Linkuri accesibilitate

Владимир Кара-Мурза - о встрече лидеров России и Польши


Дмитрий Медведев (справа) и Бронислав Коморовский
Дмитрий Медведев (справа) и Бронислав Коморовский
Президент России Дмитрий Медведев в понедельник, 6 декабря, прибыл с официальным визитом в Польшу. Вопросы укрепления двусторонних контактов Медведев будет обсуждать на переговорах с президентом Польши Брониславом Коморовским и премьер-министром Дональдом Туском. В числе приоритетных направлений сотрудничества – энергетика, торговые связи. Незадолго до нынешнего визита Медведева Госдума России одобрила заявление о признании бывшего советского лидера Иосифа Сталина ответственным за массовый расстрел польских военных под Катынью в 1940 году.

Владимир Кара-Мурза: "Поляки и россияне должны знать всю правду о трагических моментах истории", - заявил президент России Дмитрий Медведев на встрече со своим польским коллегой Брониславом Коморовским. "Вы знаете, что за последнее время Россия пошла на целый ряд беспрецедентных шагов, которые были направлены на расчистку наследия прошлого, включая передачу соответствующих архивных материалов катынского дела. Такая линия будет продолжена, мы избрали ее абсолютно осознанно", - сказал Медведев. Президент России в ходе визита в Польшу вручил государственную награду кинорежиссеру Анджею Вайде. Вайда награжден орденом Дружбы народов за большой вклад в развитие российско-польских отношений. В ответ Вайда поблагодарил президента за решение раскрыть правду о преступлениях в Катыни. "Вы первый президент России, который принял решение рассекретить документы по Катыни и отдать должное жертвам этих преступлений", - сказал режиссер. О том, способна ли личная встреча лидеров России и Польши существенно сгладить взаимные противоречия, мы сегодня говорим с председателем польской комиссии международного историко-просветительского общества "Мемориал" Александром Гурьяновым и Тадеушем Ивински, профессором, депутатом ПАСЕ. Открывает ли сегодняшняя встреча российского и польского президентов возможность преодоления накопившихся противоречий?

Тадеуш Ивински: По-моему, есть шанс на то, что я называю дозрение примирения. У нас были исторически сложные отношение. И положение немножко улучшилось, во-первых, после пребывания господина Путина как премьер-министра в прошлом году 1 сентября, учитывая, что официально первый раз он узнал, что Вторая мировая война началась с момента нападения на Польшу, а не с момента, когда началась большая война в июне 41 года. И во-вторых, после смоленской трагедии, в которой погиб президент Качиньский и 95 видных фигур польской политики 10 апреля. Так называемые нормальные, обыкновенные поляки могли посмотреть на великолепную реакцию с одной стороны обыкновенных россиян и российской власти. Допустим, траур был провозглашен господином Медведевым на территории всей России, и сразу приехал Путин на место катастрофы. Независимо от взрыва вулкана в Исландии, Медведев, господин Обама отказался, Саркози не смог, Меркель тоже, а он приехал на похоронах 18 апреля. Хотя поляки ждут еще деталей, касающихся исследования причин этой катастрофы. Это являлось символом, в чем мы нуждаемся. Это с одной стороны, оставить историю историкам, все до конца материалы получили, а с другой стороны сосредоточить наше внимание на будущем на экономическом сотрудничестве. Польша является вторым партнером торговым после Германии, только в первой половине года торговые обороты были почти 10 миллиардов долларов. Чтобы преодолеть стереотипы, существующие с обеих сторон, поэтому надо нам создать программы обмена молодежью, чтобы пойти по пути, который мы прошли в примирении Польша - Германия. Я думаю, что это произойдет относительно скоро.

Владимир Кара-Мурза:
Чем вы объясняете существенный прогресс в катынском вопросе, достигнутый буквально в последние дни российской политической элитой?

Александр Гурьянов: Я бы сказал, что этот процесс начался не в последние дни, а прогресс, если иметь в виду шаги, которые предпринимает наша российская власть в катынском деле, то этот прогресс начался, с моей точки зрения, до этой трагической катастрофы самолета. Я имею в виду и подготовку к церемонии 70-й годовщины катынского расстрела, и участие в этой церемонии премьер-министра Путина в качестве хозяина этой церемонии, и речь Путина 7 апреля после катастрофы. То есть какой-то поворот после 18 лет молчания российской власти, абсолютного молчания по вопросам, связанным с Катынью, этот поворот начался еще в начале года. А то, что произошло в последние дни – это очередные важные и очень положительные шаги. Прежде всего заявление Госдумы, принятое 26 ноября, первый такой официальный документ органа, который представляет страну, то есть не просто высказывания премьер-министра, еще более далеко идущие были высказывания президента в апреле и в мае этого года, но это были их личные высказывания, их личное мнение. И вот принято заявление Госдумы, которое следует считать позицией страны, официальной позицией нашей страны, в котором впервые сказано о личной ответственности Сталина и руководства СССР за расстрел польских граждан. Такого до сих пор не было - это очень важное заявление.
В этом заявлении сказано о необходимости работы по выверке списков погибших для того, чтобы воздать должное их памяти. Такая обтекаемая формулировка, однако, с нашей точки зрения, эта формулировка и такое убеждение Госдумы можно трактовать как основу, как поддержку усилий по юридической реабилитации, юридического признания всех расстрелянных польских военнопленных и заключенных жертвами политических репрессий в соответствии с действующим российским законом. Это та цель, необходимость достичь которой провозглашает "Мемориал", мы добиваемся несколько лет довольно безуспешно. Возможно, заявление Госдумы даст какой-то импульс в этом направлении. Поэтому заявление так же говорит о необходимости дальнейшего раскрытия всех материалов. При этом надо иметь в виду, что основной корпус исторических материалов в большинстве своем был раскрыт довольно давно, а главным корпусом нераскрытых материалов являются материалы расследования, то есть современные документы, не исторические, материалы расследования уголовного катынского дела, которое вела Главная военная прокуратура с 90-го по 2004-й год. Процесс передачи копий этих материалов польской стороне продолжается, буквально три дня назад была передана очередная порция 50 томов, что тоже, несомненно, является весьма положительным шагом.

Владимир Кара-Мурза: Рой Медведев, писатель-историк, бывший народный депутат СССР, ветеран Великой отечественной войны, рад отказу от русофобии верхушки польского общества.

Рой Медведев: В значительной мере это принципиальный поворот. Потому что среди всех соседей России на Западе самое русофобское поведение характеризовало польское руководство. И при братьях Качиньских особенно сильно это было выражено. Я не буду говорить о всех обстоятельствах, которые заставили повернуть и Польшу, и Россию друг к другу, но в значительной степени здесь сыграл роль и кризис, который затронул все европейские страны, и трагедия, которая произошла под Катынью, когда погибло почти все польское руководство. Эти события, разные по своему масштабу и характеру, показали ясно и польским, и российским руководителям, что с соседями, крупными и великими европейскими народами, которыми являются русский и польский народы, с соседями нужно дружить.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG