Linkuri accesibilitate

Жестоко избит журналист Олег Кашин


Олег Кашин
Олег Кашин
В ночь на 6 ноября в центре Москвы на Пятницкой улице совершено нападение на обозревателя газеты "Коммерсант" Олега Кашина. У него тяжелая черепно-мозговая травма и многочисленные переломы. Сейчас пострадавший погружен в состояние медикаментозного сна после операции. Главный редактор "Коммерсанта" Михаил Михайлин связывает нападение с профессональной деятельностью журналиста. У здания ГУВД Москвы проходит серия одиночных пикетов за расследование нападения. На плакатах пикетчиков надпись: "Избит журналист Олег Кашин. Я требую найти исполнителей и заказчиков".

У здания ГУВД, как сообщает корреспондент Радио Свобода, находятся около пятидесяти человек. Один человек держит плакат у входа в здание, второй - на противоположной стороне улицы, через 5-10 минут пикетирующего сменяет другой человек. В акции участвуют и журналисты. Милиционеры не препятствуют проведению акции.

Как сообщила журналистам супруга Олега Кашина Евгения Милова в 36 городской клинической больнице, ему сделали операцию. У журналиста тяжелая черепно-мозговая травма, перелом голени, ему ампутировали фалангу мизинца. Сейчас он находится в состоянии медикаментозного сна.

Уголовное дело о нападении на Олега Кашина переквалифицировано по статье "покушение на убийство группой лиц", сообщает "Интерфакс" со ссылкой на официального представителя СКП РФ Владимира Маркина. По его словам, на Олега Кашина напали два преступника, о чем "свидетельствуют записи камер видеонаблюдения, расположенных во дворе по месту жительства журналиста". Напомним, расследование этого дела взял на особый контроль генеральный прокурор России Юрий Чайка. Об этом сообщила официальный представитель ведомства Марина Гриднева. Ранее с распоряжением взять дело на особый контроль к Юрию Чайке и главе МВД Рашиду Нургалиеву обратился президент России Дмитрий Медведев. Как сообщает агентство РИА-новости, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов сказал, что "надеяться на МВД в чистом виде" нельзя, поэтому необходимо провести совместное с "Коммерсантом" журналистское расследование нападения на Олега Кашина.

Главный редактор газеты "Коммерсант" Михаил Михайлин связывает нападение на Олега Кашина с его профессиональной деятельностью. Как сообщил Михайлин в интервью Радио Свобода, в момент нападения журналист имел при себе дорогостоящую технику и кошелёк. Ничего из этих вещей украдено не было:

- Ночью возле его подъезда на него напали два человека и зверски его избили. Сломали голень, по-моему, сломали череп в двух местах, выломали пальцы на правой руке. Олег получил сотрясение мозга.

- Каково его состояние и где он сейчас находится?

- Состояние тяжелое, находится в 36-й горбольнице. После проделанных операций есть новость хорошая, если можно так сказать, - не было кровоизлияния в мозг, то есть не потребовалось далее хирургического вмешательства. Состояние тяжелое, потому что после проделанных операций врачи ввели его в искусственную кому, и в искусственной коме он пролежит несколько дней.

- С чем вы связываете нападение на Олега Кашина? Это могло быть уличное хулиганство, ограбление или все-таки…


- Значит, смотрите, хулиганство и ограбление исключается, потому что у Олега была с собой дорогостоящая техника, ай-пад, телефон, деньги, документы – все это осталось целым. То есть нападавшие ничего не забрали. Это связано с его деятельностью профессиональной исключительно. Потому что Олег является сотрудником издательского дома "Коммерсант", специальным корреспондентом Издательского дома, проводил расследования всякие, в том числе и касавшиеся неформальных молодежных организаций.

- В том числе он писал и об экстремистских молодежных организациях России?


- В том числе, да, конечно. Последняя его статья вышла в журнале "Власть", она была посвящена, по-моему, лимоновцам.

- Среди его публикаций были и Химкинский лес, и другие острые темы, да?

- Совершенно верно, да. Мы с ним договаривались, что он будет об этом писать, и он писал.

- Олег получал угрозы последнее время, известно ли вам что-то об этом?

- Я думаю, что если бы он получал угрозы, я бы об этом знал. Потому что в Издательском доме "Коммерсант" предусмотрена система безопасности, очень сильная, и если бы в его адрес поступали угрозы, то мы бы, конечно, предприняли меры соответствующие, не допустили бы этого нападения. Ну, тут видите, какая ситуация, тут люди не угрожали, а просто взяли и сделали.

- Сейчас пока никаких версий правоохранительные органы не выдвигают? Есть ли какая-то информация о том, как началось расследование, есть ли какие-то зацепки, может быть, свидетели произошедшего?

- Свидетели, по-моему, есть, одна его соседка слышала, как все происходило. И даже сказала, что Олега били не руками, а тяжелыми предметами. Я думаю, что это были куски арматуры или бейсбольные биты, что-то в этом роде. Потому что так сломать ногу руками невозможно. Соответственно, начнется расследование, и я думаю, что оно будет доведено до конца, очень надеюсь на это. Со своей стороны, как член Общественного совета города Москвы, будут оказывать максимальное давление на следствие, с тем чтобы следствие завершилось так, как нам нужно. В момент избиения ему ломали пальцы на правой руке, очевидно, что людям, сделавшим это, не нравилось то, что он говорил и что пишет, – считает Михаил Михайлин.

Московский фотограф Максим Авдеев видел Олега Кашина незадолго до того, как на него напали. Об избиении Олега Кашина он узнал от Евгении Миловой. Об этом Максим Авдеев рассказал в интервью Радио Свобода:

- Я был одним из последних, кто его видел, он был у меня в гостях, мы ужинали. Он ушел в нормальном расположении духа, все было хорошо. В последнее время все были заняты своими делами, но мы давно знакомы и много общались. Я более или менее знаю, какими будут его ближайшие публикации. Судя по тому, что он о них говорил, там ничего острого нет. Олег говорил про угрозы нашим общим знакомым: они поступали последние пару недель - в связи с Торчаком, бывшим главой "Молодой Гвардии Единой России", который потом перешел на губернаторский пост. Олег не придавал этим угрозам серьезного значения. Но это слишком топорно и понятно, не верится в это, честно говоря, - сказал Максим Авдеев.

Блогеры активно обсуждают реакцию на произошедшее с Олегом Кашиным прокремлевского молодежного движения "Молодая гвардия". Напомним, в августе на сайте движения появилась статья за подписью Владислава Ловицкого, в которой автор в жесткой форме обвинял некоторых журналистов газеты "Коммерсант" в "оказании медиауслуг уличным экстремистам" и называл их "врагами". "Врагами", в частности, были названы Олег Кашин, Дмитрий Бутрин. Среди иллюстраций к статье была фотография Олега Кашина с клеймом "Будет наказан". Утром 6 ноября на сайте движения появился комментарий члена политсовета движения Андрей Татаринова, который сказал, что наказаны должны быть те, кто на Олега Кашина напал. Между тем агентство "Интерфакс" со ссылкой на супругу Олега Кашина Евгению Милову сообщает, что никаких угроз в его адрес не поступало.

Максим Авдеев отметил, что Олег Кашин не реагировал на публикацию члена "Молодой гвардии", поскольку подобные статьи - "естественное для них поведение", и полные ненависти высказывания членов прокремлевского движения "можно встретить в адрес огромного количества журналистов".

Олег Кашин много писал о проблемах Химкинского леса. Лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова рассказала в интервью Радио Свобода об этом:

- Он брал у меня интервью. Он один из первых написал о проблеме Химкинского леса на страницах газеты "Коммерсант". В последнее время на страницах газеты довольно много очень хороших материалов по нашей проблематике, очень серьезных журналистских расследований. Я напомню, что сейчас в коме в реанимации находится жестоко избитый 4 ноября Костя Фетисов, химчанин, активный защитник Химкинского леса. На следующий день Олег Кашин, писавший о проблемах Химкинского леса, со зверскими избиениями тоже оказывается на больничной койке. Мы видим совершенно чудовищную тенденцию: нападения на журналистов, общественных активистов продолжаются. Два года назад было зверское нападение на Мишу Бекетова, которое стоило ему здоровья, он сейчас инвалид, это дело не расследовано, что приводит к новой волне репрессий против гражданских активистов и к новой волне такой агрессии. Мы считаем, что молчать по этому поводу уже нельзя. 14 ноября в 14 часов у памятника Грибоедову мы намерены провести акцию, которая будет поддержана международны сообществом: одновременно будет проводиться акция и в Штутгарте. Мы намерены устроить акцию, которая бы привлекла внимание нашего общества, наших властей к проблеме нападения на гражданских активистов и на журналистов. Мы считаем, что этому надо положить конец, если мы не хотим скатиться к уровню Руанды, где экологическому активисту можно голову публично отрезать. Если мы хотим быть цивилизованным государством, людей, которые занимаются журналистикой, людей, которые занимаются правозащитной деятельностью, людей, которые занимаются экологической деятельностью, государство должно охранять. И те, кто учиняют расправы над экологическими общественными активистами, должны нести серьезное и суровое наказание. Глубочайший позор, что приостановлено дело о нападении на журналиста Бекетова!

- Правильно ли я понял, что вы не исключаете, что может быть прямая связь между нападение на вашего активиста из Химок Константина Фетисова и нападением на журналиста "Коммерсанта" Олега Кашина, и связь эта может быть через Химкинский лес?

- Я этого не исключаю, потому что я не скрываю, что за этим проектом стоит коррупция. А там, где коррупция, там преступные интересы.

- Какую же цель, по вашему мнению, преследуют те, кто организовал эти преступления? Запугать остальных участников – защитников Химкинского леса?

- Естественно, прежде всего цель – запугивание. Очевидно, что наша сила в том, что у нас люди не боятся, они выходят на наши акции, они продолжают борьбу. Но, понимаете, когда они видят, что это может стоить им жизни и здоровья, то, конечно, люди начинают бояться просто выходить из своих домов. Я прекрасно помню, какое было настроение у людей после нападения на Бекетова, потому что первая реакция была – шок и испуг. Потом люди поняли, что надо все равно выходить и все равно продолжать борьбу. Но когда они видят, что государство ничего не делает для того, чтобы каким-то образом наказать злоумышленников, понимаете, я считаю, что совершенно получается нездоровая ситуация у нас в обществе. У нас не такое крепкое гражданское общество, чтобы его так запугивать - заключила Евгения Чирикова.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG