Linkuri accesibilitate

Лукашенко и ПАСЕ не поняли друг друга


Александр Лукашенко не боится западных резолюций
Александр Лукашенко не боится западных резолюций
27 января Парламентская Ассамблея Совета Европы на пленарном заседании в Страсбурге приняла жесткую резолюцию о ситуации в Белоруссии, в которой призвала применить точечные санкции в отношении белорусских официальных лиц, а также открыто воздержаться от признания результатов декабрьских президентских выборов в этой стране.

Многих поразили размеры репрессий, которые учинил белорусский лидер, – например, социалистку Лизу Кристоферсон из Норвегии:

– Лукашенко говорит, что он победил при поддержке в 80 процентов. Если это так, тогда чего же он боится? Мы полностью поддерживаем проект резолюции, так же как и дальнейшее замораживание статуса Белоруссии, как страны, приглашенной в Совет Европы. Я сомневаюсь, что Лукашенко хочет быть членом нашей организации. Похоже, что желание остаться у власти – это его единственная движущая сила, – считает Лиза Кристоферсон.

Главным защитником Лукашенко выступил лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов. По его словам, политика Лукашенко является основой процветания Белоруссии и при нем в стране гораздо спокойнее, чем, например, в России:

– Граждане Белоруссии шли на выборы, как на праздник, целыми семьями. Хочу, чтобы каждый из нас задумался, почему девять из десяти граждан Белоруссии пришли на выборы и восемь из десяти проголосовали за тот курс и политику, которую проводил Лукашенко. Белоруссия лучше всех работает на постсоветском пространстве, она за последние годы построила 170 лучших производств и 75 процентов своей продукции продает почти во все страны мира, – подчеркнул Геннадий Зюганов.
Лукашенко говорит, что он победил при поддержке в 80 процентов. Если это так, тогда чего же он боится?

Однако эти слова вызвали очень серьезную критику европейских парламентариев. Кристо Споргуридис из Республики Кипр, один из наиболее активных правозащитников в ПАСЕ, сказал, что время для увещеваний Минска прошло:

– Я не стесняюсь называть режим Лукашенко диктатурой в сердце Европы. Сейчас всем ясно, что мягкие методы, которые мы пробовали, вовлекая режим Лукашенко в какую-то форму диалога в надежде на то, что Лукашенко станет более цивилизованным, – все эти методы определенно провалились. Пока Лукашенко будет у власти, никакой продолжительный прогресс невозможен, – уверен Кристо Споргуридис.

В результате Ассамблея серьезно ужесточила текст своей резолюции. В ней, кроме требований к Лукашенко освободить оппозиционеров из заключения и расследовать применение силы против гражданских активистов, добавлен пункт о приемлемости избирательных санкций против белорусских чиновников, о чем уже говорит Евросоюз. Кроме того, в резолюции содержится призыв ко всем странам Совета Европы открыто не признавать результаты президентских выборов прошлого года и просьба к партиям европейских стран поддержать своих политических партнеров в белорусской оппозиции, в том числе и финансово.

Европейские парламентарии были сердиты на Александра Лукашенко по-настоящему, в том числе из-за угрозы отнять сына у белорусской журналистки Ирины Халип и ее мужа, кандидата в президенты Андрея Санникова. Об этом в резолюции ПАСЕ упомянуто отдельно.

Тем временем, Александр Лукашенко продолжает обвинять внешние силы и внутреннюю оппозицию в попытке государственного переворота в день президентских выборов 19 декабря. Кроме того, Лукашенко отметил, что полтора десятка лет против него действуют разные санкции, однако ничего плохого так и не произошло. А поэтому новых ограничений он не боится.

Представляя депутатам нового премьер-министра Михаила Мясниковича, президент Белоруссии заявил: оппозиция под контролем иностранных спецслужб собиралась совершить государственный переворот. Однако поступившие для этих целей деньги были разворованы, а их остатки потрачены на погромы. В организации массовых беспорядков на площади Независимости в Минске Александр Лукашенко обвинил кандидатов в президенты и членов их штабов. Четверо из десяти претендентов на высший государственный пост больше месяца удерживаются в изоляторе КГБ, еще трое находятся под подписками о невыезде и неразглашении тайны следствия.

Кроме того, Лукашенко заявил, что попытки западных стран "надавить" на него посредством политических санкций нужный результат не дадут:

– Вы меня пугаете санкциями, визами какими-то и прочим? Да Господь с вами! Я живу в этом визовом ограничении уже, наверное, с десяток лет. И жив-здоров пока! Поэтому пугать меня бесперспективно, – заявил Александр Лукашенко.
Пока Лукашенко будет у власти, никакой продолжительный прогресс невозможен

Вопреки призывам демократической общественности и международных институтов, требующих освобождения политзаключенных, ответственные за развязывание репрессий утверждают, что действуют строго в рамках закона. Министр внутренних дел Анатолий Кулешов признался, что лично руководил операцией по нейтрализации участников митинга 19 декабря, однако не считает, что должен перед кем-то снимать генеральскую фуражку:

– Почему я должен сегодня идти на поводу у тех, кто сознательно, ради корысти и в угоду себе нарушает этот закон о массовых мероприятиях? Я, равно как и мои подчиненные, не превысил ни одного пункта действующего законодательства, следовательно, мне извиняться не перед кем и не за что, – утверждает Анатолий Кулешов.

Правозащитники возмущены: почти месяц адвокатов не допускают в следственный изолятор КГБ для встречи с задержанными экс-кандидатами в президенты, общественными деятелями, журналистами. Однако представители властных структур утверждают, что такого желания не изъявляют… сами обвиняемые. Говорит Генеральный прокурор Белоруссии Григорий Василевич:

– По линии прокуратуры Минска, которая осуществляет надзор за делом, расследуемым ГУВД столицы, было письмо в адрес начальника СИЗО с тем, чтобы принять меры организационно-технического характера. Мною также было направлено письмо председателю Комитета госбезопасности, чтобы были приняты меры организационного плана, если есть необходимость в таких встречах. Но подчеркиваю: я спросил у своих подчиненных, которые посещали задержанных, – есть у тех жалобы или нет? И они даже расписались в информации, что таких жалоб нет, – заявил Григорий Василевич.

В свою очередь, председатель Конституционного суда Белоруссии Петр Миклашевич дал понять, что ждать скорого освобождения политиков, обвиненных в организации массовых беспорядков, не стоит. Напомню, что всего по данной статье Уголовного кодекса проходят 37 человек, всем грозит до 15 лет лишения свободы:

– С правовой точки зрения кандидаты в президенты не обладают иммунитетом от уголовного преследования за совершенные противоправные деяния. В отношении их проводятся расследования, результаты будут, естественно, доведены до общественности, и уже тогда их действиям будет даваться конкретная правовая оценка, – подчеркнул Петр Миклашевич.

Как известно, неделю назад Европарламент принял жесткую резолюцию по Белоруссии, а 31 января предложенные евродепутатами беспрецедентные санкции рассмотрят министры иностранных дел стран Евросоюза.

Член Сейма Белорусского народного фронта Валентина Святская уверена, что иных эффективных рычагов воздействия на белорусский режим пока нет:

– Таких жестких документов в отношении Белоруссии до этого еще не было, но я считаю, что все это абсолютно оправдано. Потому что санкции касаются, в первую очередь, не Белоруссии и не белорусов, а исключительно личности Лукашенко. И в таком случае будет очень мощное движение стран Евросоюза в направлении того, чтобы на самом деле в Белоруссию пришла демократия. Другими мерами диктатора на место поставить уже невозможно. И когда отдельные политики выступают и говорят, что это очень жестко и т.д., я подчеркиваю: это жестко, но не в отношении Белоруссии и белорусов. Люди от этого не пострадают. Они намного больше страдают из-за того, что здесь воцарилось, – уверена Валентина Святская.

Похоже, Александр Лукашенко готов отвечать "взаимностью". Сегодня он заявил, что готов был выстраивать отношения с Западом, но там, оказывается, "шутить вздумали". Как высказался белорусский лидер, "убаюкивали, а сами под Варшавой, Брюсселем, Берлином выстраивали свои планы, финансировали пятую колону. Это сейчас очевидно", – подчеркнул Лукашенко.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG