Linkuri accesibilitate

Социолог Борис Дубин – о жизни в ожидании терактов


Борис Дубин
Борис Дубин
В связи со взрывом в московском аэропорту "Домодедово" социологам вновь приходится обсуждать отношение российского общества к террористической угрозе.

По свидетельству социологов Левада-центра, угроза терроризма - одна из самых серьезных проблем для российского населения, особенно для жителей крупных городов. Здесь подавляющее большинство людей опасаются новых терактов. Тему комментирует Борис Дубин, заведующий отделом социально-политических исследований центра:

- Примерно от двух третей до 75% и даже до 80% взрослого российского населения не исключают, что их близкие могут в ближайшее время стать жертвами террористического акта. Все-таки из года в год подавляющее большинство россиян живет в зоне террористической угрозы. Естественно, это ощущение становится еще резче в тот период, когда такого рода теракты происходят, как было в марте прошлого года после взрывов в московском метро. Скорее всего, что-то такое будет и сейчас после событий в "Домодедово".

- Как оценивают люди угрозу терактов в стране? Растет она, по их мнению, или остается на прежнем уровне?

- Россияне террористическую угрозу ощущают постоянно, и порядка 60% считают, что эта угроза остается прежней. А процентов 30 считают, что она растет. Конечно, очень много в этом смысле значат сами террористические акты. Сразу после них и какое-то первое время после них эти показатели опасности и нарастающей опасности зашкаливают.

- Как оценивают граждане работу правоохранительных органов по расследованию уже совершенных терактов и по предотвращению новых?

- Достаточно критично и даже, я бы сказал, негативно оценивают. Прежде всего, все террористические акты последнего времени россияне связывают с тем, что коррумпирована милиция, что непрофессионально, плохо работают спецслужбы. Такого мнения придерживаются достаточно большое количество россиян. Это, конечно, не подавляющее большинство, но обычно порядка 30-35% считают, что правоохранительные органы, спецслужбы о готовящихся атаках террористов знали, но не смогли предотвратить, а процентов до 20 считают, что, может быть, они сами имеют отношение к этим террористическим актам.

- Какие меры борьбы с терроризмом одобряют или одобрили бы россияне?

- Вообще говоря, особенно в первые дни после террористических актов, настроения достаточно жесткие - уничтожать террористов, уничтожить базы терроризма на Северном Кавказе. Важно, что террористические акты, как правило, еще до того, как по этому поводу появились объективные данные, российское население связывает с ситуацией на Северном Кавказе, с двумя чеченскими войнами и с желанием чеченского или северокавказского населения отомстить. Поэтому обычно требования высказываются достаточно жесткие. Но если мы задаем вопрос: "Что все-таки важнее в случае террористических актов - уничтожить террористов или все-таки избежать крови и сохранить жизнь заложников?" - примерно 60-65% считают, что важнее сохранить жизнь заложников, и только процентов 20 готовы на любые жертвы, лишь бы уничтожить террористов.

- Как влияет страх перед терактами на другие процессы в общественном сознании?

- Страх плохой советчик, особенно коллективный страх, особенно если это страх смерти, а не просто опасения потерять кошелек. Поэтому постоянная атмосфера готовности к тому, что ты можешь стать жертвой террористического акта, конечно, это скверный фон для политических или экономических решений, вообще для повседневной жизни. В принципе, сразу после террористических актов, в частности, прошлогодних взрывов в московском метро, примерно до трех четвертей городского населения соглашались с тем, что можно прослушивать телефоны, можно поступиться гражданскими, демократическими свободами в ситуации тотальной и острой опасности. Так что, эта атмосфера для демократии и повседневной жизни чрезвычайно негативная, – считает социолог Борис Дубин.

По данным Левада-центра, 65% жителей крупных российских городов уверены, что в случае терактов основные телеканалы должны постоянно давать как можно более полную информацию о происходящем, а не предоставлять ее дозированно и по разрешению спецслужб.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG