесс. Ну, у меня вот как бы такое видение и думаю, что реализация даже Евросоюзом гуманитарных проектов, скажем там, в деторождении, еще каких-то медицинских направлениях, показывают, что с Приднестровьем можно и нужно работать и находить компромисс в этих вопросах. Скорее всего, эти гуманитарные проекты были в прошлом году – и которые будут в этом году со стороны Евросоюза – некими пилотными для прощупывания почвы: а возможно ли в регионе вести дела, в том числе экономического плана. Я думаю, что динамика этого будет позитивная в плане того, что эти проекты кроме гуманитарной направленности, скажем, по строительству водопроводов в сельских населенных пунктов, проектов медицинского направления, может быть экология - то есть таких, где меньше всего задействована политика – со временем может перейти на экономическую сферу.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG